Логотип
Маркет Света RU

Стоячие осветительные приборы в России XVIII – первой трети XIX века

Для России XVIII века характерно большое разнообразие стоячих осветительных приборов – канделябров, жирандолей, подсвечников, торшеров. Как и другие осветительные приборы этого времени, по своему декору и конструкции стоячие осветительные приборы соответствовали стилистике интерьеров, для освещения которых они предназначались.

Трехсвечник железный кованыйТрехсвечник железный кованый. Середина 18 века.

Самая простая форма стоячего осветительного прибора на одну свечу – подсвечник. Подсвечники широко использовались во все времена во всех помещениях (от кухни до парадных залов). Подсвечники изготовляли из разных материалов – дерева, железа, меди, фаянса,  фарфора, кости, бронзы, серебра, золота, стекла, ляпис-лазури, алебастра, горного хрусталя и др.
Подсвечники XVIII века отличаются большим разнообразием форм: в первой половине и середине столетия они имели прихотливые барочные формы, к концу века их делали, главным образом, или в виде балясины с дополнительными украшениями, или же фигурными, причем, особой любовью пользовалась форма ладьи. 
Наряду с бронзой в создании подсвечников использовали хрусталь.
В конце XVIII века стали появляться строгие формы, приближающиеся к русскому классицизму XIX века. Подсвечники в это время имеют конусообразный стержень, опирающийся на шар и на круглую плоскую подставку, украшенную пальмовыми и виноградными листьями и проч. Верхняя часть конуса заканчивается козлиными головками, масками и увенчивается профиткой в форме вазы. Кроме того, популярностью пользовались тульские подсвечники со стальными «алмазами» - под колеблющимся пламенем свечей эффект блеска граней создавал иллюзию настоящих бриллиантов. В Павловске имелись и стальные люстры о восьми и двенадцати свечах, купленные у тульского мастера Семена Самойлова, украшенные золотой насечкой
Канделябры (от латинского candela – «свеча») – большие и богато украшенные настольные многосвечники – делали в XVIII веке из бронзы, железа, меди или фарфора. Довольно много русских подсвечников и канделябров XVII-XVIII вв. сохранилось до наших дней. Держателем для подсвечника могла служить скульптура в виде человеческой фигуры, например, женщины в античных одеждах с дубовой ветвью в руках (от ветви отходили более мелкие веточки-профитки, обрамленные дубовыми листьями из папье-маше или желудями из дерева, покрытыми зеленым золотом). Такие подсвечники по высоте часто равнялись человеческому росту.

Канделябр-вазаКанделябр-ваза конца XVIII века.

Во второй половине XVIII века канделябры стали меньше по размеру, чем в XVII и первой половине XVIII вв. Во времена классицизма весьма распространены были канделябры с основой в виде фигуры (женской или мужской в античных одеждах), держащей в руках светильники. Излюбленная форма постамента – треножник, на котором располагались фигуры львов, козлов, сфинксов и проч. К канделябрам относятся осветительные приборы разных форм и материалов. Например, во второй половине XVIII века часто создавались канделябры-вазы на постаментах в виде мраморных колонн со стеклянным или каменным туловом и бронзовой крышкой. На внутренней поверхности крышки располагались профитки. Днем ваза служила украшением интерьера, а вечером крышку переворачивали так, что профитки оказывались сверху – и та же ваза выполняла функции осветительного прибора. Также часто встречались и фарфоровые канделябры. Большое распространение получили вазы со вставленными розами или лилиями (из дерева или металла), чашечки которых служили профитками для свечей.
Для освещения верхней части интерьера под фризом на кронштейнах устанавливали большие деревянные вазы-канделябры, каждая на семь свечей. В частности, такие канделябры проектировал архитектор В. Бренна для дворца в Павловске. Все канделябры обычно неразрывно связывались с определенным интерьером и редко переносились с места на место. Они становились как бы неотъемлемой частью убранства данного зала, в отличие от подсвечников, которые использовались как переносные светильники.
В 30-40-е гг. XIX века из всех стоячих осветительных приборов наибольшее распространение получили подсвечники и канделябры. Во второй четверти XIX века в большом количестве появляются подсвечники со стеклянными колонками. Канделябры имеют чаще всего треугольные, реже – квадратные основания, на которых возвышается скульптура в виде человеческой фигуры, держащая на голове или в руках светильник.
Жирандоли (от французского girandole) – стоячие фигурные осветительные приборы в несколько свечей – делали в России XVIII века на стержне из граненого хрусталя или цветного стекла с металлической основой внутри. Убранство жирандоли завершал богатый стеклянный убор. Барочные жирандоли по своим основным конструктивным и декоративным формам близки барочным люстрам и бра – жирандоль строилась по форме как половина небольшой люстры, стоящая на бронзовой или мраморной подставке. Металлическая основа жирандоли или плотно закрывалась стеклом, или же была обнажена (в этом случае стержень был тесно спаян с ответвлениями). Жирандоли делали дух видов – большие, которые использовались как пристенники, и малые, которые ставились на каминах и консолях у зеркал.

ЖирандольЖирандоль. Конец XVIII века.

Жирандоли бытовали в России в течение всего XVIII века, но их расцвет относится ко второй половине столетия, т.е. уже ко времени классицизма. В основном их делали без ножек (подставка соприкасалась с поверхностью стола или пола), балясина создавалась из цветного стекла (в раннем классицизме – розового, чуть позже – бирюзового, в конце XVIII века – синяя или красная).
Жирандоли классицизма имели несколько разновидностей: 1) жирандоли с балясиной; 2)жирандоли с вазами, завершающиеся дождем или тарелкой; 3) жирандоли со стрежнем в виде трубочки, с хрустальной корзинкой и восходящим гирляндами. Жирандоли были круглые и полукруглые, односторонние. Последние часто ставили вплотную к зеркалу, так что, благодаря отражению, создавалось впечатление, жирандоли круглой формы.

К стоячим осветительным приборам относятся и торшеры (от французского torche –«факел») – высокие многосвечники, ставившиеся на пол. В XVIII веке их часто делали из дерева с резьбой. Излюбленная форма торшера – стержень, обвитый змеей, на треножнике. Торшеры декорировались козлиными головками или копытцами, создавались в форме античных ваз на постаменте. Некоторые детали вместо дерева делали из папье-маше. Изготовление торшеров, которое в первой четверти XIX века приняло ограниченные размеры по сравнению со второй половиной XVIII века, в 30-е гг. XIX века усилилось вновь, но уже в формах, связанных с фабричным стекольным производством. Торшеры создавались высотой 3 – 3,5 м, для России и на экспорт. Увлечение колоссальными формами продолжалось до 70-х гг. XIX века. В 1840-60-е гг. также выполнялись торшеры из яшмы, порфира, орлеца и других полудрагоценных камней с бронзовыми украшениями.


В начало раздела " Осветительные приборы">>>