Логотип

Русские светильники эпохи барокко

Возникновение в XVIII веке новых центров добычи и обработки черных и цветных металлов в средних районах России, а особенно – на Урале привело к значительным изменениям в технике изготовления осветительных приборов как в крупных городских центрах, так и в провинции. Если в Москве и Петербурге это время создания барочных люстр с богатым хрустальным убором, канделябров и настенников  с пышным декором, то в провинции это время массового перехода от деревянных осветительных приборов к металлическим. В это время, благодаря увеличению добычи железа и возрастающей доступностью его для бытового использования вместо деревянныхсветцев, которые характерны для русской осветительной арматуры XVII века, стали выковывать цельножелезные светцы, высотой 1-1,5 метра. Кованые светцы XVIII века отделывались разветвлениями, придававшими им вид фантастического растения. Несмотря на явно барочные черты, функциональное назначение светца обязывало ограничится плоскостным композиционным построением или очень незначительным выносом деталей, которыми могли быть дополнительные завитки или прикрепленные к стойке растительные мотивы. Слишком объемная форма светца препятствовала бы установке корытца с водой или песком под горящим концом лучины, что было необходимо для собирания падающих угольков. Некоторые светцы делались многоярусными, для использования нескольких лучин, зажигаемых одновременно или постепенно. В некоторых случаях стойки светцев приспосабливались для свечей, используемых, как правило, только в праздничные вечера.

Трехсвечник медныйТрехсвечник медный. Середина XVIII века.

Кроме того получили распространение меднолитые осветительные приборы. Во второй четверти XVIII века своеобразное развитие получили ветвистые трехсвечники из меди. Происхождение их затейливого вида ведется от XVII века, от «травных» узоров, составлявших излюбленные орнаменты того времени. Во второй половине XVIII века медные подсвечники приобрели более сдержанные формы.
Среди предметов кузнечного мастерства особого внимания заслуживают кронштейны, своеобразные бра – держатели для подвешивания фонарей или крупных лампад. Наиболее простые из них относятся к концу XVII - началу XVIII вв. Это прямые или изогнутые стержни, иногда с небольшими ответвлениями по длине.
Во второй половине века усилилось стремление к воспроизведению в железных изделиях реальных растительных мотивов. Кронштейну придавался вид древесного сука с ветвями, листьями, цветами, превращавшими его в подобие пышного куста. К концу XVIII – началу XIX вв. оформление кронштейнов ограничивалось более четкими деталями, обогащенными спиральными завитками.
Несмотря на явное преобладание железа и других не драгоценных металлов в производстве осветительной арматуры, изделия из дерева также продолжают активно изготовляться. Деревянные светцы и подсвечники XVIII века, геометрические по форме, украшались традиционным выемчатым узором. Эти осветительные приборы на протяжении всего столетия сохраняли строгую архитектурность построения, близкую приемам деревянного зодчества Древней Руси.
Деревянные светцы в XVIII веке делали в виде двухъярусной сквозной вышки с витыми колоннами по углам; квадратные ярусы, ограниченные гладкими плоскостями, контрастно сопоставлялись с массивными круглыми «яблоками». В народных светцах входило в обычай подчеркивать вертикаль множеством столбиков, тесно собранных в пучок; пространство между столбиками иногда заполнялось прорезной ажурной веткой растения. Часто формы усложнялись завитками и гребешками. В бытовых изделиях XVIII века, как в архитектурном декоре и мебели этого времени, скульптурное оформление начинает играть важную роль. Резчик стремится превратить весь предмет целиком в скульптурное произведение.

Светцы деревянныеСветцы деревянные. 18 в.

В технике резьбы из дерева выполнялись не только светцы, для которых эта техника была традиционна, но также подсвечники и даже люстры. При этом в народной резьбе по дереву мастера пытались воспроизводить, часто – творчески перерабатывая, популярные в это время барочные формы, как это делалось в люстрах, или элементы рокайльного декора, что видно на примере подсвечника в виде букета цветов. Сложность украшений и яркость раскраски характерны для осветительных приборов середины XVIII века. Позднейшие формы более стройны и спокойны.
В осветительных приборах нового типа, особенно – в люстрах первой половины XVIII века главенствующая роль отводилась сверкающему хрустальному убору – подвескам, розеткам и пирамидкам, скрывающим всю металлическую конструкцию сооружения.
Из бронзы делался только каркас люстры, состоявший из несущего ствола, к вершине и основанию которого были прикреплены концы более-менее изогнутых дуг и замкнутые тяги с фигурными изломами. Прикрепленные к дугам рожки со свечниками были единственными металлическими частями, немного выступавшими из сверкающего каскада хрусталя. Бронзовые части люстр художественной отделке почти не подвергались. Подобным же образом строились пристенные бра и настольные жирандоли. Во всех случаях густая завеса хрустальных подвесок скрывала металлическую конструкцию. Более значительное место занимала бронза в декоративном оформлении фонарей первой половины XVIII века. Они строились шести-восьмигранными, металлическая оправа фонарей состояла из прямых стоек и прихотливо изогнутых верхних частей, обрамлявших застекления.
Осветительные приборы в стиле барокко появляются в России в конце XVII века и создаются вплоть до 1870-х гг., сохраняя устойчивые формы и традиционность как конструкции, так и композиции. В декоре осветительной арматуры эпохи барокко преобладают изогнутые линии, как в стеклянных, так и в металлических частях, которым часто придавали форму изломанной ветки. В хрустальном уборе осветительных барочных приборов основными элементами были подвески в виде прихотливо изрезанного дубового листа, флаконы-обелиски с выпуклыми и вогнутыми областями, отдельные части стеклянного стержня, имеющие форму вазы, и декоративные элементы в виде яблок, шаров, груш и проч. В этих осветительных приборах искусственный хрусталь играл основную роль. Наряду с искусственным хрусталем изредка в декоре осветительной арматуры использовали горный хрусталь, но дороговизна и трудность его обработки делали его малодоступным. Благодаря блеску и преломлению света хрусталя светильники того времени были пронизаны игрой переливающихся радужных отражений. Сам хрусталь имел розоватый или лиловатый оттенок, в зависимости от наличия в нем окиси марганца.
Формы хрустального убора в отличие от осветительной арматуры второй половины XVIII века, были довольно однообразны. В осветительной арматуре барокко впечатление монументальности достигалось не только тяжелым хрустальным убором, но и общей композицией. Для барочных светильников характерны изогнутые обводы и элементы, а в композиции преобладает нерасчлененность объемов. Само расположение светильников в интерьере было неразрывно связано с эстетикой барокко. Размещение осветительных приборов в барочных интерьерах производилась так, чтобы богато декорированные золотом стены умножали сверкание света в хрустале, а отражения в зеркалах иллюзорно умножали бы количество осветительных приборов и создавали иллюзию большего пространства.
Вся хрустальная арматура из твердого поташного стекла, выполнявшаяся в стиле барокко, по свидетельству архивных документов, изготавливалась в России и была широко распространена в первой половине XVIII века в Петербурге, Москве и провинциальных центрах. Развитие стекольного производства в первой половинеXVIII века позволило широко использовать в русских интерьерах зеркала, а в обстановочном комплексе – хрустальную осветительную арматуру. В личные покои, где огромные зеркала и люстры были неуместны, вносили небольшие зеркала, соединенные с подсвечниками. Иногда в комнату вносили зеркала, которые играли роль отражающих поверхностей и, вместе с тем, служили для украшения помещения. Такие зеркала украшались росписями и гравировкой.
В последней четверти XVIII – первой трети XIX вв. осветительные приборы в стиле барокко встречаются наряду с классицистическими. Они имеют обычную конструкцию для первой трети XIX века, разница состоит в ом, что листья в хрустальном уборе теперь не имеют огранки, вместо подвесок в форме обелисков используются пирамидки, а хрусталь прозрачный, обесцвеченый. Осветительные приборы барокко бытовали в Российских интерьерах около восьмидесяти лет.