Логотип

 

Настенная роскошь

Ковер ручной работы

Во все времена ковры, вышивки, гобелены ценились дороже картин и занимали особое место в сокровищницах европейских и восточных монархов, являя собой атрибут власти, царственности и богатства. Лучшие ковры ткали только вручную. Создание каждого из них требовало времени, сил, таланта, но и результат был часто ошеломляющим и неповторимым. И сегодня, когда повальное увлечение стилем этно в музыке, одежде и жилых интерьерах стало весьма заметной доминантой в мире, интерес к коврам среди ведущих российских архитекторов, декораторов и дизайнеров обрел второе дыхание.

Традиционно ковровые изделия по технологии делятся на две группы: безворсовые и ворсовые. Существует также географическое деление по традиционным ареалам производства ковров.

С развитием материалов и технологий ковроткачества меняется и фактура ковров. Ворс ковра порой превращается в шубный мех, а иногда отсутствует, как в плетеных циновках. Современные дизайнеры зачастую разрабатывают необычные модели ковров с использованием различным материалов — полосок замши или толстых, напоминающих макароны ниток, вставок из кожи и металла, вышивки шелком.

Что касается материалов, из которых производятся классические ковры, то здесь традиции сохраняются: самые дорогие изготавливаются из шелка, затем в ценовом диапазоне следуют высококачественные ковры из натуральной шерсти новозеландских, тибетских и монгольских овец. Пройдя обработку на пыле-влагоустойчивость, такая пряжа становится сырьем для ковров высокого уровня.

Дорожка истории

Ковры в своих исторических трудах упоминали древнегреческие, римские и арабские авторы — Геродот, Ксенофонт, Аль-Мугаддаси. А знаменитому пазарыкскомуковру, найденному в Южном (Иранском) Азербайджане российскими учеными, почти 2500 лет. Однако впервые появление ковров в качестве убранства государевых интерьеров Британская энциклопедия относит к IV в. н. э. Это были знаменитые южноазербайджанские (персидские) ковры, украшавшие покои Сасанидских царей Ирана.

К XVI столетию иранские ковры оказались в Европе благодаря интенсивным дипломатическим отношениям между просвещенным иранским монархом из азербайджанской династии Сефевидов Шахом Исмаилом и царствующими особами Европы. Среди европейских королевских семей вошло в моду коллекционировать восточные ковры и разводить тюльпаны.

В Европе ковры, созданные мастерицами из Тебриза, Ардебиля, Хамадана, Урмие, называли персидскими, и под этим названием они получили известность и в России, где аристократические круги оценили эти роскошные изделия по достоинству. Ведь настоящие ковры сохраняют в доме тепло, регулируют влажность атмосферы, снижают риск заболевания суставов, снимают усталость зрения и т. д. А мистические узоры ковров, по преданиям, способны принести в дом благополучие, здоровье, уберечь от бед и несчастий. Персидскими коврами можно украшать стены, можно стелить их на пол. Такая универсальность, не свойственная коврам, произведенным в других странах мира, является главной особенностью именно персидских ковров.

Издревле при ручном производстве ковров использовались шерсть высочайшего качества и натуральные красители из трав и кожуры граната. Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом лишь обретает новую глубину и яркость — в этом секрет их удивительного долголетия.

Европейские банкиры с XVIII в. превращали простое приобретение “иранского чуда” в целенаправленное капиталовложение. Ибо ценность настоящего ковра, как и вина, со временем только растет. По мнению ГеоргияКостаки, знаменитого хранителя и коллекционера русского авангарда, чья страсть к собирательству началась именно с ковров, разыскать старинный ковер или гобелен было труднее, чем картину, да и, как известно, подделать их практически невозможно. Поэтому с точки зрения приложения капиталов коллекционирование ковров было намного рентабельнее — не надо тратить огромные деньги на атрибуцию, чтобы обезопасить себя от подделок.

Наверное, именно это и имел в виду американский художник Джон Сингер Сарджент, когда однажды заметил: “Вся живопись итальянского Ренессанса не стоит одного кусочка иранского ковра!”

Ковровая география

Великие традиции ковроткачества в течение тысячелетий сохранялись в Иране и Азербайджане — признанных законодателях мировой ковровой моды. Однако во второй половине ХХ в. наряду с именитыми азербайджанскими и иранскими коврами, традиционно объединяющими два орнаментальных направления — северное, основанное на геометрическом рисунке, и южное (иранское), насыщенное растительным орнаментом, — на мировом арт-рынке ковров появились изделия из других стран, которым раньше придавалось второстепенное значение, — Юго-Восточной Азии, Магриба, Балкан, Южной Америки, Ирландии.

Азербайджан и Иран

Принято выделять четыре основные школы азербайджанского ковра: ширванскую, гянджинскую, карабахскую и тебризскую (“персидский”, названный по столице Иранского Азербайджана). Отличительная особенность всех азербайджанских и иранских ворсовых ковров — высокая плотность узлов, которая варьируется от 1600 до 4900 на квадратный дециметр, что гарантирует их прочность и долговечность. Средняя продолжительность жизни классического азербайджанского ковра — 300-500 лет и более.

Персидский коверПерсидский ковер

Сами по себе ковры многообразны как по формам, назначению, так и по характеру оформления: палас, килим, джеджим, шадде, верни, сумах, зили и другие виды безворсовых ковров с доминирующим лаконизмом строгой геометрии, которые использовались для покрытия шатров, служили в качестве пологов и занавесей, утепляли и украшали полы в жилищах.

Вместе с тем особый интерес вызывают сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы или иранских ковров. Это ковры овчулуг — охотничьи, с изображениями соколиной охоты или грозного льва, терзающего нежную лань, они считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока — Низами, Физули, Фирдоуси, Хайяма.

Азербайджанские ковры северной школы выдержаны в соответствии со строгими канонами геометрии, на них изображаются сочетания древних солярных знаков, восходящих к культовым представлениям эпохи зарождения земледелия, — крестов, ромбов и т. д. Эти ковры стали в 60-е и 70-е гг. ХХ в. самыми актуальными в интерьерах ведущих европейских дизайнеров.

Нити так плотно увязаны на основе этих ковров, что в каждом квадратном дециметре ковра умещается 3600 узлов. Современному мастеру потребовалось бы как минимум полтора года напряженной работы, чтобы создать подобное бархатистое полотно.

Азербайджанские ковры вызвали к жизни школы подражателей в других странах мира, но для специалиста они все же оставались имитацией, теряющей тонкие оттенки философского смысла орнаментов, присущие оригиналу.

В настоящее время в России несколько крупных фирм специализируются на персидских коврах, завозя их непосредственно из Ирана. На ковры выдается специальный, заверенный иранским правительством паспорт, где указываются точные размеры ковра, его плотность и материалы, из которых он соткан. Стоимость таких ковров в зависимости от размера может составлять от $2000 до $10 000. В некоторых московских магазинах можно встретить и шелковые иранские ковры, оцененные в $15 000 и $20 000. Однако в Москве порой вместо настоящего иранского шелкового ковра могут предложить его китайскую подделку, которая на взгляд обывателя ничем не отличается, но себестоимость которой раза в 3-4 раза дешевле оригинала.

Средняя Азия

В Центральной (Средней) Азии ковры издавна получили широкое распространение. Среди различных направлений выделяются два основных — туркменский и узбекский. Туркменский стиль строг, лаконичен, строен и геометрически выверен. Он весьма популярен в мире и является наряду со знаменитым ахалтекинским конем национальным достоянием Туркменистана.

В противоположность туркменскому узбекский ковер сюзане — апофеоз цветочной нежности, сладкой неги и гедонистического удовольствия. В сюзане лет 20 тому назад были влюблены почти все известные итальянские дизайнеры, декорирующие этим чудом искусства не только чужие, но и собственные жилища. К счастью, традиция производства ручных ковров в Туркмении и Узбекистане жива и успешно развивается, превратившись в один из источников национального экспорта.

Турция

В Турции ковроткачеством занимаются сотни мелких, средних и крупных фабрик. Хотя ручное ковроделие и сохранилось в далеких селах, оно отмирает под натиском промышленных изделий весьма высокого качества. Правда, турецкие промышленники часто используют синтетические нити и краску, но для взыскательных покупателей производятся натуральные как шерстяные, так и шелковые изделия. Турецкие ковры сегодня в основном изготавливаются из высококачественной новозеландской шерсти, а по своему дизайну они сильно напоминают североазербайджанские ковры с доминирующим строгим геометрическим рисунком и использованием древних сакральных знаков или мифологических символов. Классическая расцветка турецких ковров — это прежде всего красный, зеленый и голубой. Турецкие традиции оказали большое влияние на появление и производство балканских ковров, которые привнесли в дизайн крупный и яркий цветочный орнамент.

Дагестан

Ковроделие в Дагестане и по сей день является самым распространенным видом кустарного промысла. По технологии выделки и орнаментальному решению дагестанские ковры прочно привязаны к северной, ширванскойшколе азербайджанского ковроткачества.

В России Дагестан, пожалуй, единственный регион, где еще сохранилась многовековая традиция ручного производства ковров из натуральных компонентов.

Основу узора дагестанских ковров составляет структурный орнамент, изображающий геометрически стилизованные силуэты животных, птиц и растительности. Они отличаются высокой прочностью и долговечностью (250-300 лет) и давно стали неотъемлемой частью домашнего интерьера не только дагестанцев, но и многих жителей юга России.

Остальная Россия

Традиционно русскими коврами называются тюменские махровые ковры сибирских татар из Ишима и Тобольска, которые производятся промышленным способом и имеют своих поклонников. Длина ворса таких ковров достигает 12 мм, а плотность не превышает 50 000 узлов на 1 кв. м. В орнаментации ковров преобладают весьма условные растительные мотивы с обобщенными расплывчатыми очертаниями и яркой расцветкой.

На Ишимской и Тобольской фабриках за последние годы сложился и другой тип высоковорсового ковра с плотностью 32 400 узлов на 1 кв. м и длиной ворса 8-10 мм. Ворсовые ковры с высокой плотностью делают наДалматовской и Канашинской фабриках Курганской области, на Омской ковровой фабрике, Башкирском объединении “Агидель”, Ижевской фабрике художественных товаров и ряде других предприятий.

Индия и Пакистан

В районе Индостана ковры появились с первыми уйгурскими купцами из Китая. Но наивысшего расцвета ковроделие достигло во времена правления Великих Моголов.

Индийские и пакистанские ковры на первый взгляд напоминают иранские. Чуть менее яркий, но крупный рисунок, те же материалы — шерсть и шелк, но нить более крупная, толще ворс — отсюда и более толстый узел на ковре. Соответственно, и ниже цена ковра. С 1980-х гг. индийские, пакистанские и афганские ковры стали пользоваться повышенным спросом на европейском рынке и в России благодаря доступности цен, хорошему качеству и, что немаловажно, схожести с иранскими изделиями.

Наряду с коврами из шерсти популярность завоевали сравнительно недорогие ковры из джута, основным производителем которых стал Бангладеш. Джутовые ковры обладают лаконичным декором и отличаются пастельными тонами, что привлекло к ним внимание европейских дизайнеров минималистского направления.

Китай

Ковроделие в Поднебесной империи в большей степени характерно для районов, где традиционно обитают тюрки-уйгуры и монголы. Китайские ковры, выполненные из шерсти и шелка на хлопковой основе, отличаются большим разнообразием форм и размеров. Характерными для них особенностями являются растительный рисунок с ровным пастельным фоном и рельефная выстрижка поверхности ковра, когда высота ворса на рисунке выше основного ворса полотна. По своей форме они наименее консервативны и могут представлять собой прямоугольник, овал, круг, квадрат.

Китайский шелковый коверКитайский шелковый ковер

Ручные китайские ковры уступают иранским в качестве и не столь сложны по рисунку. Вместе с тем сегодня китайские ремесленники и фабрики весьма быстро реагируют на запросы рынка и могут предложить потенциальному клиенту даже ковры с авангардным рисунком, сделанным по мотивам живописных работ Василия Кандинского или Сальвадора Дали. Китайским коврам типологически близки ковровые изделия из Вьетнама, завоевавшие российский масс-маркет благодаря доступности цен.

Тибет

Эти ковры производятся в самом высокогорном районе мира — Гималайском королевстве Непал. Чистая шерсть тибетских яков и овец тщательно обрабатывается вручную и окрашивается в специальном котле. Шерсть овец с Тибета считается наиболее стойкой и мягкой, но и самой дорогой.

В тибетских коврах в качестве орнамента активно используются буддийские символы и знаки, а также цветочные композиции, напоминающие китайские узоры. Вместе с тем нередки рисунки концептуалистские и откровенно авангардные, созданные на потребу моде. В России тибетские ковры из шерсти, шелка (иногда эти материалы комбинируются) пользуются немалым спросом.

Европа

Попав в Европу из Ирана и Испании, уже с XVII в. ковры стали обязательным атрибутом интерьера фламандских аристократов. И европейское промышленное ковроткачество изначально пошло по пути создания ковров с роскошными, “имперскими” рисунками, содержащими элементы геральдической графики. Тонкие линии, присущие орнаменту иранских ковров, европейские ткачи трансформировали в пышные цветочные букеты, династические гербы и массивные бордюры. Выпуск ковров был поставлен на конвейер.

В средние века в Европе существовали две школы ковроткачества — бельгийская (фламандская) и французская. До сих пор они сохранили свое лидерство.

Бельгийская школа тяготеет к воспроизведению старинных образцов ковров. Такие стилизованные изделия старят машинным способом, а в производстве используют природные красители. Другое характерное для бельгийских фирм направление — выпуск коллекционных ковров с рисунками известных художников: Матисса, Пикассо, Кандинского.

Французский имидж ковру еще три столетия назад придумали мастера лионской мануфактуры, поставлявшие свою продукцию в Лувр. И до сих пор известный французский дизайн ковра в виде крупных цветов, лент, медальонов и бутоньерок привлекает почитателей своей изысканностью и шармом. Такие ковры идеально сочетаются с роскошными антикварными интерьерами, мебелью из натурального дерева с инкрустациями, бронзой и благородным фарфором.

В настоящее время ковры производятся во многих европейских странах — Германии, Дании, Италии. Технологически их производство унифицировано, активно используются синтетические нити и красители, а дизайн выполняется с учетом всех модных тенденций — минимализма, примитивизма, абстракционизма и этнического стиля. Соответственно, весьма разнообразна цветовая палитра — от модной гаммы неокрашенной шерсти до насыщенных, сочных оттенков.

Ирландия

С приходом в Северную Европу христианства кельтское язычество друидов ушло в забвение. Но в начале XIX столетия ирландец Патрик Хиггинс исследовал сохранившиеся древние рукописные кельтские книги и нашел 13 уникальных символов зодиака кельтов, которые впоследствии послужили основой для орнамента так называемых кельтских ковров, изготовленных из натуральной шерсти высокого качества по технологии, напоминающей новозеландскую (новозеландские ковры интересны тем, что используют столетнюю методику обработки овечьей шерсти и процесс обработки включает в общей сложности 42 операции. В результате “золотое руно” становится прочным, пушистым. В цветовой гамме преобладают пастельные тона, а в рисунке — этнический минимализм).

Узоры, изображенные на ирландских “кельтских” коврах, отображают рисунки из знаменитой древней кельтской рукописи “Книга кельтов” (Book of Kells), которая хранится в музее “Старинная библиотека” Дублинского университета.

Производятся ковры преимущественно на северо-западе Ирландии, в графстве Донегол провинции Ольстер, сохранившем древние кельтские традиции в прикладном искусстве. Мастерство ручного труда передается из поколения в поколение. Каждый ковер изготавливается по индивидуальному эскизу, цветовая гамма насчитывает 1500 оттенков шерстяной пряжи. Высота ворса может варьироваться от 1,5 до 4 см, что делаетдонегольские ковры износостойкими.

Более чем вековая история позволила донегольским коврам ручной работы заслужить высокую репутацию. Они украшают королевские дворцы, роскошные отели, посольства, частные резиденции и правительственные здания.

В Москве можно заказать кельтский ковер ручной работы, который поступит заказчику через 3-6 месяцев. Однако он весьма недешев и по стоимости приближается к иранским коврам среднего класса.

Перу

Особая экзотика на российском рынке — эксклюзивные перуанские ковры и гобелены ручной работы традиционного и современного дизайна. Они производятся из натуральной шерсти перуанской ламы, пряденой вручную и окрашенной натуральными же красителями. На коврах изображены древние и современные города Перу, небольшие деревушки и домики, мирно пасущиеся ламы. Пасторальные картинки дополняются портретным изображением перуанских индейцев — детей, женщин, мужчин, одетых в яркие традиционные наряды.

Отдельное направление в декоре перуанских ковров — таинственные геометрические символы. Владельцы таких ковров могут попробовать самостоятельно расшифровать загадки пустыни Наска или изучитьдревнеиндейскую клинопись.

Метафизика роскоши

Дизайнеры утверждают, что ковер занимает главное место в интерьере и зачастую доминирует над мебелью и картинами, организовывая пространство жилища и притягивая внимание.

Настоящий ковер, например иранский, — символ роскоши, аристократизма и утонченности. Но появившиеся дизайнерские ковры с авангардным рисунком быстро завоевали сердца амбициозных и нестандартно мыслящих людей, декларирующих антибуржуазность. Хотя, по мнению испанского модельера Пако Раббана, авангардные ковры столь часто тиражируются, что, напротив, предпочтение азербайджанского или туркменского ковра сегодня может считаться пощечиной пошлой бюргерщине.

Как считает Михаил Володин, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании Art de Vivre, спрос на ковры активизировался по нескольким причинам: выросло благосостояние населения, ведется активное строительство жилья, люди стали интересоваться дизайном интерьера, появился более качественный подход к обустройству жилища. Что касается моды, то устойчивым спросом, по мнению Володина, пользуются “ковры с какой-либо фактурой, со всевозможными вставками из ворса разной плотности, разного состава и с преобладанием пастельного колора — мягкими чистыми тонами, оттенками бежевого цвета или цвета "антик" (эффектсостаривания)”. “Зачастую страна происхождения влияет на выбор меньше всего”, — добавляет эксперт.

Всплеск интереса к коврам подтверждает и Наталья Чуракова, заместитель директора салона английской мебели Nabokoff, который является эксклюзивным представителем знаменитой лондонской Craigie StockwellCarpets Limited, поставлявшей ковры в Букингемский дворец, Королевский дворец Нидерландов, во дворец султана Брунея, семье принца Чарльза и принцессы Дианы. По ее наблюдениям, “повышенный спрос на ковры с индивидуальным дизайном сегодня определяет основную покупательскую тенденцию в коврах элитного класса”.

Ковровые покрытия — безусловный элемент дизайна современного элитного интерьера независимо от стиля, говорит Андрей Патрушев, директор по связям с общественностью компании Knight Frank. Профессиональные дизайнерские студии широко используют этот инструмент для реализации самых разнообразных решений. Восточный и европейский орнаменты в основном используются при создании классических интерьеров. В то же время абстрактные узоры неплохо смотрятся в ремонтах тяготеющих к хайтеку и постмодерну. Достаточно часто этот стиль используется в этнических решениях оформления внутреннего пространства.

“Стиль Востока привлекает многих собственников своей богатой палитрой, которая помогает связать различные элементы убранства квартиры, поэтому в последнее время все чаще можно встретить квартиры, декорированные коврами и напольными покрытиями с восточным орнаментом. Современные по дизайну квартиры хозяева тоже нередко украшают коврами, но более простыми по орнаменту, с четкой геометрией”, — добавляет Мария Пехтерева, ведущий специалист отдела аренды “Контакт — Элитная недвижимость”.

По словам Патрушева, как правило, в прихожих и коридорах используются синтетические ковры с коротким ворсом и большой плотностью, в гостиных — чаще натуральные со средним ворсом. Популярны рельефные ковры. В спальнях все чаще также используются исключительно натуральные мягкие ковры с длинным ворсом. Есть любители стилизаций под мех животного, но вариант украшения интерьера натуральными шкурами животных (в стиле дома охотника) постепенно уходит в прошлое, поскольку такие покрытия недолговечны и трудоемки в обслуживании.

Прошло, по словам Марии Пехтеревой, и время ковров на стенах, но дизайнеры удачно используют панно и напоминающие панно ковровые покрытия 1980-х гг.

Большинство квартир, которые выставляются на продажу на вторичном рынке, имеют достаточно лаконичные интерьеры, отмечает Эллина Фадеева, заместитель генерального директора “Контакт — Элитная недвижимость”. Это, с одной стороны, отражает моду на минимализм, требующий однотонных стен, простых форм мебели и не предусматривающий дополнительных украшений интерьера, а с другой — позволяет сделать менее затратный вариант современного ремонта. Немногие квартиры выполнены в стиле классицизм, ампир, модерн. Ковры, как произведения искусства, удачно вписываются в такие интерьеры.