Логотип

 

Стежок за стежком

Шить быстро и качественно человечество начало относительно недавно. За два с небольшим столетия своего существования швейная машинка прошла долгий путь развития, от первых громоздких, малоэффективных устройств до компактных, стильных машин, способных даже в домашних условиях творить чудеса. В мире более 100 фирм выпускают промышленные и бытовые швейные машины.

Процесс усовершенствования шитья начался с экспериментов с иглой. Костяную иглу сменила металлическая, совершенствовалась ее форма. Появились иглы с одним концом острым, другим расплющенным. Затем — иглы с крючком на конце, иглы с ушком посередине, с острием на одном и ушком на другом конце, с прорезью в середине, круговые, винтообразные, перьевые, дуговые… Изобретатели в разных странах пытались создать механизм, который смог бы заменить ручной труд портных и белошвеек.

Машина швейная.Система Дж. Гиббса, портативнаяМашина швейная цепного стежка прямострочная с ручным приводом настольная детская. Система Дж. Гиббса, портативная. 1930-е. Заводское производство. Металл, дерево. 22,5 х 18,5 х 22,0

Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце ХV века Леонардо да Винчи. В 1755 году немецкому механику Вайзенталю, работавшему в Лондоне, был выдан первый патент на иглу с двумя заостренными концами и ушком посередине. Но патент на швейную машину получил американец Томас Сент 17 июля 1790 года. Он создал аппарат, который при помощи крючковой иглы цепным швом соединял детали обуви. Однако шов был слабый и легко распускался.

Тирольский портной Иозеф Мадерспенгер (Австрия) в 1814 году изобрел свой вариант швейной машины с прямой иглой Вайзенталя. Он предложил принцип ручного шитья — прохождение иглы с нитью под сшиваемый материал и обратно. Это был длительный и неудобный процесс. К столь необычному изобретению враждебно отнеслись его коллеги-портные, опасающиеся конкуренции. Препятствия чинили и недальновидные чиновники, которые требовали от бедного портного неимоверно высокой суммы за патент.

Успеха удалось добиться жителю французского города Сент-Этьен, портному Бартоломео Тимонье (1793–1857). Именно он в 1829 году изготовил из дерева швейную машину с крючковой иглой. Машина давала стабильный цепной шов. В 1831 году Тимонье приехал в Париж и с помощью компаньонов изготовил 80 экземпляров швейных машин. В 1840 году была организована швейная мастерская, которая получила такую известность, что предприятию удалось получить от интендантского ведомства большой заказ на пошив военной одежды. Возмущенные конкуренцией парижские портные разгромили мастерскую и уничтожили швейные машины.

В 1845 году Тимонье и его компаньон Монэм создали совместное предприятие и на этот раз изготовили машины из металла. Разрушила все планы революция 1848 года. Тимонье пришлось вернуться в свой родной город, так и не завершив начатое дело.

По сравнению с современными красавицами первые швейные машины были очень громоздки, неудобны в эксплуатации и давали слабый шов.

И только в 1834 году, когда американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство, стало возможным сконструировать более или менее приемлемую для эксплуатации машину. Но и она в силу различных причин не пошла в производство.

Машина швейная. Система ЗингерМашина швейная челночного стежка бытовая прямострочная с комбинированным приводом. Система Зингер. США. 1870–1880-е. Заводское производство. Металл, дерево. 44,0 х 23,5 х 23,0

Сейчас отцом швейных машин челночного стежка считают американца Элиаса Гоу (1819–1867). Работая на ткацкой фабрике, он решил использовать в швейной машине иглу Ханта и ткацкий челнок. Эксперимент удался. Шов стал ровным и прочным. 10 сентября 1846 года он получил патент на машину, выполняющую шов со скоростью 300 стежков в минуту. Но эта машина совсем не была похожа на те, к которым мы привыкли. Ткань, которую сшивали, располагалась вертикально, а игла имитировала ручное шитье и перемещалась горизонтально.

Гоу пытался заинтересовать своей машиной американских промышленников. Но желающих вложить деньги в освоение и изготовление машины не нашлось.

Поскольку Англия была в то время признанным авторитетом в текстильном машиностроении, Элиас Гоу решил заручиться поддержкой текстильных магнатов. С этой целью в Англию был отправлен брат изобретателя Амаз. Хождение из компании в компанию не только лишило Амаза тех скудных средств, которые братья собрали, но и не принесло успеха швейной машине. Только текстильный фабрикант Томас согласился купить образец машины Гоу с правом получения в Англии патента на нее и изготовления любого количества швейных машин. Единственное, что удалось выторговать, — обязательство выплачивать за каждую проданную машину три фунта стерлингов. Чтобы оформить сделку, Томас добился приезда Элиаса в Англию. Когда изобретатель прибыл, Томас потребовал приспособить машину для шитья дамских корсетов, а после того как все было сделано, просто его уволил. Недальновидность предпринимателя просто поразительна, ведь с изобретением Элиаса Гоу Англия могла получить уникальную возможность стать монополистом на рынке не только текстильного оборудования, но и швейного!

Братья Гоу оказались в Англии совершенно без средств. Для того чтобы вернуться на родину, им пришлось заложить свой американский патент. К этому времени в Америке многие предприниматели с большим успехом начали использовать патент Гоу для изготовления швейных машин, доработав их с использованием других изобретений. Наиболее успешно это получилось у ставшего затем всемирно известным Исаака Мередита Зингера (I.M. Singer, 1811–1875).

Зингер родился в штате Нью-Йорк. Юный Исаак с детства любил мастерить разные занятные штучки. В 12 лет Исаак, которому надоела размеренная жизнь провинциального городка, сбежал из дому и устроился подмастерьем к механику, затем странствовал с бродячим театром. В начале 1840 года судьба занесла его в Фридериксбург (Фридерикстаун), штат Огайо, где он устроился на завод. Монотонное вытачивание болванок скоро ему наскучило, и тогда он усовершенствовал свой станок и изобрел деревообрабатывающую машину оригинальной конструкции. Он также организовал производство и сбыт своей машины.

В 1849 году Зингер оставил налаженный бизнес и нашел в Бостоне компаньона Джоржа Зиберта, но дела в новой фирме пошли из рук вон плохо. Спрос на станки был невелик. По счастливому стечению обстоятельств офис фирмы «Зингер и Зиберт» находился в мастерской механика Орсона Фелпса, мелкого производителя швейных машин. Там в 1850 году Зингер впервые увидел швейную машину.

Зингеру потребовалось всего 11 дней напряженного труда, чтобы создать первый в мире агрегат, который годился для серийного производства. Машинка Зингера имела прямую иглу с ушком у острия, скользящий челнок, лапку для фиксирования ткани и зубчатое колесо, позволявшее ее двигать. А со временем ко всем этим усовершенствованиям добавилась знаменитая ножная педаль с колесным приводом, заменившая неудобный ручной рычаг.

В 1851 году Зингер запатентовал свою машину и выставил опытный образец на продажу, оценив его в 100 долларов. Стимулировать спрос могло лишь какое-то принципиальное новшество. И изобретатель придумал очевидную сейчас, но передовую для тех времен систему. Он решил создать «долгоиграющий» товар. Если до Зингера любые механизмы после поломки отправлялись на свалку или на фабрику для ремонта, то его клиенты могли заказать необходимые запчасти и устранить неисправности. Швейная машинка стала первым бытовым прибором, допускавшим ремонт в домашних условиях.

Машина швейная.PFAFFМашина швейная двуниточного челночного стежка бытовая прямострочная с ножным приводом. PFAFF. Австрия. 1920-е. Заводское производство. Металл, дерево, литье. 82,0 х 44,0 х 103,5

В 1854 году Зингер вместе с адвокатом Эдуардом Кларком основал в Нью-Йорке компанию I.M. Singer & Co. Он убедил партнера и сторонних инвесторов вложить максимум средств в строительство завода для массового выпуска швейных машин со сменными комплектующими. Это было первое в мире производство такого рода. Чтобы продукция успешно продавалась, Зингер провел беспрецедентную кампанию в прессе — здесь как раз пригодился его опыт театрального антрепренера. Уже в 1855 году офис его фирмы был завален заказами из всех штатов Америки. В том же году первый приз на Всемирной промышленной выставке в Париже открыл для нового бытового прибора рынок Старого Света. А за следующие пять лет I.M. Singer & Co стала крупнейшим в мире производителем швейных машин.

Успешное развитие фирмы позволило ей открыть филиалы во многих странах мира, в том числе и в России. Несмотря на то что Зингер имел несколько патентов на различные узлы швейной машины, большинство из них не были определяющими в ее конструктивном оформлении. Кроме Зингера еще несколько фирм производили машины с незаконным использованием патента Гоу, в числе последних были Wheeler & Wilson Mfg. Co и Grower & Baker S.M. Co.

Многолетняя тяжба, истощавшая как нарушителей патентного права, так и изобретателя, закончилась в конце концов в пользу Элиаса Гоу. Решением суда промышленники обязаны были выплачивать изобретателю двадцатидолларовый гонорар с каждой проданной машины. В результате братья Гоу в 1854 году получили первоначальный капитал и создали свою компанию (A.B. Howe) по производству швейных машин челночного стежка.

В начале своей деятельности братья Гоу выпускали в основном машины фабрично-ремесленного назначения для шитья тяжелых материалов — брезента и кожи. Швейные машины Гоу широко использовались для изготовления парусов. Поскольку флот в XIX веке во всех странах мира был исключительно парусным, шитье парусов оказалось очень доходным делом, что, в свою очередь, позволило братьям Гоу увеличить производство швейных машин.

Из стран Европы Германия первой широко применила изобретение американцев. Уже к началу 1860-х годов на территории Германии около десяти фирм производили швейные машины по лицензии, приобретенной у различных американских компаний. При этом необходимо было указывать, что это машины системы Зингера, системы Вильсона или системы Гоу. Именно немецкие машины системы Зингера распространились в России в конце XIX века.

Первая фабрика швейных машин в России появилась в 1901 году, когда фирма «Зингер» открыла филиал в городе Подольске Московской губернии. После революции в 1917 году предприятие было национализировано и превратилось в центр отечественного швейного машиностроения. Около шести миллионов бытовых швейных машин было изготовлено на заводе до 1941 года. После войны на заводе начали также выпускать промышленные машины для швейных, обувных, трикотажных и галантерейных фабрик.