Логотип

 

Складной веер: из Японии в Европу

Складной веер появился на свет гораздо раньше не складного веера-опахала. Он был изобретен в Японии в VII веке. Появление складного веера в Китае относится к X веку. Складные веера состояли из плоских резных пластин кости, перламутра, черепахи, дерева и др., соединенных между собой, или из костяного и т.п. остова, покрытого пергаментом, бумагой, шелком. Веер – важнейшая деталь японского костюма и японского быта. Первые складные веера – «оги» – были принадлежностью мужчины: воины носили эти веера за поясом, наравне с оружием. Потом самураи стали использовать веера для подачи сигналов, и только в X веке веер получает распространение в аристократических кругах.

складной веерО языке веера в Японии подробные сведения дает Энциклопедия Брокгауза и Ефрона: «В обиходе японца веер положительно незаменим: опусканием веера изъявляется почтение вельможе, движением веера японцы приветствуют друг друга, на веере японец подает бедному милостыню, на нем он принимает лакомства и т.д. Веер служит символом военной власти и употребляется генералами при командовании». Веерами обменивались в особых случаях женщины и монахи; веера использовались во время чайной церемонии, в качестве записной книжки, в быту у женщин, и были обязательным атрибутом актеров театра Но. Веера также делали из бамбука и особой плотной бумаги «васи», которую расписывали тушью. Веер украшали каллиграфические надписи, изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и др. изображения с благожелательной символикой. Декор японского веера, и сам веер создавался в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом, профессией владельца и т.п.

В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию. Итальянские города еще в середине XVI века стали делать веера в подражание китайским. Во Франции веера появились впервые при Екатерине Медичи.

складной веерВ XVII веке складной веер распространился по всей Европе, и даже, на правах диковины, стал появляться в виде единичных экземпляров, в России. Время блестящего расцвета веера в Европе – правление Людовика XIV и Людовика XV. В России расцвет веера приходится на вторую половину XVIII века (время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II) когда, начиная с жены Петра I, Российский престол в течение полувека занимали женщины. Постепенно веер становится модной игрушкой, необходимой светским дамам, веера покупают, заказывают, все страны стремятся основать веерное производство у себя, чтобы не зависеть от ввоза; цеха по производству вееров вступают в конкурентную борьбу. Из «предметов роскоши» веер переходит в «предметы быта». В 1678 году в Париже учрежден специальный цех веерных мастеров, который процветал, имея статус «поставщик двора». В начале XVIII века веерный цех в Англии обращается к Парламенту с просьбой запретить ввоз дешевых японских и китайских вееров, которые мешают торговле веерами, произведенными в Англии.

До Петра веер (в основном это были опахала на ручке) в России имел статус диковины; он входил в число дипломатических подарков; веера были очень дорогие, их ценили, дарили, передавали по наследству. Веер не мог быть «орудием кокетства», так как на Руси женщина сидела в тереме, совершенно не показываясь на людях, и опахалом могла пользоваться только по прямому назначению – обмахивать себя в жару. Петровские преобразования в начале XVIII века изменили как сам уклад, так и его внешнее оформление. Вместе с французским и голландским костюмом, ассамблеями, кофе и т.п. в русский быт прочно входит веер. В России даже налаживается собственное веерное производство (раньше, в XVII веке, в Оружейной палате иногда делали опахала, но это не было системой) – 1 сентября 1751 года основана Московская веерная фабрика. Со второй трети XVIII века складной веер в России вступает в эпоху своего расцвета. Русское слово «веер» заимствовано от немецкого «facher» и «Fächer», преобразованного народной этимологии под влиянием старославянского слова «веять».

Веера делали в XVIII веке почти во всех европейских странах; к концу века они становятся дешевыми, рассчитанными на кратковременное использование. Для второй половины XVII и XVIII вв. характерна значимость веера, как предмета изысканного быта и костюма. В это время появляется «язык вееров», особый секретный код кавалеров и дам (как язык мушек, язык цветов и прочие «языки» – характерная примета времени). Невзначай переложенный из одной руки в другую веер мог решить судьбу возлюбленного, высказать желание, назначить свидание, причем, с указанием точного времени и места. Культура этого времени с ее румянами, белилами, мушками и т.п. была вообще наполнена некими секретными кодами, поражала своей хрупкостью, эфемерностью, многосмысленностью, иллюзиями. Веера и в материале, из которого они создавались, несли идею хрупкости и недолговечности: их делали из легких, (что было необходимо в силу специфики использования) хрупких и недолговечных органических материалов (кость, перламутр, дерево, ткань, бумага), и даже одним этим они уже символизировали бренность и недолговечность.