Логотип
Lacoste RU

Стиль Пуаре

Знаменитый модельер Поль Пуаре не подстраивался под умонастроения публики и сумел создать собственный стиль. Его модели, рожденные безудержной фантазией, раскрепостили женщин, научили их чувствовать собственное тело. Пуаре не только диктовал моду европейским столицам, но сыграл заметную роль в формировании модных тенденций XX века.

Художники модных домов в начале прошлого века были приверженцами стиля модерн, эстетика которого в приложении к костюму требовала ношения корсета и обладания тончайшей талией. Однако такая красота давалась женщинам нелегко, кроме того, корсет пагубно влиял на организм в целом, изменяя форму костей и деформируя внутренние органы. В конце концов эта мода должна была уйти в прошлое, а ответственность реформировать женский костюм взял на себя непревзойденный Поль Пуаре (Paul Poiret, 1879–1944).

Эскиз модели Поля ПуареЖорж Лепап. Эскиз модели Поля Пуаре. Начало ХХ

Поль Пуаре ценил естественную красоту женщины и стал постепенно вводить в мир моды новые фасоны. Его восхищала классическая простота и легкость греческого одеяния, и художник создавал облегающие изящные платья без вычурных деталей с завышенной линией талии. «Простые» платья Пуаре повторяли изгибы тела и давали полную свободу движениям. Изменив силуэт, художник дал женщине возможность двигаться легко и непринужденно и по-другому ощущать себя в мире.

Если стиль модерн использовал пастельную гамму цветов в нарядах, то Пуаре вводит в моду яркие краски и дарит женщинам настроение праздника. Вскоре не только элита Парижа восхищается творчеством Пуаре, его слава распространяется на все европейские столицы, в том числе и на Петербург.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что Россия имела особое влияние на моду того времени. Визит Николая II в Париж в 1897 году вызвал волну европейского интереса к нашей стране, и первое, что с успехом использовали парижские создатели моды, были сибирские меха.

Русское влияние на моду XX века проявилось также благодаря известному меценату Сергею Павловичу Дягилеву (1872–1929). Сначала он организует в Париже выставку русского искусства (1906), затем представляет шедевры русской классической и оперной музыки. Проект Сергея Дягилева «Русские балеты» на протяжении длительного периода (1909–1929) был неотъемлемой частью культурной жизни Европы. Впечатление от выступлений дягилевской труппы во многом формировалось благодаря декорациям и костюмам, которые специально создавал Лев Самойлович Бакст (1866–1924). Балет «Шехеразада» стал настоящим триумфом русского искусства, впоследствии это послужило причиной того, что востоком увлекся весь Париж.

Возможно, в русле этого общего увлечения создает новые модели и уже признанный модельер Поль Пуаре. Его парижская коллекция 1910-х годов полна восточной экзотики. Популярными становятся полупрозрачные гаремные шаровары, тюрбаны с эгретами (эгрет — украшение в виде пучка перьев или одного торчащего вверх пера на женском головном уборе или прическе), жемчужные ожерелья, «абажурные» юбки и ткани контрастных цветов. Новые модели выглядят очень изысканно: Пуаре использовал отделку мехом и бахромой, вышивкой и бисером, стеклярусом и камнями, достигая необыкновенных эффектов. Новая коллекция пользовалась большим успехом у клиентов и почитателей моды.

Среди предложений того периода интересной кажется так называемая «хромая» юбка, которая была настолько заужена книзу, что женщине приходилось ходить крохотными шагами. Обычно такая юбка сочеталась с просторным длинным одеянием, опускающимся ниже колен и сильно стянутым у щиколоток. Этот своеобразный туалет обычно надевали в торжественных случаях — в театр, на вечер или бал.

Поль Ириб. Эскиз модели Поля Пуаре. 1912

Эскиз модели Поля ПуареВоображение и фантазии Поля Пуаре не знают границ. В июне 1911 года он устраивает бал «1002-я ночь, или Торжество по-персидски». Празднество было своеобразной цитатой из «Шехеразады». Все со-бравшиеся на этом маскараде были наряжены по-восточному: персидскими послами, оттоманскими евнухами, индийскими баядерками или аравийскими одалисками. Сам Пуаре в тюрбане и роскошном просторном атласном халате выступил в роли восточного султана, а его супруга и муза Дениз — в образе любимой гаремной жены. Во дворе роскошного особняка Пуаре были расстелены персидские ковры, восточные мелодии создавали атмосферу сказочности.

Слава Поля Пуаре достигла вершины. Впервые в истории моды он с группой манекенщиц в 1911 году отправляется в долгое турне по всем столицам Европы, посещает Петербург и Москву.

Поль Пуаре первым выпустил каталог своих моделей («Платья Поля Пуаре», «Вещи Поля Пуаре»). Альбомы демонстрировали достижения моды и еще более усиливали его влияние в мире искусства. К совместной работе он приглашал таких талантливых художников-иллюстраторов, как Поль Ириб и Жорж Лепап; с модельером также сотрудничал петербуржец Роман Тыртов (известный под псевдонимом Эрте). Не зря это время считается золотым веком модных иллюстраций. Благодаря разработанному сюжету рисунки выглядят особенно привлекательными. Утонченная и хрупкая женщина не чувствует себя одинокой на листе бумаги.

Окруженная различными предметами интерьера, она завлекает зрителя и умело представляет публике новый туалет. Под эгидой своего дома Поль Пуаре создает ателье «Мартин», которое выпускает подушки, обои, ткани, ковры и керамику. Юные девочки из простых семей вольно рисовали эскизы для тканей и вышивок, именно благодаря их свободной манере и детскому воображению создавались удивительные мотивы. Пуаре также открывает магазин парфюмерии, это была первая попытка создать линию духов от модного дома. Флаконы были изысканны и декоративны и, несомненно, являлись предметами роскоши. Ориентализм проявился даже в названии духов и косметических средств фирмы: «Магараджа», «Китайская ночь». Поль Пуаре во многом был первооткрывателем: лишь несколько десятилетий спустя дизайнеры вернутся к его идее выпуска различной продукции под одной торговой маркой.

Однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая война направила развитие высокой моды в другое русло. Уход мужчин на фронт кардинально меняет жизнь женщин: они работают на фабриках и заводах, в магазинах и школах, им требуется более простой, удобный в носке костюм. Фантазии Пуаре выглядят нелепыми и неприменимыми.

Поль Пуаре не смог смириться с новыми представлениями о моде и, не желая изменять своему стилю, постепенно начал терять постоянных клиентов. Империя моды Пуаре закончилась. После военной службы он еще несколько лет создает элегантные платья, но к концу 1920-х годов вынужден закрыть свой модный дом.

Пуаре работает в театре, издает мемуары, пишет книги по кулинарии и статьи для журналов, но умирает незаслуженно забытым. У «диктатора моды» Пуаре не было, как и у большинства великих художников, прямых наследников. Он был слишком индивидуален, чтобы иметь учеников. По сути, его ученики — это сегодняшнее поколение модельеров, для которых имя Пуаре стало живой легендой. В конце XX века, в 1990-х годах, знаменитый дизайнер Джон Галлиано, вдохновленный роскошным стилем Поля Пуаре, создает яркую коллекцию, ориентированную на экзотику красок и восточный покрой одежды.

Влияние Поля Пуаре на моду XX века трудно переоценить. Все, что он делал, вызывало и вызывает восхищение. Создавая свои модели для молодого и гибкого тела, художник сформировал новый идеал: образ женщины XX века — тонкой, изящной, стройной. Кроме того, Пуаре оказал заметное влияние на моду в текстиле, дизайне интерьеров, а также на представления публики о модных журналах. 

В начало раздела "Текстиль">>>