Логотип

 

Автомобиль для Генсека

История базового автомобиля ЗиЛ-111 начинается в 1956 году. ЗиЛ-111Д с кузовом «кабриолет» является модификацией автомобиля ЗиЛ-111Г с кузовом «лимузин», выпускавшегося с 1962 года, который, в свою очередь, был модификацией базовой модели ЗиЛ-111.

Первым автомобилем, получившим (тогда еще неофициально) этот индекс, стал построенный в 1948 году ЗиС-110М № 5. Он единственный из пяти машин этой серии имел обтекаемый кузов понтонного типа с единой боковиной, схожий внешне с кузовом «Паккард Клипер» 1947 года. Второй ЗиС-111 «Москва» появился в начале 1950-х годов; он был творением зиловского дизайнера Валентина Николаевича Росткова. Было построено всего два или три экземпляра, один из которых демонстрировался на ВДНХ. У посетителей выставки этот автомобиль не вызывал большой гордости за отечественный автопром. Откровенно американский автомобиль, напоминающий «Бьюик» конца 1940-х годов, ничем, кроме большой птицы на капоте, не привлекал внимание и в целом смотрелся посредственно.

Автомобиль для ГенсекаВ начале 1950-х годов в американском автомобилестроении зародилась тенденция к ежегодной смене модельного ряда. Как правило, эти изменения касались только кузовов и салонов, шасси оставалось прежним еще несколько лет. Угнаться за столь стремительной модой не могла даже Европа, не говоря уже о Советском Союзе с его плановым хозяйством. Действительно, машину только сделали, поставили на конвейер — и в следующем году нужно менять все штампы, оснастку, тратить миллионы рублей ради моды. Единственно верным решением здесь было создать машину достаточно прогрессивную, чтобы «запаса прочности» хватило на несколько лет.

Понимая это и видя, что сам завод не может подобрать достойную замену ветерану ЗиС-110, руководство ЗиС решило провести конкурс по созданию проекта перспективного автомобиля — ЗиС-111 нового поколения. Среди целого ряда предложений лидеровали два проекта: уже построенный ЗиС-111 «Москва» Росткова и опытный автомобиль с очертаниями «Паккарда» 1955 модельного года молодого дизайнера со стороны Л.М. Еремеева. Это было столкновение разных школ, разных подходов: своего, зиловского, и чужого, посмевшего пересмотреть устоявшиеся взгляды завода. Баталии были жаркие. ЗиС Росткова был уже практически построен и готов к запуску в производство, зато вариант Еремеева получился куда более свежим и современным.В итоге победил Еремеев. После этого Ростков покинул завод.

В 1956 году дизайн-проект Еремеева был воплощен в натуральную величину из пластилина. В 1957 году новый автомобиль под именем ЗиЛ-111 увидел свет (в 1956 году умер И.А. Лихачев, и завод был переименован в его честь). В металле машина оказалась красивой и вместе с тем строгой. Передняя часть напоминала одновременно «Паккард» и «Меркурий» 1955–1956 годов, в то же время выгодно отличаясь от них обоих. Значительно более элегантный, чем «Паккард», и более представительный, чем «Меркурий», он стал олицетворением Советского государства периода оттепели. Большая площадь остекления и панорамное лобовое стекло пропускали много света в салон. По борту располагался стреловидный молдинг и «жаберные щели», скопированные с «Империала» 1956 года (на серийном ЗиЛ-111 молдинг заменили на известную нам фигурку чайки). Задняя часть была выполнена в стилистике «Паккарда». Большие вертикальные фонари, накрытые крыльями, напоминали арки готических соборов.

ЗиЛ-111В 1958 году с некоторыми изменениями ЗиЛ-111 пошел в серию. По своей конструкции ЗиЛ-111 был не просто шагом вперед по сравнению с ЗиС-110, это был настоящий прорыв. Автомобиль ЗиС-110 представлял собой конструкцию 1941 года, а ЗиЛ-111 полностью соответствовал требованиям 1955 года. За этот период автомобильный мир Америки трижды сменил базовые модели, и к 1955 году в технологическом смысле от машин начала 1940-х годов не осталось и следа. Новый ЗиЛ, как и предшественник, оставался рамной машиной; этим, пожалуй, их сходство исчерпывалось. Новый бензиновый V-образный восьмицилиндровый двигатель с чугунным блоком и алюминиевыми головками блока весил 350 килограммов и выдавал 200 л.с.(ЗиС-110 — 140 л.с.).

Впервые на серийный отечественный автомобиль была установлена двухступенчатая автоматическая коробка передач с кнопочным управлением. Автомобиль стал значительно ниже. За счет увеличившейся ширины кузова и перепланировки салона места в машине стало больше, соответственно пассажиры могли разместиться значительно удобнее, чем в его предшественнике.

В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 с отечественной установкой для кондиционирования, получившая название ЗиЛ-111А. Кондиционер охлаждал и снижал влажность воздуха в салоне автомобиля, если температура наружного воздуха превышала 18° С. Двигатель ЗиЛ-111А также имел индекс «111А» — это было связано с установкой компрессора и некоторыми изменениями в конструкции приводных деталей. Внешне ЗиЛ-111А можно было отличить по заднему непанорамному стеклу, это было сделано в связи с установкой в боковых частях заднего окна воздуховодов кондиционера.

В 1960 году появился кабриолет ЗиЛ-111В: большой семиместный автомобиль имел брезентовый тент и 4 боковых подъемных окна в хромированных рамах. Подъем окон, как и подъем тента, осуществ- лялся посредством гидравлического привода. Тент, как у фаэтона ЗиС-110Б, в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом, а дополнительные сидения — страпонтены — имели двойные спинки с равными половинками. Специальные серые кабриолеты ЗиЛ-111В сменили на парадах фаэтоны ЗиС-110Б. Кабриолеты «111В» выпускались три года до постановки на поток следующей модификации ЗиЛ-111Г.

ЗиЛ-111ВЕсть версия, что очередное изменение внешнего вида машины было проведено по желанию Хрущева, который заметил, что автомобиль главы государства (ЗиЛ-111) не отличается от машины председателя горисполкома (ГАЗ-13 «Чайка»). В 1961 году был создан опытный автомобиль, схожий по форме с «Кадиллаком», но по неизвестным причинам в серию не пошел. В том же году машина подверглась еще одному фейслифтингу и приняла окончательный вид. Автомобиль пошел в серию в 1962 году и получил название ЗиЛ-111Г. По сути, это тот же «111А» с кондиционером, но с измененными внешними формами. Начиная с ЗиЛ-111Г, кондиционер вошел в серийную комплектацию и не обозначался как отдельная модель завода. Внешне ЗиЛ-111Г уже не копировал какой-то конкретный автомобиль, а был полностью создан заводскими дизайнерами, хотя и с оглядкой на американские тенденции автомобилестроения. На «111Г» была применена четырехфарная система освещения спереди и сзади. Причем два круглых задних фонаря были позаимствованы с ЗиЛ-118 «Юность». Передняя и задняя части машины были полностью изменены. Центральная же часть осталась прежней, за исключением наружных панелей дверей, стилизованных в соответствии с прочими внешними изменениями. На боковине машины вновь появился стреловидный молдинг, идущий от большой гофрированной накладки позади задней колесной арки. Прописная надпись «Зил сто одиннадцать» на заднем крыле уступила место лаконичной «ЗиЛ-111». С решетки радиатора исчезло изображение чайки с барельефом Юрия Долгорукого, а вместо щита, стилизованного под средневековую башню с надписью в верхней части — «ЗиЛ» и в нижней части — «111» появилась простая надпись «111» с расходящимися лучами. В задней части эмблема в виде такого же щита с расходящимися лучами была заменена отдельно смонтированными буквами «З», «И», «Л». В связи с изменениями бамперов машины потребовался новый домкрат: старый захватывал специальные проушины в бампере, новый же ставился под раму автомобиля. Вместо ручного винтового домкрата ЗиЛ-111 был спроектирован и построен ножной механический складывающийся домкрат 2Э111Г по типу домкрата «Кадиллака» 1961 года. Этим же домкратом, с незначительными изменениями, комплектовались все последующие легковые машины ЗиЛ.

Автомобиль ЗиЛ-111Д появился в 1964 году как модификация ЗиЛ-111В с формами ЗиЛ-111Г. Первый автомобиль ЗиЛ-111Д шасси № 82 был собран в июле 1964 года. На нем были установлены усиленные тормоза. Тент представлял собой мягкий верх из дублированной ткани, натянутой на дугах и боковых звеньях каркаса. Каждый тент проходил индивидуальную регулировку звеньев каркаса для обеспечения их безотказной работы. Ткань тента крепилась гвоздями к картонным вкладышам переднего бруса, задней дуги и пояса заднего борта кузова. Для придания формы и дополнительной натяжки тент имел боковые ватники. Изнутри поперечные дуги закрывались подвешенной к ним обивкой, имеющей продольные резиновые ленты, которые предохраняют ткань от провисания во время подъема и опускания тента. В задней части тента было предусмотрено окно из эластичной пластмассовой пленки, которое крепилось к тенту с трех сторон замками-молниями. Окно можно было отстегнуть и опустить вниз. Тент поднимался и опускался с помощью электрогидравличе-ского привода. Весь процесс подъема и опускания тента занимал 7–7,5 секунд. Для фиксации тента в поднятом положении имелись рычажные запоры и фиксаторы. Рычажные запоры своими кронштейнами крепились к переднему брусу тента и зацеплялись соответствующими углублениями в кронштейнах, укрепленных в верхней части ветровой рамы. На кронштейнах запоров имелись фиксирующие штыри, которые при поднимании тента входили в специальные гнезда на кронштейнах, укрепленных на ветровой раме. Штыри-фиксаторы служили для предотвращения бокового смещения тента. В сложенном состоянии тент укладывался в гнездо и закрывался чехлом, который пристегивался к наружной стороне кузова с помощью кнопок, а с внутренней стороны закладывался между тентом и спинкой заднего сидения и пристегивался к внутренним боковинам кнопками. Для придания формы чехлу под него на сложенный тент укладывали легкую подушку из пористой пластмассы. В поднятом положении чехол тента снимали и укладывали в специальный конверт, а подушка складывалась и стягивалась специальным ремнем. Подушка и конверт хранились в багажнике.

По электрооборудованию ЗиЛ-111Д соответствовал предшест-веннику, ЗиЛ-111В. Отличия прослеживались, пожалуй, лишь в радиоприемниках. На ЗиЛ-111, 111Г и 111В стоял радиоприемник А-13М, кабриолетный вариант которого отличался от базового отсутствием пульта дистанционного управления, вместо него использовали регулятор громкости задних динамиков. Разным было и устройство антенн. На ЗиЛ-111В было две антенны, обе телескопические, расположенные на задних крыльях. Выдвигались они вручную, причем прием был возможен лишь при выдвинутых антеннах, что вызывало определенные неудобства. На кабриолете ЗиЛ-111Д конструкторы установили новый радиоприемник АПВ-61-2-Т и усовершенствовали антенну, оставив одну подъемную телескопическую с электроприводом. Располагалась она в заднем левом крыле и работала как в поднятом, так и в опущенном состоянии, но с меньшим числом принимаемых программ и громкостью звука.

Автомобили ЗиЛ-111Д производили в 1964–1967 годах. За этот период было сделано около восьми машин. Три из них служили для проведения парадов и имели полный набор дополнительного радиотехнического оборудования, специальные поручни и комплект флагштоков. Остальные использовались в качестве правительственных кабриолетов для торжественных выездов. Сравнить кабриолет ЗиЛ-111Д с каким-либо зарубежным аналогом довольно сложно, так как ЗиЛ был единственным заводом, который в качестве базового автомобиля делал лимузины с кузовом седан, кабриолет и универсал изготавливали на его базе. Семиместный кабриолет, хранящийся в Клубе кабриолетов и родстеров в Москве, сделан как единое целое, то есть не удлиненный «стрейч», как свадебные линкольны, а модель на цельной раме собственной конфигурации. Похожим автомобилем с большой натяжкой может быть назван «Линкольн-Континенталь» 1961 модельного года. На базе этого кабриолета с распашными дверями специализированной кузовной фирмы был создан удлиненный кабриолет. К сожалению, этот автомобиль после убийства в нем президента Кеннеди приобрел печальную славу, и выпуск модели был прекращен. Однако и здесь сравнивать ЗиЛ-111Д с «Линкольном» было бы некорректно, поскольку «Линкольн» тоже «стрейч», к тому же единичный, построенный по особому заказу.

Автомобиль ЗИЛ-111Д, принадлежащий ныне Клубу кабриолетов и родстеров, был в свое время подарен Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичем Брежневым лидеру Восточной Германии Эрику Хонеккеру — все помнят «политический поцелуй» двух политиков, который был изображен на Берлинской стене. Именно на этой машине в 1974 году встречали Фиделя Кастро, а Брежнев, приезжавший в Восточную Германию с дружественными визитами, любил прокатиться с ветерком в кабриолете вместе с товарищем Хонеккером. Обычно ЗИЛ-111Д мягко и солидно шел в кортеже в сопровождении мотоциклистов и «тринадцатых» «Чаек». После объединения Германии и отстранения Хонеккера от власти некоторые его авто продали с молотка. В 2003 году автомобиль удалось приобрести Автомобильному клубу кабриолетов и родстеров. Усилиями реставраторов клуба был восстановлен салон и лакокрасочное покрытие автомобиля, проведено необходимое техническое обслуживание узлов и агрегатов.

В настоящее время в Москве всего два, максимум три автомобиля ЗИЛ-111Д, один из которых украшает коллекцию клуба.