Логотип

 

Автомобильная ретромода

В мире формируется неплохая тенденция возрождения моды на ретромобили. Это проявляется в возрождении и продолжении их серийного производства и набирающих популярность аукционах старых авто. Наступивший год обещает быть богатым на события в мире старинных автомобилей.

Cудя по всему, для любителей автостарины начавшийся год будет весьма и весьма благоприятным. Ибо не успел он как следует начаться, а ценители и собиратели автомобильного антиквариата активизировались и развернули свою деятельность по всему миру. Вспомним хотя бы крупные автомобильные аукционы, состоявшиеся в январе и феврале этого года во Франции и США. Прибыль от этих торгов исчисляется не одной сотней миллионов долларов. И надо отметить, что мода на ретроавтомобили не обходит стороной и нашу страну.

РетроавтомобильРоссия, в очередной раз потерявшая свое прошлое вместе с таким образованием, как СССР, находится сейчас в стадии активного поиска и сбора оставшихся автомобильных раритетов. Среди россиян есть любители ретро, которым просто приятно вспомнить детство, сидя в салоне ГАЗ-21 или «Победы». В их числе обладатель парка из шести послевоенных машин мультипликатор Евгений Татарский и счастливый владелец кабриолета «Победа» актер Леонид Ярмольник. Есть и крупные коллекционеры: Вадим Задорожный, Александр Смирнов, Дмитрий Ломаков, Никита Киселев, Олег Хромов, Дмитрий Октябрьский — их собрания исчисляются десятками зарубежных и отечественных машин.

Каждый коллекционер имеет свои пристрастия. Так, к примеру, Н. Киселев и О. Хромов сосредоточили свое внимание на маркахJaguar и Mercedes. Дмитрий Октябрьский в недавнем интервью («Антик.Инфо», № 48–49) признался, что стремится собрать все автомобили, мотоциклы и велосипеды советского производства. Вадим Задорожный, о котором мы также много писали, коллекционирует авто-, мото- и авиатехнику, при этом постоянно организует экспедиции по поиску этой самой техники в труднодоступные северо-западные районы нашей страны.

Каждый стремится сделать свое увлечение доступным не только для себя, но и демонстрирует его людям. Так, В. Задорожный основал «Музей техники» и «Автомобильный клуб кабриолетов и родстеров», Д. Октябрьский — музей «Моторы Октября», Д. Ломаков — «Музей старинных автомобилей и мотоциклов». А.Смирнов является одним из основателей «Ралли-клуба классических автомобилей» и постоянно проводит соревнования различного формата для владельцев автоклассики. Н. Киселев и О. Хромов создали бюро Chromov Collection и наряду с экспонированием занимаются реставрацией и продажей ретрокаров Jaguar иMersedes. Хотя, надо отметить, каждый крупный коллекционер либо тесно сотрудничает с какой-либо реставрационной мастерской, либо держит свою.

У российских любителей автомотостарины есть и свои «тусовки». Ежегодно с 2002 г. открывает российский автосезон в марте и закрывает в сентябре масштабная московская выставка-ярмарка Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина. Первая в этом году Олдтаймер-Галерея пройдет в выставочном комплексе «Крокус экспо» с 8 по 12 марта. В выставочном комплексе развернется «Ретробазар», в котором могут принять участие все желающие, если их «железный конь» сошел с конвейера до 1979 г. Кроме того, свое мастерство продемонстрируют автореставраторы. И конечно, вниманию всех пришедших будет доступна обширная экспозиция, в которой можно увидеть экспонаты музеев и автоклубов, автопарки российских коллекционеров, исторические экспозиции с участием механических свидетелей тех событий, грандиозное «Суперкар-шоу» и многое другое.

«Гвоздем» IX Олдтаймер-Галереи станет уникальная выставка, посвященная столетию создания «Собственного Его Императорского Величества гаража» — Гаража особого назначения. Здесь будет выставлено несколько десятков автомобилей, когда-то обслуживавших первых лиц страны — от Николая II до Горбачева, а также уникальные документы эпохи.

РетроавтомобильОдин из самых оживленных разделов выставки — «блошиный» рынок — порадует посетителей сувенирами и автоспортивными регалиями, редкими открытками и фотографиями, старинными плакатами и потертыми временем табличками, костюмами и аксессуарами начала прошлого века, коллекционными моделями и многим-многим другим.

Ясно, что по части автомобильных ретрошоу в России все хорошо. Кроме того, с марта по сентябрь минимум раз в месяц организуются разнообразные ралли и автопробеги антикварных автомобилей. Такой порядок существует уже несколько лет, он стал почти традиционным.

По части производства дело обстоит, конечно, хуже. Так как российская автоиндустрия производит, мягко говоря, не совсем качественные автомобили (по сравнению, к примеру, с современными европейскими аналогами), то мы пока не созрели для выпуска красивых авто из советского и досоветского прошлого. До серийного производства пусть даже «репликаров» (как это сделали в США с Chevy 1954 и ChevroletCamaro 1969 или в Европе, где не один десяток лет производят и воспроизводят фольксваген «Жук» и Mini Cooper), видимо, пока далеко. Ретрокары-«новоделы» с разными дизайнерскими новациями производятся частными мастерскими в единичных экземплярах и являются скорее исключениями из правила.

Однако особого внимания заслуживают реставрационные мастерские. Российские мастера выделяются на общем фоне своей универсальностью. Фактически в любой столичной реставрационной мастерской можно привести в первозданный вид и 401-й «Москвич», и трофейную немецкую BMW из дедушкина гаража, и более «молодой» Mercedes 1960-х.

Кроме того, наметился всплеск интереса к памятникам отечественного автопрома и у зарубежных коллекционеров. И если ранее заграничный автособиратель интересовался машинами представительского класса и, как водится, военной техникой, то сейчас внимание стали привлекать и менее заметные модели. К примеру, в числе немногих автомобилей, экспортированных Россией в Японию за последние несколько лет, есть… ВАЗ-2101. А недавно в Польше разгорелся небольшой пограничный скандал из-за того, что некий гражданин Германии пытался вывезти оттуда в Германию раритетный «Москвич». По словам уже упомянутого Д. Октябрьского, к ним в музей обратилась пара из Швейцарии с просьбой найти для них два «Москвича» 401-й модели.

Иными словами, российская индустрия антикварного транспорта не отстает и не бежит впереди американской или европейской. Огорчает факт, что пока самые громкие и рекламируемые события в этой области проходят в пределах Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Что делать, автоколлекционеры не появляются по распоряжению властей, а в центре для подобных увлечений больше возможностей.

Впрочем, многое зависит и от личной инициативы. Главное — старый автомобиль снова в моде. Теперь дело за малым: найти, отреставрировать и с чувством гордости наслаждаться обладанием настоящей частичкой Истории. Ибо что главное в наш век скоростей? Правильно! Помнить, из какой точки выехал и куда прибудешь.