Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Боги – заложники алчности

Богатство, власть, связь с солнцем, давшим благородному металлу свой блеск и магическую силу, на протяжении всей истории человечества олицетворяло золото. Говорят, первыми его оценили древние египтяне — археологи нашли при раскопках бусины-самородки, которым порядка шести тысяч лет. Золото в древнем Египте использовали для создания погребальных масок-портретов, которые должны были сохранять облик фараона, отправлявшегося «на Небо для встречи с богами». Золотом награждали за верную службу полководцев и сановников, его в первую очередь забирали у противников, земли которых захватывали могущественные египетские армии.

Голова жреца. Культура цивилизации инков

 

Мечта о золоте сжигала и средневековых королей Испании и Франции. Христофор Колумб, отправившийся 3 августа 1492 года под испанским флагом на поиски богатых стран Индии, в письме испанскому королю Фердинанду и королеве Изабелле писал: «Золото — это совершенство. Тот, кто владеет им, может совершить все, что пожелает, он способен даже вводить человеческие души в рай».

Вслед за Колумбом новые земли стали осваивать жестокие и жадные Франсиско Эрнандес де Кордоба и Фернандо Кортес, посетившие Кубу и Юкатан. Сохранилось свидетельство очевидца — Берналя Диаса дель Кастильо, который в своей «Правдивой истории завоевания Новой Испании» описал первые дары, принесенные вождями ацтеков белым людям. Он упоминает, в частности, о колесе (размером с колесо повозки) из чистого золота. Этот золотой диск был выбран в качестве подарка не случайно — он представлял собой священный календарь, запечатлевший пятидесятидвухлетний цикл, в котором один из годов указывал на год возвращения с неба бога Кетцалькоатля, с которым добродушные индейцы и соотнесли бородатого предводителя испанцев.

По удивительному совпадению, привезенные Кортесом ценности вместе с королем Испании Карлосом I, внуком Фердинанда, видел великий художник Альбрехт Дюрер, оставивший восхищенное описание зрелища: «Я и не думал, что такие вещи могут наполнить сердце ликованием. Я видел среди них изделия изумительной красоты и любовался тонким вкусом и мастерством обитателей тех далеких земель... То, что предстало моим глазам, нельзя описать словами».

Кортес, используя оружие, продвигался вглубь индейских земель к столице ацтекского царства. На острове среди озера правитель Монтесума II показал испанцам свой великолепный дворец и сокровищницу, полную золотых изделий тончайшей работы. Испанцы хитростью захватили правителя Мексики и запросили за его освобождение громадный выкуп в виде золота, которым можно было наполнить трюмы корабля. Уже получив желаемое, они устроили резню, в ходе которой, уничтожая жрецов и правителей, воинов и простых обывателей, снова и снова увеличивали свою золотую добычу в слитках и ювелирных изделиях...

Легенды рассказывают, что солдаты другого испанского завоевателя, Франсиско Писарро, в январе 1531 года отправляются на трех судах завоевывать Перу. Военные операции на земле инков начались с пленения их правителя Атагуальпы. Во дворце вождя испанцы нашли три большие комнаты, полные золотой утвари и драгоценностей, пять комнат с серебром, сто тысяч золотых слитков. А еще завоеватели увидели поле маиса: каждый початок был сделан из серебра, зернышки в нем — из золота...

Объявив колоссальную сумму выкупа за жизнь правителя инков, Писарро получил золотой трон, скульптуры из золота, украшавшие прежде сады инков (золотые растения, бабочки, птицы, фигуры животных, черепах, змей). Завоеватели требовали приношений снова и снова, но супруга Атагуальпы, спрятавшаяся со жрецами в подземном храме, прибегла к магическим процедурам, предрекшим гибель народа и разорение страны, несмотря на все выплаты. По преданию, царица инков увидела в зеркале и трагическую гибель супруга. Больше испанцы приношений не получали. Хроники повествуют, что спешившие в столицу одиннадцать тысяч лам, навьюченных золотым песком в драгоценных вазах (за все это несчастный Атагуальпа надеялся вернуть себе свободу), были остановлены по приказу царицы и разгружены в тайниках и пещерах, о которых знали только самые посвященные жрецы и старейшины. Все возможное из старых храмов и дворцов было также спрятано в подземные хранилища.

Сотни лет искатели приключений ищут индейские тайники. Одни называют местом размещения сокровищ джунгли Боливии, другие, опираясь на некие предания, предпочитают видеть его в Аргентине.

Подвеска жреца. Культура цивилизации ацтеков

 

По легендам жрецов, плененный испанцами Атагуальпа якобы отправил подданным тайное письмо из шнурков с тринадцатью узелками и кусочком золота. Охотники за сокровищами пытаются соединить эти тайные символы с горными вершинами и действующими вулканами Эквадора. Доктор Курт фон Риттер из Кито, изучавший старинные схемы дорог к северу от Куско, обратил внимание, что одна из них проложена мимо двенадцати вершин и подводит к тринадцатой, которой является действующий вулкан Эль-Сангай, входящий в цепь Анд. Эль-Сангай воспринимался у индейцев как священная гора, служившая местом захоронения вождей и воинов, здесь также отправляли обряды поклонения богу огня. Риттер высказал предположение, что именно склоны вулкана были намечены индейцами как место укрытия золота, притягивавшего злые помыслы.

...Но вернемся к злосчастному испанскому завоевателю Писарро: он складировал золото и серебро, награбленное в Куско, и на побережье, — грудами по несколько тонн. Были сооружены девять печей, переплавлявших художественные изделия в одинаковые слитки. В этих печах исчезли почти все произведения инкскойтеревтики.

А что же изделия, исполненные индейскими жрецами для ритуальных целей? Неужели погибли и растения, и бабочки, и черепахи, олицетворявшие мир божеств и символов древней цивилизации? Увы, да. Сохранилось лишь некоторое количество изделий языческих мастеров, и часть этих изделий экспонируется в единственном в мире Музее золота. Мигель Мухака Гальо — посол Перу в Мадриде — создатель и директор музея. Одни произведения Гальо покупал у грабителей могильников, — другие приходилось выкупать на аукционах за пределами Перу, с тем, чтобы редкости не ушли в иностранные собрания, третьи удавалось найти или выкупить у аборигенов.

Все драгоценности, всплывшие в разное время погони за ценностями доколумбовой Америки, обросли легендами. До сих пор вспоминают трон Великого Инки и тайну, связанную с его исчезновением. Трон достался в виде трофея Писарро, но не был вывезен из Перу, а где спрятали удивительное произведение искусства, никто не знает. Еще одним предметом, избежавшим переплавки и оставшимся на древней земле, стало изображение Бога Солнца, проигранное в карты испанским солдатом по имени Мансио.

К счастью, традиции древних языческих мастеров подхватили ювелиры европейских стран. Фигурки древних богов, растения и животные, символы и знаки, числа и заклинания пересекают границы стран и путешествуют по украшениям современных модниц, по ювелирным изделиям старинных коллекций, по легендам и сказаниям, вплетенным в биографии многих сокровищ...


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>