Логотип


Аметистовое императорское яйцо

 

Можно ли яйцо за 6–8 тысяч долларов продать за 1 миллион долларов? Можно.  

 

«Аметистовое пасхальное императорское яйцо», проданное за $1 млн

В 1996 году группа экспертов была приглашена в Швейцарию. В литературе о пасхальных яйцах не было еще «твердого каталога» (каталога-резонне). Каталог был создан только в 1997 году… Этот каталог (Фаберже Т., Пролер Л., Скурлов В. «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже». Лондон, издательство Christie’s) опроверг все предыдущие версии «записных» фабержеведов — Г.Ч.Бейнбриджа, К. Сноумана, Г. фон Габсбурга, К. Форбса и других.

Мы с Галиной Григорьевной Смородиновой, хранителем коллекции Фаберже и русского ювелирного искусства Государственного Исторического музея, выехали в Женеву, где к нам присоединилась госпожа Татьяна Федоровна Фаберже, правнучка великого ювелира, хранительница архива Фаберже.

Владелец пасхального яйца — гражданин одной из бывших советских республик. Яйцо он купил в 1995 году у неких посредников, которые приобрели его на аукционе частного имущества барона Н. в 1989 году. До 1995 года изделие хранилось в депозитарии женевского отделения аукционного дома Christie’s. К изделию была приложена соответствующая бумага, где подтверждался факт хранения и было указано, что изделие несет на себе русские пробирные клейма и клеймо мастера «М П», интерпретируемое как «Михаил Перхин», главный мастер фирмы Карла Фаберже. Кроме того, прилагались три бумаги, которые новый владелец считал экспертизами: две — от швейцарских искусствоведов-геммологов-антикваров, как они обозначали себя на логотипах, и одна — от владельца антикварного магазина в небольшом прибалтийском городке. Новый хозяин заплатил за «Аметистовое пасхальное императорское яйцо» 1 миллион долларов и теперь хотел продать яйцо.

Изделие хранилось в третьем подвальном этаже женевского отделения Дрезденер-банка. Предмет на серебряном подносе, покрытом черным бархатом, торжественно внес заместитель директора банка. Мы сели за большой овальный стол и стали рассматривать шедевр. На золотых кастах, обрамляющих два плоских бриллианта в верхушках яйца, стояли фальшивые клейма Санкт-Петербургского пробирного управления 1908–1917 годов и клеймо-именник мастера Михаила Перхина (1860–1903). Клейма 1908 года, а мастер умер в 1903 году! Даже неловко было объяснять это владельцу. Само яйцо было нераскрывающееся, аметистовое (аметист не самого лучшего качества, весом в 500 граммов по цене 2–3 доллара за грамм), покрыто параллельными гирляндами из платины, с закрепленными бриллиантами огранки «роза».

В качестве экспертов мы оформили наше заключение и вручили его владельцу через два дня. Он был очень разочарован и говорил, что перед покупкой надо было обратиться к нам. Владелец попросил оценить предмет. Мы оценили яйцо в 6–8 тысяч долларов — по стоимости его изготовления в конце 1980 года. Антикварной цены изделие не имело никакой.

Через полтора года мои знакомые дилеры сказали, что в Калининграде есть одно «настоящее императорское яйцо», и попросили найти на него покупателя среди новых русских, цена — 1 миллион 500 тысяч долларов. Когда прислали по факсу документы, я увидел тот же комплект бумаг, который прилагался к «аметистовому яйцу», оцененному мной в начале 1996 года...

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>