Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Чеканка и литье в Москве и Петербурге второй половины XIX – начала XX века

Стремление создать в русском ювелирном искусстве национальный русский стиль отразилось в чеканных изделиях второй половины XIX века. В это время происходит возвращение и к старинным формам.

 

Серебряная чеканная сухарница. Москва, 1880 г. Фирма Хлебникова.

 

Так, приборы для вина в эти годы выполнялись нередко в виде больших ковшей, братин, чарок и черпаков, а орнаменты подражали древнерусским.

Однако мастера Древней Руси любовно относились к фактуре материала, старались максимально выявить ее красоту, создава путем долгой и тщательной обработки приятную для глаза поверхность серебра с мягким мерцающим блеском.

Mастера же второй половины XIX века отказались от задачи выявления красоты металла, а, блестяще овладев разнообразными техническими приемами, начали воспроизводить в серебре фактуру других материалов – кожи, дерева, ткани, меха и др.

Особенно много таких произведений появляется в 1860-1880-е гг. Так, на Санкт-Петербургской выставке русской мануфактурной промышленности 1861 года большой интерес вызвала экспонированная московским фабрикантом С. Губкиным серебрянная чеканная сухарница в виде плетеной корзинки с наброшенной на нее салфеткой. Похожие подносы с салфетками делали и на московской фабрике Хлебникова.

 

Серебряная чернильница. Петербург, 1880 г

 

Петербургские серебряники второй половины XIX века также воспроизводят в металле фактуру различных материалов – дерева, кожи, ткани: в 1864 году был создан портсигар в виде кожаной рукавицы, а в 1880 году – чернильница в виде пня с застрявшим в нем топором.

Мастерство чеканки и литья проявилось в серебрянной скульптуре малых форм XIX века: отдельные фигуры или скульптурные группы, отлитые из серебра и тщательно прочеканенные укреплялись на серебрянных или каменных постаментах и служили, главным образом, декоративным целям.

Одной из первых к производству серебрянных скульптур обратилась фирма Сазикова в середине XIX века. Произведения этой фирмы не только высоко оценивались современниками, но не утратили совей ценности и в наши дни. Для ранних работ этой фирмы характерно наличие скульптурных украшений на бытовых предметах. Начав с украшения серебрянных изделий небольшими скульптурными деталями, фирма Сазикова постепенно перешла к изготовлению скульптурных фигур и групп, в которых уделяется внимание композиции, передаче движения и тщательной разработке деталей.

 

Пресс-папье с серебряной скульптурной группой. Петербург, 1887 г. Фирма Хлебникова.

 

С деятельностью фирмы Сазикова связано первое появление серебрянных скульптурных произведений, отражающих историческую тематику: так, для выставки в Лондоне в 1851 году этой фирмой был создан серебрянный канделябр высотой 2 м и весом 130 кг в виде скульптурной группы, в центре которой изображен Дмитрий Донской. В работе над скульптурной группой принимали участие скульптор В. Клодт и академик Ф. Солнцев.

Фирма Хлебникова выпускала небольшие скульптурные группы и фигурки на темы из крестьянской жизни – такие серебрянные скульптуры, укрепленные на каменных подставках служили украшениями приборов письменного и обеденного стола.


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>