Логотип


Фирменное излишество

Сувенирные пасхальные яйца, сделанные на рубеже XIX-XX веков фирмой Карла Фаберже, сейчас воспринимаются как символ царской России, ювелирной виртуозности и богатства. А попытка их просто пересчитать разрастается в целый эпос, в который вплетаются все громкие имена и исторические события XX века.

Сюрприз датский

Вообще-то идея дарить на Пасху драгоценные сувенирные яички родилась не у Карла Фаберже или Александра III. Во Франции Людовик XIV дарил своим придворным куриные яйца, расписанные придворными художниками - знаменитыми Ватто и Буше. Во Франции же, уже при Людовике XVI, появились первые ювелирные подарочные яйца. Правда, в католической Европе традиция обмениваться яйцами не была так тесно связана с Пасхой, как в православной России (символ Воскресения Христова в Европе - пасхальный заяц). Тем не менее именно европейское яйцо-сюрприз XVIII века вызвало у императора Александра III мысль подарить нечто подобное на Пасху своей супруге, Марии Федоровне. Император увидел упомянутое яйцо на Художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, принадлежало оно датской королевской семье. Его скорлупа была сделана из слоновой кости, желток - из золота, а внутри - курочка-сюрприз со вложенными в нее крошечной короной и бриллиантовым перстнем. Александр III хотел нечто подобное, но не копию. В итоге первое императорское яйцо, подаренное Марии Федоровне, было покрыто белой опаковой эмалью, внутри сидела золотая курочка, в которой, в свою очередь, помещались миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яичко-подвеска (сейчас в коллекции фонда "Связь времен", созданного российским бизнесменом Виктором Вексельбергом). Мария Федоровна получила "Яйцо с курицей" только в 1885 году: Александр III долго не мог найти достойного исполнителя своего замысла. Пока не появился Карл Фаберже.

На службе его яичества

В 1882 году золотую медаль Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве получил 36-летний ювелир Карл Фаберже - за копии золотых изделий, найденных при раскопках в Керчи и хранившихся в императорском Эрмитаже, и серию модных украшений собственного дизайна. Главное, что в них поразило современников,- необычайная тонкость и техничность работы, а также оригинальность выдумки. В 1885 году (после первого яйца) Карл Фаберже стал именоваться поставщиком императорского двора. В последующие годы он собрал золотые медали на всех европейских выставках, а в 1900-м, на Всемирной выставке в Париже, был уже членом жюри и получил орден Почетного легиона.

Фирма Фаберже была основана в 1842 году уроженцем города Пярну (тогда - Пернов) Густавом Фаберже. С 1872 года семейный бизнес возглавил его сын, Карл. Под его руководством мастерская и магазин в адмиралтейской части Петербурга обзавелись отделениями в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Карл Фаберже был не только талантливым ювелиром - он был отличным менеджером. Он сманил к себе лучших московских и петербургских золотых и серебряных дел мастеров, миниатюристов, скульпторов. Обладание произведениями его мастерской уже тогда (не говоря уже о сегодняшнем времени) стало чем-то вроде знака причастности к высшему кругу. Изделиями фирмы Фаберже владели не только датский король и королева, королева Великобритании, но даже император далекого Сиама. Фирма Фаберже делала не только уникальные драгоценныевещи - множество мастеров работали с фирмой по контракту (в своих мастерских) и производили столовое серебро, галантерею, безделушки стоимостью от нескольких рублей. Но все это никогда не опускалось до уровня ширпотреба.

Красивые и барочные

С 1885 по 1916 год фирмой Фаберже по императорским заказам сделано 50 яиц. Сначала их делали по одному в год - для императрицы Марии Федоровны. С 1895 года, когда императором стал Николай II, он стал заказывать по два - для матери и для супруги, Александры Федоровны. Задача была не из легких: дизайн пасхальных подарков не должен был повторяться, а сюрпризы должны были удивлять снова и снова. При этом только в исторических стилях: модерн Фаберже не любил, да и негоже было увлекаться новомодными штучками, работая по императорскому заказу.

Фирма Фаберже с честью справилась с этой задачей - во многом благодаря таланту ювелира Михаила Перхина. Михаил Перхин (1860-1903) пришел в фирму в 26-летнем возрасте. Русский крестьянин, самоучка, он выполнял свои работы с большим усердием и фантазией. Он отвечал за создание пасхальных яиц по императорскому заказу вплоть до своей смерти в 1903 году. Среди исторических стилей он больше всего любил барокко, и именно его произведения считаются самыми лучшими. В 1903 году преемником Перхина на посту ведущего мастера стал его главный помощник Генрик Вигстрем, который занимал этот пост до закрытия фирмы в 1917 году. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Его изделия получались более помпезными и суховатыми. Мастерской драгоценных камней руководил Август Хольмстрем, он работал в фирме несколько десятилетий и отвечал за произведения, украшенные ювелирными камнями, в том числе пасхальные яйца. Наиболее крупный вклад он внес в работу над яйцом "Двенадцать вензелей", которое Александр III подарил своей жене в день их серебряной свадьбы в 1892 году. В 1903 году на место Августа пришел его сын Альберт, унаследовавший таланты отца.

Награда за замужество

Пасхальные яйца-подарки, созданные по императорским заказам, пробуждали чувство зависти аристократии и нуворишей. Кроме 50 императорских фирма Фаберже изготовила по одному яйцу для нефтепромышленника Эммануила Нобеля (племянника Альфреда Нобеля, изобретателя пороха и Нобелевской премии), княгини Зинаиды Юсуповой (по заказу ее супруга - князя Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон), герцогини Мальборо (в девичестве Консуэла Вандербильд). Семь яиц было сделано для Варвары Кельх (в девичестве купеческая дочка Базанова): ее супруг Александр Кельх с 1898 по 1904 год заказывал для нее у Фаберже пасхальные подарки. Некоторые из яиц Варвары Кельх схожи с яйцами императрицы Марии Федоровны - она явно хотела быть не хуже царицы. В 1905 году Варвара Кельх сбежала от супруга-дворянина в Париж, прихватив с собой все яйца; после ее смерти они были распроданы в Париже. Кроме того, фирма Фаберже делала и еще более простые яйца, без сюрпризов, которые продавались в магазинах фирмы.

В темном и прохладном месте

Принадлежавшие императрицам пасхальные яйца Фаберже перевезли из Зимнего дворца в Кремль осенью 1918 года - вместе с другими коронными драгоценностями. Все личные драгоценности Романовых были инвентаризированы и упакованы в ящики. Так они пролежали в Оружейной палате до зимы 1922 года, когда была создана специальная комиссия по оценке их стоимости. Яйца вместе с венчальными императорскими коронами перевезли в Гохран - помимо сбора и хранения в задачи этой организации входил сбыт реквизированных ценностей эпохи царизма. Все эти ценности должны были быть проданы - чтобы молодая советская республика могла купить хлеб и тракторы. Летом 1923 года состоялась первая попытка: пасхальные яйца вместе с коронными драгоценностями показали представителям одной французской ювелирной фирмы. Но те предложили слишком мало. В 1925 году Гохран взялся за дело серьезнее: состоялась выставка, был выпущен альбом "Алмазный фонд СССР" (к этому времени все яйца снова перекочевали в Кремль). Рекламная кампания дала плоды: год спустя, в 1926 году, часть Алмазного фонда (измерявшаяся не по числу предметов, а по весу - 9 кг) была за Ј50 тыс. продана английскому антиквару Норману Вайсу. Господин Вайс продал ценности Christie`s, и в марте 1927 года аукционный дом выставил все это на торги в Лондоне. На следующий аукцион, который прошел в январе 1932 года в Берлине, попали семь пасхальных яиц Фаберже, числившихся по разряду "малоценные". В итоге в начале 1930-х было реализовано 11 императорских пасхальных яиц. В 1933 году специально созданная для работы с зарубежными покупателями организация "Антиквариат" отобрала еще четыре яйца, но проданы были только два из них. Точного списка всех проданных императорских пасхальных яиц не существует и по сей день, а их количество можно определить только методом вычитания: в Оружейной палате Московского Кремля ныне хранится десять яиц. Из пятидесяти.


Традицию выставлять изделия фирмы Фаберже для всеобщего обозрения завели еще Романовы (на фото - выставка изделий из коллекций высочайших особ в Санкт-Петербурге в 1902 году)

Лекционные экземпляры

Главными действующими лицами в истории продажи императорских раритетов за рубеж были братья Арманд и Виктор Хаммеры. Например, именно они первыми узнали, что власти решились продавать картины из Эрмитажа. За свое участие в сделке Хаммеры имели солидные комиссионные: по 10% с продавца и покупателя. Активно заниматься продажей царских драгоценностей один из братьев, Арманд Хаммер, начал в 1926 году - это было утешительным призом Хаммеру, который в 1926 году, после изменения советской внешней политики, был вынужден продать советскому правительству обогатившие его асбестовые концессии и карандашную фабрику в Москве.

Арманд Хаммер, гениальный менеджер, решил продавать императорские сокровища нетрадиционным способом - в универсальных магазинах. За полгода братья Хаммеры побывали с выданными им из Гохрана ценностями в Чикаго, Ричмонде, Сиэтле, Сан-Франциско. Они читали лекции об искусстве Фаберже, а потом продавали уникальные предметы в главном городском универмаге. Именно таким образом было продано 11 яиц, выданных в 1930 году из Оружейной палаты. Дела шли успешно: открылась Галерея Хаммера в Нью-Йорке, в 1935 году прошла устроенная братьями выставка-продажа "150 лет русской живописи", а в 1939 году - выставка "Челлини Севера" (подразумевался Карл Фаберже). Значительную часть экспонатов с этой выставки (и пасхальные яйца в том числе) приобрел король Египта Фарук.

К послевоенному времени почти все попавшие за границу яйца Фаберже рассредоточились по коллекциям и хозяев уже не меняли. Восемь из пятидесяти изготовленных яиц пропали без вести. 42 находятся в музейных и частных коллекциях, причем значительная часть из них доступна публике. Больше всего шедевров Фаберже в Кремле - десять штук. Потом шла коллекция семейства Форбс, которая нынешней весной шумно поменяла владельца: наследники выставили ее на торги Sotheby`s. Однако они не состоялись: все яйца оптом еще до аукциона купил российский бизнесмен Виктор Вексельберг (формально - созданный им фонд "Связь времен"). Пять яиц осело в коллекции Лилиан Пратт (супруги президента компании General Motors), подаренной ею Музею искусств Виргинии (США). Три - в Фонде Матильды Геддингс Грей (Музей Нью-Орлеана). Еще три - в коллекции ее величества королевы Елизаветы II. Два - в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария. Еще два - в собрании Марджери Пост (жены бывшего американского посла в СССР) в Вашингтоне. Два - в галерее Уолтерс Арт, Балтимор. По одному - в коллекции Индии Эрли Миншалл в Кливленде и в коллекции принца Монако. Еще четыре - в анонимных частных коллекциях в США.

Историческое ископаемое

В 2003 году была сделана сенсационная находка: в фондах Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана обнаружили и идентифицировали на основе рисунка из архивов наследников Фаберже незаконченное, неизвестное ранее яйцо "Созвездие цесаревича" 1917 года. Оно представляет собой небесную сферу из синего стекла с гравированными созвездиями и разметкой под бриллианты - на основании в виде облака из кварца. Яйцо представляет исключительно историческую ценность.

Форбс-мажор

В начале февраля 2004 года стало известно, что российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел у семьи Форбс (наследников основателя журнала Forbes Малькольма Форбса) уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже, в том числе девять императорских пасхальных яиц. Коллекция должна была пойти с аукциона Sotheby`s в апреле, но бизнесмену (точнее, специально им созданному некоммерческому фонду "Связь времен") удалось договориться о том, чтобы коллекцию сняли с торгов и продали ему. Сумма сделки не разглашалась, хотя, по некоторым данным, она превысила $100 млн.

В мае в музеях Московского Кремля прошла выставка "Фаберже: утерянный и обретенный", на который были показаны купленные Виктором Вексельбергом императорские пасхальные яйца. Затем началось выставочное турне по российским городам (в декабре коллекцию показывали в петербургском Эрмитаже). По некоторым данным, после завершения турне будет открыт специальный музей, в котором будет выставлена коллекция.

Судьба императорских пасхальных яиц мастерской Фаберже

#

Название, описание

Год

изготов-ления

Для кого изготовлено

Место-нахождение

1

Яйцо с золотой курочкой внутри, в которой находятся миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яйцо-подвеска

1886

Мария Федоровна

Фонд "Связь времен"

2

"Курица, вынимающая сапфировое яйцо из корзинки"

1886

Мария Федоровна

Неизвестно

3

Яйцо-часы голубое со змеей

1887

Мария Федоровна

Коллекция князя Ренье III (Монако)

4

"Херувим, везущий колесницу с яйцом"

1888

Мария Федоровна

Неизвестно

5

Яйцо-несессер

1889

Мария Федоровна

Местонахождение неизвестно

6

"Датские дворцы"

1890

Мария Федоровна

Фонд Матильды Геддингс Грей, Нью-Орлеан (США)

7

"Память Азова". В футляре -- миниатюрная копия корабля, на котором плавал великий князь Николай Александрович

1891

Мария Федоровна

Музеи Московского Кремля

8

"Бриллиантовая сетка". Яйцо на подставке в виде трех херувимов в оригинальном футляре, внутри сюрприз -- заводной слоник (подставка и сюрприз ныне утрачены)

1892

Мария Федоровна

Анонимная частная коллекция в США

9

Кавказское яйцо

1893

Мария Федоровна

Музей искусств, Нью-Орлеан (США)

10

Ренессансное яйцо. Лежащее на боку яйцо в виде раскрывающейся раковины. Последний подарок Александра III жене

1894

Мария Федоровна

Фонд "Связь времен"

11

Яйцо с монограммами

1895

Мария Федоровна

Музей Хиллвуд, Вашингтон (США)

12

Яйцо с бутоном розы. Мастер Михаил Перхин. Эмалированное яйцо-футляр с бархатным дном и сюрпризом в виде розы. В ней был утраченный теперь сюрприз --копия императорской короны. Первый подарок Николая II жене

1895

Александра Федоровна

Фонд "Связь времен"

13

"Александр III"

1896

Мария Федоровна

Местонахождение неизвестно

14

Яйцо с вращающимися миниатюрами. Прозрачное хрустальное яйцо, внутри -- две миниатюры работы Иоганна Цейнграфа на золотой оси

1896

Александра Федоровна

Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)

15

Яйцо с тремя миниатюрами

1897

Мария Федоровна

Фонд "Связь времен"

16

"Коронационное". Мастер Михаил Перхин. Футляр из золота и черной эмали (цвета императорской мантии) с сюрпризом -- моделью кареты, в которой Александра Федоровна ехала на коронацию. Внутри кареты первоначально находилось утраченное ныне яйцо-подвеска

1897

Александра Федоровна

Фонд "Связь времен"

17

"Пеликан"

1897

Мария Федоровна

Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)

18

"Ландыши". Мастер Михаил Перхин. Одно из немногих яиц в стиле модерн. Корпус с розовой эмалью гильоше окружен ландышами (любимые цветы императрицы). Сюрприз -- три портретных медальона (Николая II и двух дочерей) работы Иоганна Цейнграфа. Портреты появляются из верхней части яйца при нажатии жемчужной кнопки

1898

Александра Федоровна

Фонд "Связь времен"

19

"Анютины глазки"

1899

Мария Федоровна

Частная коллекция, США

20

Яйцо-часы с букетом лилий. Мастерская Михаила Перхина. Золотое яйцо в стиле Людовика XVI с эмалевым циферблатом увенчано агатовыми лилиями и золотыми розами. Внутри -- сюрприз в виде бутона чайной розы с миниатюрной короной

1899

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

21

"Петушок"

1900

Мария Федоровна

Фонд "Связь времен"

22

"Сибирский поезд". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо лежит на ониксовом основании с тремя позолоченными грифонами, увенчано двуглавым орлом. На серебряных стенках выгравирована карта России. Внутри -- копия транссибирского экспресса

1900

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

23

"Гатчина"

1901

Мария Федоровна

Галерея Уолтерс Арт, Балтимор (США)

24

"Корзинка с букетом полевых цветов". Эмалевое яйцо-корзинка с высокой ручкой, в нем -- золотые травинки и цветы, усыпанные бриллиантами. Авторство Фаберже признано недавно, так как нет клейм и форма яйца довольно необычна

1901

Александра Федоровна

Коллекция королевы Великобритании Елизаветы II

25

"Ампир"

1902

Мария Федоровна

Местонахождение неизвестно

26

"Клевер". Мастерская Михаила Перхина. Яйцо из сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены алмазными розами или заполнены эмалью. Между ними -- рубиновые ленточки. Подставка в виде ажурных изогнутых стеблей клевера. Сюрприз -- четырехлистник клевера, выложенный бриллиантами и алмазами, и четыре миниатюрных портрета -- утерян

1902

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

27

"Датский юбилей"

1902

Мария Федоровна

Местонахождение неизвестно

28

"Петр Великий". В память 200-летия основания Санкт-Петербурга. Мастерская Михаила Перхина. Верхняя часть футляра на шарнирах, внутри сюрприз -- миниатюрная копия памятника Петру I

1903

Александра Федоровна

Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)

29

"Лебедь". Внутри яйца -- фигурка заводного лебедя из посеребренного золота

1906*

Мария Федоровна

Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария)

30

"Московский Кремль". Эмалевое яйцо с навершием в виде золотого купола (Успенский собор), на подставке в виде башен и стен Московского Кремля

1906

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

31

"Колыбель с гирляндами"

1907

Мария Федоровна

Музеи Московского Кремля

32

"Сетка из роз"

1907

Александра Федоровна

Галерея Уолтерс Арт, Балтимор (США)

33

"Павлин". Внутри сюрприз -- механический павлин из золота и эмали

1908

Мария Федоровна

Фонд Эдуарда и Мориса Сандоз (Швейцария)

34

"Александровский дворец". Мастер Генрик Вигстрем. Нефритовое яйцо с портретом цесаревича Алексея. Поверхность декорирована золотыми и алмазными гирляндами и царскими монограммами. Внутри -- модель дворца на золотой подставке

1908

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

35

"Александр III"

1909

Мария Федоровна

Местонахождение неизвестно

36

Яйцо с моделью яхты "Штандарт". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо горизонтально покоится на основании в виде ножки чаши (переплетенные дельфины из ляпис-лазури). Внутри прозрачного футляра -- копия императорской яхты из золота, рассекающей хрустальные волны

1909

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

37

Яйцо с памятником Александру III. Прозрачное яйцо в ренессансном стиле, внутри которого помещена копия памятника императору работы скульптора Паоло Трубецкого из золота на ляпис-лазуревом постаменте. Ажурная оправа яйца -- из платины

1910

Мария Федоровна

Музеи Московского Кремля

38

"Колоннада"

1910

Александра Федоровна

Коллекция королевы Великобритании Елизаветы II

39

"Померанцевое дерево". Яйцо в виде зеленого дерева в эмалевой кадке. При нажатии на один из плодов, растущих на дереве, срабатывает механизм, и в сопровождении соловьиной трели появляется поющая птичка. Фрукты и цветы изготовлены из рубинов, аметистов и розовых бриллиантов, листья дерева -- из нефрита

1910

Мария Федоровна

Фонд "Связь времен"

40

"15-летний юбилей царствования". Золотое яйцо, покрытое эмалью с миниатюрными акварельными сценами важных исторических событий

1911

Александра Федоровна

Фонд "Связь времен"

41

"Наполеоновское"

1912

Мария Федоровна

Музей искусств, Нью-Орлеан (США)

42

"Цесаревич". Яйцо из лазурита с портретом цесаревича Алексея. Мастерская Генрика Вигстрема. Внутри рамка в виде двуглавого орла в стиле рококо, усыпанная бриллиантами, с портретом наследника

1912

Александра Федоровна

Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)

43

"Зимнее". Хрустальная скорлупа яйца покрыта гравировкой--морозным узором, на основании в виде сугроба. Внутри сюрприз -- корзинка с ландышами

1913

Мария Федоровна

Анонимная частная коллекция

44

"300-летие дома Романовых". Мастер Генрик Вигстрем. Яйцо оправлено в золотой каркас из рокайльных завитков, с 18 миниатюрными портретами императоров и императриц (художник Василий Зуев). Сюрприз -- вращающийся земной шар из вороненой стали с золотыми материками

1913

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

45

"Гризайль". Мастер Генрик Вигстрем, росписи Василия Зуева в стиле Людовика XVI. Эмалевые вставки, имитирующие камеи. Внутри -- сюрприз в виде миниатюрного портшеза с Екатериной II, который несут два мавра

1914

Александра Федоровна

Музей Хиллвуд, Вашингтон (США)

46

"Мозаичное". Мастерская Августа Хольмстрема. Скорлупа заткана узором из драгоценных камней. Внутри овальный эмалевый медальон, увенчанный императорской короной с профильными портретами царских детей, на другой стороне -- корзина с цветами и имена детей

1914

Александра Федоровна

Коллекция королевы Великобритании

47

"Красный Крест". Мастерская Генрика Вигстрема. Белое эмалевое яйцо с надписью "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Внутри-- складной экран с изображением императрицы Александры Федоровны, великих княжон Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны и великих княгинь Ольги Александровны и Марии Павловны-младшей в форме сестер милосердия

1915

Мария Федоровна

Музей изящных искусств в Ричмонде (штат Виргиния, США)

48

"Красный Крест с триптихом". Внутри -- изображение Воскресения Господня и святых Ольги и Татьяны

1915

Александра Федоровна

Музей искусств в Кливленде (США)

49

"Орден Святого Георгия". Самое скромное из императорских яиц (и единственное, покинувшее Россию в руках законного владельца: вдовствующая императрица увезла его с собой в Англию), с миниаюрными портретами Николая II и цесаревича Алексея

1916

Мария Федоровна

Фонд "Связь времен"

50

"Военное". Стальное яйцо, опирающееся на миниатюрные орудийные снаряды. Внутри -- миниатюра на мольберте, изображающая императора Николая II перед войсками (мастер Василий Зуев)

1916

Александра Федоровна

Музеи Московского Кремля

*Данных об изготовлении яиц в 1904-1905 годах нет.

http://www.kommersant.ru/

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>