Логотип


Роль жемчуга в русских ювелирных украшениях

Жемчуг по красоте приравнивают к драгоценным камням, его довольно рано стали оправлять золотом и серебром и использовать в качестве украшения. Ценность жемчуга зависит от его цвета, формы и размера. Высоко ценится восточный жемчуг, имеющий бледно-желтый отлив, серебристый цейлонский жемчуг, голубоватый американский; известен также розовый, красноватый и черный жемчуг.

Серьги. Вторая половина XVIII века.

 

Большие ровные круглые жемчужины называют крупным или бурмитским жемчугом; особенно большие – «парагонами», а большие неправильной формы – «уродцами» (их любили использовать в предметах декоративно-прикладного искусства, так как их причудливая форма была удобна для создания из жемчуга антропоморфного и зооморфного декора). 
Мелкий жемчуг, часто не превосходящий по размеру пшеничное зерно, применялся для жемчужного шитья на одежде, которое было особенно популярно в XVI веке. Овальные, грушевидные и другие угловатые жемчужины называют зобным или барочным жемчугом. 
Речной жемчуг уступает морскому по красоте и ценности, он был распространен в XVII и XVIII вв.

Различными способами изготовлялись стеклянные подделки, которые легко отличить от натурального жемчуга. Такой декоративный жемчуг выдували из стеклянной массы и покрывали изнутри жемчужной эссенцией (чешуя уклейки на прозрачном клею). Так называемый римский жемчуг представляет собой алебастровые шарики, пропитанные воском и жемчужной эссенцией; они быстро утрачивают свой привлекательный вид. Узнав, каким образом появляется жемчуг, люди стали стремитьсяискусственно возбудить в раковине подобную деятельность. 
А в XX веке японским и китайским умельцам удалось изобрести способ массового производства искусственного жемчуга, который простым глазом не отличить от настоящего.

Издревле жемчугу приписывали особые свойства. В распространенной на Руси книге «Прохладный Вертоград», переведенной в XVI веке, написано: «Жемчуг мелкий толчен еще внутрь приемлем естественную животную силу укрепляет и биение сердечные умет».

Жемчуг занимал особое место в русском ювелирном искусстве. Начиная с глубокой древности, им расшивали одежду богатых и знатных русских людей, церковные облачения и предметы культа; крупным жемчугом украшали предметы светского и церковного обихода; из мелкого жемчуга делали ожерелья, венцы, им украшали пуговицы, булавки, кольца.

Для выполнения работ русские мастера использовали дорогой привозной жемчуг, а также речной жемчуг, которым были богаты реки русского севера. Самым дорогим считался жемчуг «гурмыжский» или «бурмицкий», добывавшийся в Персидском заливе, носившем в старину название «Гурмыжское море». Его привозиличерез Кафу, Холмогоры и продавали поштучно зернами. 
Мелкий жемчуг из рек русского Севера продавали на вес; речной жемчуг «немалы и хороши, и чисты» продавали поштучно. Известный гидролог первой половиныXIX века Штукенберг писал: «Нет в Европе страны, которая была бы столь богата, как Россия, реками и ручьями, в которых водится жемчужные раковины». Жемчужные реки находились в Новгородской, Архангельской, Вологодской губерниях, в районах Онежского, Ладожского и Ильменьского озер, на Белом море и у прибрежий Северного Ледовитого океана.

Ловлей жемчуга на Руси занимались с давних времен, и вплоть до XVIII века добыча жемчуга не контролировалась государством, его ловили частным порядком, бессистемно и хищнически. В царствование Анны Иоанновны разрешалось ловить жемчуг любому человеку, при условии, что если он поймает крупную жемчужину, должен сдавать ее в коммерц-коллегию за вознаграждение. Крестьяне тоже ловили жемчуг, обрабатывали его и украшали им свою праздничную одежду. 
Были распространены серьги, низанные из мелкого речного жемчуга, которые дополняли народный костюм с шитым жемчугом головным убором. Сохранилось довольно много портретов северных русских крестьянок, написанные в конце XIX века, на которых они изображены в праздничных сарафанах, с головными уборами, расшитыми мелким речным жемчугом и с серьгами.

В начале XVIII века были весьма популярны трапециевидные серьги с речным жемчугом на тонкой проволоке, чередующимся с золочеными бусинами и перламутром. К концу XVIII века жемчужные серьги становятся очень легкими; их делают в виде гирлянды или ленты, сложенной вдвое. 
Встречаются серьги с грушевидными подвесками, которые часто делали из тонкой меди и обтягивали жемчужной сетью с различными рисунками низания. Длина таких серег – 5-9 сантиметров. Между подвеской и мочкой часто вставлялся ажурный бант, что придавало серьге еще большую легкость. Мочка выполнялась в виде овального кольца с шарниром и застежкой; внешняя сторона мочки украшалась жемчугом, стеклами в серебряных гнездах, перламутровыми плашками.

В XIX веке формы серег стали более разнообразными и объемными. Длинные и крупные подвески жемчужных серег в это время напоминают сливу, грушу или стилизованную ветку с листьями и цветами, корзину цветов, орнамент из сердец и т.п. Основа – медная пластина, на которую, подобно паутине, натягивалась тонкая жемчужная сетка. Длинной такие серьги были до 9 сантиметров.

Ловля жемчужных раковин производилась бессистемно и варварски, поэтому к концу XIX века население северных губерний опустошали ручейки и реки, некогда богатые жемчугом.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>