Логотип


Главные мастера фирмы Фаберже

Создание каждой вещи начиналось в кабинете Фаберже с обсуждения за круглым столом, во время которого главный мастер и художник обсуждали и прорабатывали дизайн. Затем создавался очень подробный рисунок, который после обсуждения передавали в мастерские. Все проблемы по эмалированию, камням, металлам обсуждались и решались непосредственно специалистами. Значительные произведения, такие как, например, как Императорские Пасхальные яйца, создавались отдельными мастерами. За них лично отвечал главный мастер, все этапы их создания держал под контролем сам Фаберже, вникая во все тонкости.

В 1900 году Фаберже приобрел для фирмы новое здание в Петербурге – дом № 24 на Большой Морской улице. На первом этаже этого здания находились выставочные залы, кабинет и контора Фаберже. Второй этаж занимали мастерские, в которых работали с драгоценными металлами, и комнаты семьи мастера. На третьем этаже располагались старшие мастера, на четвертом – ювелиры, работающие с драгоценными камнями.

Фрагмент из отчетов А. Хольмстрема.

 

Часто людей, работающих в фирме Фаберже, связывали тесные родственные узы. Сыновья, практически всегда, сменяли своих отцов – так было с Августом и Альбертом Хольмстремами, Альфредом и Карлом Тильманами, Кнутом и Оскаром Пилами и др. Все четыре сына Фаберже тоже работали в фирме отца. Фаберже вел фирму, хотя нет доказательств, что он своими руками создал хотя бы одну вещь. Все его мастера были независимы, работали по контракту, сами подбирали нужных людей и могли не заботится о сбыте изделий. Они не платили ни за мастерскую, ни за дорогие материалы, а от прибыли с продажи изделий получали неплохие проценты. Иерархия была такова:Фаберже, старший мастер, начальники мастерских, работники мастерских (рядовые мастера, подмастерья, ученики). В лучшие дни в фирме работало около 500 человек, причем 20 из них занималось исключительно созданием коробочек, в которых потом хранились произведения фирмы Фаберже.

Мастера имели свои клейма, которые, вместе с другими, помогают установить подлинность работы и дату. Личное клеймо Фаберже на изделиях, созданных в Петербурге, отличалось от московского. На произведениях из Петербурга стоит полное имя Фаберже, написанное кириллицей, без инициалов, которые писались лишь на миниатюрных произведениях этого отделения. На изделиях московского отделения стояли: «К.Фаберже», написанное кириллицей, и двуглавый орел. Императорский орел также присутствует на произведениях из серебра, сделанных или проданных в петербургское отделение мастерских Андреса Невалайнена, Юлиуса Раппопорта, Стефана Вакевы и Первой серебряной артели. Изделия, предназначенные для сбыта в Европе, носили имя Фаберже или его инициалы латинскими буквами. Большинство из них также имело инвентарный номер, выгравированный на металле.

Еще одно отличие петербургских и московских мастеров в том, что московские мастера никогда не ставили собственные клейма на свои произведения, а в петербургском отделении мастера, отвечающие за изделия, ставили свое личное клеймо, даже если (как это часто случалось) на изделии отсутствовало клеймо самого Фаберже. Кроме того, клеймо Фаберже стояло далеко не на всех произведениях. На некоторых изделиях, как правило, на фигурках каменных животных, клеймо не ставилось, чтобы не повредить материала. Если же изделие отличалось тонкостью и хрупкостью работы, как, например, цветы, то клеймо ставтить было просто некогда. В таких случаях эксперты полагаются лишь на собственные знания особенностей работы Фабереж и на свои особенности распознавать его стиль.

Первым мастером, который возглавил мастерскую, считается Эрик Август Коллин (1836-1901), финн по национальности, который занимал свой пост на протяжении 16 лет – с 1870 по 1886 гг. Самую большую известность он имел, как ювелир, работавший в древних, «антикварных» стилях, особенно – после копирования скифских украшений V-IV вв. до н.э. из Крымских курганов. Свои изделия он помечал клеймом «Е.К.»

Пасхальное яйцо 'Возрождение'. Мастер Михаил Перхин. 1894 г.

 

Одна из самых знаменитых фигур в истории фирмы Фаберже – Михаил Евлампиевич Перхин (1860-1903), который пришел в фирму в 26-летнем возрасте и работал в ней до самой смерти.

Русский крестьянин, самоучка, он выполнял свои работы с большим усердием. Все его произведения отличаются высочайшим качеством. Он был мастером, великолепно работавшим в технике гильоше и в технике контрастного золота. Среди исторических стилей мастер отдавал предпочтение стилю барокко.

Именно Перхин отвечал за создание таких выдающихся произведений ювелирного искусства, как Императорские Пасхальные яйца. Клеймо Перхина – «М.П.»

В 1903 году преемником Перхина на посту ведущего мастера стал его главный помощник Генрик Эммануил Вигстрем (1862-1923), который занимал этот пост до закрытия фирмы в 1917 году. Он руководил мастерскими в те годы, когда слава фирмы Фаберже достигла своего пика. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Особенно широко он использовал орнаменты из лавра. Почти все изделия из твердых камней (фигурки, животные, цветы) делались под его наблюдением. Клеймо Вигстрема – «H.W.»

Август Вильгельм Хольмстрем (1829-1903) руководил мастерской драгоценных камней, располагавшейся на 4 этаже петербургского отделения фирмы. Он работал в фирме еще в то время, когда ее возглавлял Густав Фаберже. Несколько десятилетий Хольмстрем отвечал за произведения, украшенные ювелирными камнями, в т.ч. – Пасхальные яйца. Наиболее крупный вклад он внес в работу над яйцом «Двенадцать вензелей», которое Александр III подарил совей жене в день их серебряной свадьбы в 1892 году. Хольмстрем был не только прекрасным мастером по драгоценным камням, но и очень искусным специалистом по обработке драгоценных металлов. Пример его работы – Императорское Пасхальное яйцо 1891 года, «сюрпризом» которого является миниатюрная золотая модель крейсера «Память Азова». В 1903 году на место Августа пришел его сын Альберт, унаследовавший таланты отца. Оба метили свои произведения клеймом «А.Н.». Поскольку Фаберже терпеть не мог писем, к любым записям относился с подозрением, предпочитая общаться с людьми лично, бесценным явилось обнаружение в 1986 году отчетов Августа Хольмстрема, в которых подробно описана каждая вещь, сделанная в период с 6 марта 1909 по 20 марта 1915 гг. Отчет составляет 1221 большую страницу подробных рисунков и эскизов, которые дают четкое представление обо всех эскизах и дизайнах, и которые снабжены подробными сведениями об использованных в каждом произведении материалах и камнях, а также полностью указана стоимость каждой вещи. Это рисунки и эскизы брошей, кулонов, ожерелий, колье, миниатюрных пасхальных яиц, колец, запонок и т.п.

Портреты Николая II и его супруги на яйце в честь 15 годовщины коронации царя. Выполены Василием Зуевым.

 

Вместе с дядей Альбертом Хольмстремом в фирме Фаберже работала Альма Пил. Ее первым заданием было нарисовать и раскрасить в каталоге новые произведения. В создании дизайна она впервые попробовала свои силы, когда Эммануил Нобель заказал фирме около 40 новых изделий (Нобель любил дарить своим гостям на память о приемах произведения Фаберже на «зимние» темы). Альма любила «зимние» темы, ее знаменитая «снежинка» использовалась впоследствии и другими мастерами. В 1914 году по заказу Николая II для его жены она разрабатывала Мозаичное яйцо, а в 1913 году участвовала в создании Зимнего яйца из горного хрусталя и «сюрпризом» в виде корзины подснежников.

Август Фридрих Холминг (1854-1913) поступил в фирму в 1876 году подмастерьем, в 1880 г. стал мастером. Специализировался он на работе с золотом и эмалью, но работал и с камнями. Изделия свои клеймил знаком «А*Н». Особенно славились его портсигары с эмалью. Иоганн Виктор Аарне (1863-1934) и Карл Густав Армфельт (1873-1959) работали с золотом, серебром и эмалями, специализируясь, главным образом, на рамках для картин.

Кроме мастеров славу Фаберже создавали и художники, которых Фаберже возглавлял сам. Фирма прибегала к помощи знаменитых художников, как, например, А. Бенуа, но был и свой штат, в котором долгое время известностью пользовался шведский рисовальщик Франсуа Бирбаум. В фирме также трудился целый ряд модельеров, создававших восковые модели будущих произведений. У Фаберже работали и художники-миниатюристы, самыми знаменитыми из которых считаются Василий Зуев и Иоганн Зенграф.

Фаберже очень хорошо платил своим людям, но рабочий день, даже по меркам того времени был очень долгим: каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям – с 8.00 до 13.00. Сверхурочная работа поощрялась и щедро оплачивалась. Дом Фаберже находялся под постоянным давлением со стороны клиентов и покровителей, которые требовали новых вещей. Фирма была вынуждена постоянно иметь готовые вещи для продажи. Число творений, вышедших из мастерской Фаберже, по приблизительным полсчетам составляет примерно 120 тысяч изделий – подобные цифры характерны для массового производства, но при этом, каждая вещь, создаваемая в фирме, была уникальна.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>