Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

История подделок Фаберже

Две чашы калканской яшмы на пьедесталах. Фирма М. Монастырского (?), Ленинград. Конец 1970-х. Подделка

Подделки — это фактор, имманентно присущий художественному рынку, это тяжелая ноша всех великих компаний, к числу которых принадлежит фирма Фаберже. «Слабых не подделывают». Комплексная экспертиза таких многосложных вещей, какие выпускала фирма, состоит из нескольких специальных экспертиз: искусствоведческо-стилистической, ювелирно-технологической,геммологической, архивно-исторической, пробирной, металлургической и товароведно-органолептической. Может быть назначена и физико-химическая экспертиза анализа красок. Есть понятие «знаточества» и «научной экспертизы». Только последняя принимается в юридических спорах. Часто знаток правильно атрибутирует изделие, но не может научно и юридически грамотно доказать свое мнение.

Фаберже учился на образцовых ювелирных изделиях французских и швейцарских ювелиров, выставленных в Эрмитаже, и германских ювелиров, выставленных в музее Дрездена. Московские художники фирмы зарисовывали изделия русского стиля в Историческом музее и Оружейной палате. Некоторые работы фирмы являются едва ли не копиями изделий прошлых лет. После того, как уже при жизни Фаберже завоевал мировую славу и его изделия стали продаваться очень дорого, выявился интересный феномен. На фирму приходили дилеры от искусства и просили поставить клейма Фаберже на подлинные старые французские табакерки (об этом пишут Франц Бирбаум и Генри Бейнбридж). Аналогично этому многие изделия московских артелей, сотрудники которых когда-то действительно работали у Фаберже, сейчас переделываются в изделия Московского отделения фирмы. Делаются попытки доказать, что, например, «1-я Московская артель» много работала для Фаберже. При этом не предъявляется никаких доказательств. В книге К. МакКанлесс «Фаберже. Ретроспективная энциклопедия» (2001) приводится около сорока имен мастеров, которые якобы работали у Фаберже. Наиболее сложна атрибуция камнерезных вещей. Много подлинных каменных вещей, исполненных в Петербурге фирмами Денисова-Уральского и Сумина, выдаются исключительно за Фаберже. Ставят новые клейма Фаберже на старые петербургские портсигары, исполненные фирмами, сотрудничавшими с Фаберже: «А. Бейлин», «Яков Риммер».

Табакерка агатовая, на крышке овальный двойной портрет императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Подделка

Пример такой переделки — эмалевое яйцо из собрания Государственного Исторического музея. Поступило в начале 1980 годов в числе конфискованного имущества с Московской таможни. Ювелир Мушкатин из Центра «Антик-реставрация» в начале 1994 года объяснил, что сверху на эмалевой поверхности был скол, и поэтому он армировал верхнюю часть. Ювелир предъявил трафарет этой накладки, который полностью совпал с арматурой на изделии. Изделие несет на себе клейма Виктора Аарне и пробирное клеймо Санкт-Петербурга 1908–1917 годов. Однако известно, что после 1904 года Аарне прекратил сотрудничество с Фаберже и выехал на жительство в Выборг.

Тогда же, в 1980-е годы, при попытке вывезти за рубеж был обнаружен кубок в виде каменного яйца, на трех серебряно-вызолоченных орлах. Изделие несло на себе клейма серебряных дел мастера Ю. Раппопорта и фирмы Фаберже. Точно такой же кубок был продан на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 1982 году. Разница между двумя кубками — в фигуре орла, венчающего крышку. Оба предмета выполнены мастерами подпольной фирмы, возглавляемой Михаилом Монастырским. Большая часть этих мастеров работала на старейшем и самом крупном ювелирном предприятии страны — объединении «Русские самоцветы» в Ленинграде.

Той же фирмой исполнена «Обезьяна в фартуке с эмалевой поварешкой, сидит на подушке» (сейчас в коллекции Государственного музея-заповедника «Петергоф»). Клейма на изделии: «Фаберже», именник мастера Михаила Перхина, но вместо городского пробирного клейма Петербурга стоит клеймо «двуглавый орел». Такое клеймо употреблялось во времена Фаберже только в Царстве Польском. К счастью, поддельщики не до конца освоили Инструкцию о порядке клеймения изделий. С ювелирно-технологической точки зрения претензий к изделию нет. Идет настоящая охота за подлинными дизайнами фирмы Фаберже, причем их новые владельцы из числа организаторов производства подделок публикуют эти дизайны только после того, как изготовленное ими изделие уже появилось на антикварном рынке.

Живет еще легенда о клеймах Фаберже. Не нашла научного подтверждения версия о том, что существуют якобы подлинные клейма мастеров фирмы Фаберже, которые поддельщики «нашли» у потомков ремесленников. Но тогда должны существовать и подлинные клейма пробирных учреждений Петербурга и Москвы. Этим клеймам велся строгий учет и никаких изъятий и нарушений не зафиксировано.


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>