Логотип


Магия древних украшений

Патти Кадби Берч — блистательная женщина, известный коллекционер, член попечительских советов известных музеев, в том числе Музея современного искусства и Музея Метрополитен (Нью-Йорк). Многие годы предметом ее пристального внимания были ювелирные украшения мастеров Северного Ирана.

 

Серьги в виде двух зооморфных фигурок. Золото, филигрань, рубины. Иран. XI–XIII. Длина 2,9 и 2,4 см. Коллекция Патти КадбиБерч, США

 

Веками человек испытывал желание украсить себя, обозначить свою степень богатства и положения в обществе. Золото,драгоцен¬ные камни, превращенные искусными мастерами в ювелирные шедевры, являлись неизменным атрибутом власти и могущества. Можно вспомнить великолепный портрет короля Англии Генриха VIII (1509–1547), принадлежащий кисти ГансаГольбейна Младшего. Важную роль в раскрытии образа монарха играет украшающий его солнцеподобный золотой знак. В то же время драгоценности весьма часто имели функцию мистических символов, личных «оберегов», своеобразных мостов, связывающих человека с иным, неведомым миром.

Коллекционер, как правило, личность неординарная. Предметом страсти может стать практически все: от пустяка до значительных ценностей. Составление собраний ювелирных украшений всегда балансирует на грани между выгодным вложением капитала и созданием художественного феномена. Ярким примером второго пути коллекционирования служит собрание украшений Востока Патти Кадби Берч (США).

Патти Кадби Берч. Фотография Ман Рэ

Главным критерием отбора служили не хронологические рамки: в коллекции есть предметы, датируемые как Х веком, так и XIX столетием.Патти Кадби Берч создала изумительную коллекцию ювелирных украшений. Их изысканная красота и магическая загадочность были главными критериями, в соответствии с которыми формировалось собрание.

Патти Кадби Берч редко показывает свои раритеты. Состоялись выставки в Германии и Франции. В России коллекция была представлена вниманию ценителей древних украшений лишь дважды: в 1999 году (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва) и в 2000 году (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). К выставке было приурочено издание каталога «Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США» (Орияк, Франция, 1999). Специали¬сты высоко оценивают уровень данной коллекции, он сопоставим с уровнем также выставлявшегося в России собрания Альфреда К. Глассела.

Весьма интересна история возникновения этой значительной (она состоит более чем из 220 вещей) частной коллекции. Почти 40 лет назад госпожа Патти Кадби Берч участвовала в раскопках на северо-западе Ирана. Найденные украшения потрясли ее воображение, и будущая собирательница сделала все, чтобы приобрести часть находок. Дальнейшее коллекционирование Патти Кадби Берч сочетала с серьезной исследовательской работой.

Золотое ожерелье с девятью подвесками в виде птичек с крыльями в форме полумесяца. Северный Иран. Начало Сасанидского периода (?), III в. Длина ожерелья 40,0 см. Коллекция Патти Кадби Берч, США

Утверждению идеи коллекции окончательно помогли впечатляющие ювелирные находки, сделанные археологами в Северном Иране (Амлаш, Хурвин, Марлик-тепе). Часть из них заняла свое место в собрании госпожи Берч.

Основу коллекции составляют парфянские (250 г. до н.э. — 224 г. н.э.), сасанидские (227–651 гг.) и мусульманские (VII–ХVIII вв.) ювелирные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, подвески, кольца, гривны. Они отличаются редким сочетанием простоты и изысканности линий, чистотой обработки золота и камня. Уникальные золотые изделия декорированы зернью, сканью, чеканкой ифили¬гранью. Драгоценные и полудрагоценные камни служат великолепным дополнением к золоту. Это бирюза, сердолик, гранат, агат, яшма, лазурит. Также в состав коллекции входят изящные образцы применения древними мастерами стеклянной пасты, хрусталя, цветных эмалей и керамики.

Изображения различных животных, часто встречающиеся в качестве элемента украшения, имеют символическое значение. Значительное место в собрании ПаттиКадби Берч занимают те ювелирные украшения Древнего Востока, в которых главным смысловым элементом являются изображения птиц.

Золотое ожерелье из круглых бусин, на котором укреплены семь подвесок в виде двуглавых птиц и восемь маленьких подвесок. Северный Иран. ХI(?). Длина ожерелья 29,0 см. Коллекция Патти Кадби Берч, США

У различных народов птицы часто выступают как непременный атрибут религиозного ритуала, обладающий различными свойствами. Птица может быть самим божеством, ездовым животным божества, символом духа жизни, солнца, свободы, плодородия и пророчества. Мировая сокровищница мифов включает в себя не только птиц, которые есть в природе. Большую группу составляют фантастические пернатые и некие гибридные существа. К ним относятся Симург древних иранцев, индийский Гаруда, арабский Рух, античный Пегас, русская Жар-Птица, готические грифоны и хи¬меры. Птица, что-либо несущая в клюве, часто воспринимается как символ доброй вести, удачи и плодородия. В коллекции Патти Кадби Берч есть изображения изумительных золотых птиц, несущих в клювах других крошечных птичек, исполненных в технике скани, относящиеся к мусульманскому периоду.

Среди экспонатов коллекции выделяется египетское украшение — золотая подвеска с изображением орла. Орел, загадочная царственная птица, считался у древних иранцев символом солнечного бога Митры.

Золотые подвески в виде птиц. Иран, исламский период. X–XI. Длина 2,8 см. Коллекция Патти Кадби Берч, США

 

В контексте российской геральдики интересны представленные в собрании изображения двуглавой птицы, восходящие еще к древней индоевропейской мифологии (хетты). Символ военного могущества, утверждение силы, власти и государственности прослеживается в чеканных контурах птиц, украшающих драгоценное ожерелье XI века. «Изюминкой» элегантного лазуритового ожерелья являются грифоны — крылатые мифические существа.]

Стоит упомянуть, что в начале сентября в Британском национальном музее открылась уникальная выставка «Памятники эпохи Ахеменидов». Образцы иранского искусства и культуры эпохи Ахеменидов (VI–IV вв. до н.э.), а также других доисламских династий Ирана представили публике несколько крупнейших сокровищниц мира: Британский и Берлинский музеи, Лувр и Национальный музей Ирана. Этот факт является лишь еще одним свидетельством растущего интереса к этнической теме среди специалистов и част¬ных коллекционеров. 

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>