Логотип


«Золотые олени Евразии» в Зимнем Дворце

 

18 октября 2001 года в Александровском зале Зимнего дворца состоялась выставка «Золотые олени Евразии», подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с Центром этнологических исследований Уфимского научного центра Российской Академии наук при поддержке Музея Метрополитен, Нью-Йорк, и издательства «Elemond», Милан. На выставке представлено 224 экспоната, 13 из которыхэкспонируются впервые (их реставрация завершена накануне открытия выставки).

Уникальные археологические находки представляют собой редкие по красоте и выразительности художественные произведения, большая часть которых сделана из золота или украшалась золотыми деталями. Они впервые будут показаны широкой публике в России. Выставка уже с успехом прошла в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, США, (2000 г.) и в Милане, Италия (2001 г.).

Многие предметы, найденные при раскопках погребальных памятников древних кочевников в поврежденном или фрагментированном состоянии, получили новую жизнь, благодаря кропотливому труду художников-реставраторов Государственного Эрмитажа.

Раскопки уфимских археологов под руководством А.Х.Пшеничнюка Филипповских курганов в Оренбуржье в конце 1980-х годов дали замечательные находки, ставшие сенсацией в научном мире. В ограбленном еще в древности самом большом кургане Филипповского могильника в двух тайниках сохранились еще нетронутыми замечательные художественные произведения из золота, относящиеся к так называемому скифо-сибирскому звериному стилю. Самые необычные находки – массивные деревянные фигуры оленей с мощными ветвистыми рогами, покрытые золотыми обкладками. Образ оленя, представленный и на других предметах из Филипповки, стал центральной темой, давший название выставки.

Большой интерес представляют железные мечи с зооморфными изображениями и золотой отделкой, выполненной в редкой технике, требующей большого мастерства. Не менее интересен набор парадной посуды из золота и серебра, происхождение которой связывается с Ираном. Серебряный ритон и золотая амфора с ручками в виде фигурок баранов демонстрируют характерный стиль иранского искусства и высокий уровень мастерства.

Несмотря на то, что практически все курганы были ограблены еще в древности, незамеченными и нетронутыми грабителями остались многие предметы и, прежде всего, те, которые были спрятаны в особых тайниках: уникальные скульптуры оленей, выполненные из дерева и облицованные золотыми и серебряными пластинами, парадное оружие и детали конской упряжи, многочисленные золотые набивные пластины от деревянных чаш, декорированные в скифском “зверином” стиле, ахеменидские золотые и серебряные сосуды, бронзовые котлы. Яркая и необычная коллекция практически еще не была известна в полном объеме даже специалистам, поэтому одной из задач выставки стало представление широкой публике этих уникальных материалов.

Выставке предшествовал трехлетний период реставрации многих экспонатов, блестяще осуществленной в Лаборатории научной реставрации произведений прикладного искусства Отдела реставрации и консервации Государственного Эрмитажа под руководством заведующего Лабораторией А.И.Бантиковым. Эта работа явилась значительным событием в музейной реставрационной практике и потребовала решения множества проблем и задач, участия десятков людей, которые оказали неоценимую помощь реставраторам в их очень сложной и ответственной работе.

Особенно следует отметить работу по реконструкции нескольких деревянных сосудов с золотыми фигурными накладками, ставших истинным украшением экспозиции. Они весьма удачно вписались в целую группу разнообразных парадных сосудов, украшенных изображениями реальных и фантастических животных, сценами терзания, культовыми и охотничьими сюжетами, большая часть которых была представлена Эрмитажем. Всего к скифским и сарматским коллекциям Государственного Эрмитажа относится восемьдесят пять экспонатов, происходящих преимущественно с территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа, Сибири и Алтая. Это прославленные шедевры древнего искусства из всемирно известных «царских» скифских гробниц – курганов Солоха, Чертомлык, Куль-Оба; Пазырыкских курганов, Сибирской коллекции Петра I.

Необходимость включения этих памятников в состав выставки была связана с воплощение основной идеи экспозиции – продемонстрировать, с оной стороны, единство культуры кочевников так называемого степного пояса Евразии на протяжении тысячелетия а, с другой стороны, показать своеобразие и уникальность отдельных этических компонентов. Кроме того, часть выставки была призвана наиболее выразительным образом подчеркнуть уровень взаимодействия и взаимовлияния различных культур, их открытость, разнообразие контактов (военных, экономических, дипломатических) между кочевнической и городскими цивилизациями, между скифским, греческим и иранским миром. Самым ярким элементом, отражающим главную идею экспозиции, стал образ оленя, являвшийся одним из основных фольклорных и культовых мотивов в идеологии и художественной культуре ранних кочевников Евразии.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>