Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Особенности развития русского золотого и серебряного дела в XIX - начале XX века

В XIX веке в русском золотом и серебряном деле происходит ряд изменений, как в техническом отношении, что напрямую связано с научно-техническим прогрессом, так и в области художественных приемов и стилистических особенностей, находящихся в прямой зависимости от часто меняющихся на протяжении этого столетия художественных вкусов.

Самовар. Петербург. 1801 г. Мастера Г. Унгер и И. Эккерт.

Во-первых, XIX век вносит механизацию в приемы обработки драгоценных металлов, которые в основном сводятся к упрощению, ускорению и удешевлению производства. При этом значительно изменяется облик золотых и серебряных изделий.

Вместо кованного от руки серебра, характеризующегося мягким, переливчатым блеском, который придают его слегка неровной поверхности следы многочисленных ударов, в употребление входит гладкое серебро, полученное механическим путем и отполированное до зеркального блеска.

Трудоемкая чеканка, в результате которой каждая деталь орнамента, каждый листок или завиток индивидуален и неповторим, начинает вытесняться механической штамповкой.

Прокаткой или вальцовкой, при которой полоса металла проходит между двумя валиками, вращающимися в противоположных направлениях, быстро выполняются длинные полосы мелкого рельефного орнамента с повторяющимся раппортом. Такие полосы напаиваются на верхнюю часть стаканов, кружек, подносов, сухарниц и др. сосудов.

Во-вторых, изменения происходят и в составе используемого для изделий золота и серебра, из-за чего изменяется и их внешний вид. Мягкий колорит золоченого «через огонь» серебра, дававший прекрасное цветовое сочетание с серебром не покрытых позолотой частей, сменяется более ярким и красноватым тоном, полученным в результате добавления в золото значительного количества меди. Такая позолота плохо гармонирует с оттенком серебра, поэтому лучшие изделия в XIXвеке делают целиком серебряными, а если золотят – то только с внутренней стороны. После 1840 года вместо золочения «через огонь» при помощи ртутной амальгамы стали применять золочение гальваническим способом. Вместо чередования серебряных и позолоченных деталей, часто встречающегося в изделиях древнерусских мастеров, одним из главных декоративных приемов становится чередование матовых и блестящих полированных частей предмета.

В-третьих, в XIX веке происходят изменения не только в технике изготовления изделий из драгоценных металлов, и в их формах, силуэтах, орнаментации – сам ассортимент изделий тоже становится иным. С развитием керамической промышленности отпадает надобность в значительной части парадной питьевой и столовой посуды. На первый план выдвигаются предметы, служащие не утилитарным, а декоративным целям. Из золота и серебра изготовляются вазы для фруктов, канделябры, подсвечники, письменные и туалетные приборы, а во второй половине XIX века получает развитие камерная серебряная скульптура малых форм.

Еще во второй половине XVIII века в ювелирном искусстве Москвы и Петербурга появляются черты русского классицизма. Архитектурные мотивы, руины, античные герои и проч. украшали предметы из золота и серебра, создававшиеся отечественными мастерами. В первой трети XIX века русский классицизм продолжает свое развитие. Идеалы и образцы античности находят отражение во всех видах изобразительного искусства, хотя развитие золотого и серебряного дела несколько запаздывает.

Серебряный кофейник. Петербург, 1857 г. Мастер И. Миллис.

Однако в конце XVIII – начале XIX века уже повсеместно на смену капризным формам утвари и украшений, соответствовавшим стилю рококо приходят классицистически строгие и четкие формы, приближающиеся к прямоугольнику, овалу, кругу, шару, цилиндру.

Густая причудливая орнаментация уступает место холодному блеску ровной поверхности, иногда украшенной барельефами, выполненными в технике механической штамповки изредка – чеканкой, или полосами вальцованного орнамента, опоясывающими отдельные части предметов. Обильно используются архитектурные мотивы и антикизированные скульптурные детали.

Ножки для ваз, чаш, корзин для фруктов и проч. выполняются в виде женских фигур в античных одеждах или в виде колонн с каннелюрами. Разные части изделий украшаются гирляндами, кистями, литыми львиными, бараньими или козлиными головами, фигурами амуров, кариатид, оленей, лебедей, грифонов, сфинксов и др.

В 1820-30-е гг. петербургские и московские мастера делали гладкие сосуды с накладными барельефными штампованными изображениями и полосами вальцованного орнамента. Хороводы женских танцующих фигур в античных одеждах, амуры, колесницы украшали сосуды. Ручки кружек с фигурками грифонов и дельфинов или в виде переплетающихся завитков спаиваются из двух штампованных половинок. Крышки сосудов увенчиваются головой в античном шлеме или венком. Кроме того, московские мастера делают гладкие однотипные серебряные стаканы и кружки с накладными штампованными барельефными изображениями и полосами вальцованного орнамента. В начале 1840-х гг. наряду с античными персонажами и сценами на этих кружках и стаканах в медальонах, обрамленных листьями, раковинами и проч. помещают портреты членов императорской семьи.

Начиная с конца 30-х гг. XIX века в ювелирном искусстве, как и в других видах декоративно-прикладного искусства, господствуют сменяющие друг друга или сосуществующие одновременно «исторические» стили, воспроизводящие стили минувших эпох. В золотом и серебряном деле это выражается, в первую очередь, в возврате к формам и орнаментам рококо, а также к поиску «русского» стиля, путем подражания изделиям древнерусских мастеров. Такие обращения к золотому и серебряному делу древней Руси, московскому златоделию XVI-XVII вв. и к петербургскому и московскому ювелирному искусству XVIII века способствовали развитию особенного интереса к таким, любимым в те времена техникам, как эмаль, чернь и скань. Кроме того, изделия в «русском» стиле способствовали обращению в изделиях из золота и серебра к сюжетам из крестьянской жизни, которые становятся особенно популярными начиная с 60-х гг. XIX века.

Серебряная чеканная кружка. Москва, 1873 г. Фирма Хлебникова.

Со второй половины XIX века в золотых и серебряных изделиях петербургских мастеров появляются изображения крестьян за работой, крестьянских детей и др. «народных» сюжетов в русском стиле. Подобные скульптурные группы были самостоятельными или служили в качестве подставок для изделий из стекла и камня.

Мастерство чеканки и литья в XIX веке проявилось особенно ярко в серебряной декоративной скульптуре и в изделиях, поверхность и форма которых подражают фактуре изделий из других материалов – кожи, дерева, камня и проч.

Стиль «модерн» в русском ювелирном искусстве выразился в обостренном интересе к очертаниям предметов, которым придавалось сходство с разнообразными растительными формами; для декора этих форм использовался также «растительный» орнамент.

Кроме особого интереса к разработке формы и декора в их органическом единстве, стиль «модерн» привнес в русское золотое и серебряное дело свой круг сюжетов – в изделиях и скульптуре из драгоценных металлов этого времени появляются русалки, аллегорические изображения чувств, стихий и проч.

Основные центры русского ювелирного искусства в XIX - начале XX века – Москва и Петербург, хотя оно продолжает развиваться и в других центрах, славившихся своими изделиями еще в XV-XVII вв. Искусство черни в XIX веке наиболее активно развивалось в Великом Устюге и в Москве, а в Петербурге широкого развития оно не получило. В начале XIX века эмальерное искусство, столь популярное в XVIII веке, пребывает в состоянии некоторого застоя, однако, начинает совершенствоваться со второй половины столетия. Скань и зернь у московских и петербургских мастеров XIX века играют важную роль в декоре изделий «русского» стиля и стиля «модерн».

Стиль «модерн» был принят не всеми петербургскими ювелирами – среди изделий из золота и серебра встречаются отдельные предметы в этом стиле, главным образом, статуэтки или предметы с изысканным силуэтом, например, чарка мастера Брагина с фигуркой обнаженной девушки на дельфине.

Ажурное яйцо. Петербург, 1902 г. Фирма К. Фаберже. Мастер М. Перхин.

Во второй половине XIX - начале XX века всемирную известность русским ювелирным изделиям принесло петербургское отделение фирмы Фаберже.

Предки Фаберже в XVII веке переселились из Франции в Эстонию, а в начале XIX века Густав Фаберже переехал в Петербург, где в 1842 году открыл ювелирную мастерскую. Его старший сын Петр Карл получил художественное образование за границей, и, вернувшись в Петербург, возглавил мастерскую отца, которая к этому времени превратилась в большое предприятие. Новый владелец предприятия привлек к сотрудничеству несколько талантливых ювелиров, имеющих свои небольшие мастерские. Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин, Август Холмин работали на фирму Фаберже.

Мастера фирмы особое внимание уделяли подбору камня и выявлению его природной красоты. Для этих целей широко использовались уральские полудрагоценные камни разных цветов, а также горный хрусталь. Фирма также славилась своими эмалями, прозрачными и яркими, которые покрывали резные орнаменты и изображения.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>