Логотип


От золотого и серебряного дела Древней Руси до русского ювелирного искусства XIX века

Русское ювелирное искусство, или, как его называли в Древней Руси золотое и серебряное дело, до определенного времени развивалось вдали отзападноевропейского. Своеобразие русского золотого и серебряного дела во многом обусловлено его связью с народным искусством: золотая и серебряная посуда часто повторяла формы народной деревянной и керамической утвари, орнаментация же походила на использовавшуюся в деревянной резьбе и росписях по дереву. Нанесенный на золотой или серебряный предмет орнамент тесно связан с его формой, не спорит с ней, а умело подчеркивает ее архитектонику. При всей своей роскоши и сложности орнамент логичен и неизменно сохраняет ясность формы.

Золотой ковш Михаила Федоровича. 1624 г.

 

На протяжении многих столетий основной мотив орнаментации русских ювелирных изделий – растительные формы, сильно стилизованные в более древнее время (XII-XVI вв.), и все более приближающиеся в природе к концу XVII века. Особенного изящества достигает орнамент на золотых и серебряных изделиях XV века. В это время часто встречаются кресчатые орнаменты различных рисунков, растительные узоры с широкими расплющенными стеблями, с плоскими гладкими листьями, а также чешуйчатый орнамент, напоминающий деревянные покрытия церквей русского Севера.

В ювелирном искусстве Москвы и Петербурга XVIII века в декоре активно начинают использоваться изображения людей и животных, создаются целые фигурные композиции на библейские и светские сюжеты. Орнамент в русском золотом и серебряном деле, начиная с XVIII века, сохраняя национальные черты, в основном развивается теми же путями, что и западноевропейский: для первой трети XVIII века характерны барочные элементы, потом появляются завитки и изящество рококо, а в последней трети XVIII века на смену им приходит строгий орнамент классицизма. Во второй половине XIX века в декоративно-прикладное искусство приходят различные «исторические» стили, воспроизводящие рококо, готику, а также в поисках национального русского стиля воскрешаются элементы древнерусского искусства. Стиль модерн появляется в русском ювелирном искусстве конце XIX – начале XX века, как и в других областях искусства. Также, начиная с XVIII века, вследствие активных контактов с Западом, принятием многих европейских традиций, быта, костюма, происходит существенное изменение форм золотых и серебряных предметов, обусловленное появлением новых и переменой функций у старых. В ювелирном искусстве Москвы и Петербурга XVIII-XIX вв. связи с западноевропейским ювелирным искусством гораздо прочнее, чем в златоделии других русских городов: искусство столичных городов, куда в первую очередь доходили новые веяния и приезжали мастера-иностранцы, были, несомненно, более подвержено изменениям, чем искусство в провинции, где долго сохранялись старинные русские традиции золотого и серебряного дела.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>