Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Московская ювелирная фирма придворного поставщика И. Губкина

Московская ювелирная фирма придворного поставщика Ивана Губкина была основана в 1841 году и просуществовала до 1880-х гг., (после смерти основателя делоподолжали его сыновья Сергей и Дмитрий).

Кружка. Серебро, позолота, чернь. Фирма И. Губкина. Москва, 1842 г.

 

Фирма И. Губкина успешно работала в чеканке и литье, резьбе, а также с эмалью и чернью. Изделия ее мастеров участвовали в выставках в 1861 году в Петербурге, в 1862 году – в Лондоне, в 1865 году – в Москве, где получали высокую оценку. В 1852 году И. Губкин пригласил для создания моделей художника-модельера И. Борникова, знатока русского орнамента; изделия фирмы сразу получили успех.

Губкин один из первых в России выступил с ювелирными изделиями, представляющими различные имитации в металле неметаллических материалов (меха, мешковины, дерева и проч.).

Так, среди работ, поразивших современников на выставке 1861 года в Петербурге, была серебрянная позолоченная сухарница в виде плетеной корзиночки с наброшенной на нее салфеткой и сидящей на ней мухой. В дальнейшем подобные изделия с салфетками стали делать фирмы Овчинникова, Хлебникова и другие.

Московская ювелирная фирма П. Овчинникова

 

Основатель одной из крупнейших ювелирных фирм Москвы второй половины XIX – начала XX века, Павел Акимович Овчинников (1830-1888) был крепостным князя Волконского. Рано обнаруживший способности к рисованию, для их совершенствования он был отправлен на восемь лет подмастерьем в мастерскую золотых и серебряных дел, принадлежавшую его брату А.А. Овчинникову. Оказавшись хорошим учеником, П. Овчинников получил вольную, а в 1850 году женился и на 1000 рублей приданного жены завел самостоятельное дело, которое впоследствии стало одним из главных ювелирных предприятий Москвы. Произведения Овчинниковастали известны публике после организации им в 1853 году в Москве ювелирной фабрики – «фирмы золотых и серебряных изделий».

Подсвечник из письменного прибора И.А. Гончарова. Серебро, эмаль по сканому орнаменту. Москва, 1858 г. Работа фирмы П.Овчинникова.

 

Впервые П. Овчинников обратил на себя внимание на выставке 1865 года в Москве представленными эмалевыми изделиями, оригинальными по рисунку, великолепным качеством исполнения и национальным «русским» стилем, в котором на его фабрике создавалось большинство предметов. Он был награжден золотой медалью и получил звание придворного поставщика.

С этого времени фирма стала центральной среди участников как всероссийских, так и всемирных выставок, всегда вызывая восхищение современников, имела многочисленные награды за прогрессивное усовершенствование всех сторон золотого и серебряного дела, за постоянное внесение новых элементов украшения, за превосходное устройство и ведение школы.

В отчете о Всероссийской выставке 1882 года написано: «имя г.Овчинникова известно чуть ли не всей России; известность эта приобретена им самим, его личной энергией, его трудом и дарованием». Развитие производства шло быстрыми темпами, изделия фирмы охотно покупались: если в 1853 году годовой оборот составлял – 250 тысяч рублей, то в 1854 г. уже – 1,5 млн. рублей.

Овчинников уделял много внимания рекламе достижений своей фирмы за границей: на международных и всемирных выставках изделия его фирмы получали золотые и серебряные медали, сам он в 1867 году в Париже получил орден кавалера Почетного легиона, а в Австрии в 1873 году – орден Железной короны.

Для создания изделий П. Овчинников пользовался моделями известных скульпторов, архитекторов, художников и рисовальщиков И. Борникова, Е. Лансере, А.Обера, И. Монигетти и др. Фирма работала во всех видах ювелирного производства. Все изделия фирмы Овчинникова характеризует высочайшее качество. В технике литья и чеканки было создано значительное количество произведений с историческими и жанровыми сюжетам. Кроме того, мастера фабрики, работавшие в техниках чеканки и литья, любили имитировать в металле разные фактуры – мех, холст, дерево и т.д. Особенную славу принесли фирме изделия с эмалью –перегородчатой, расписной, витражной и др. Овчинникову принадлежит важная роль в деле укрепления и развития эмальерного дела в России. На основе изучения образцов древнерусского искусства Овчинников возродил и усовершенствовал технологии многих старинных технических приемов, а также впервые создал отечественную школу мастеров-эмальеров.

Большая часть изделий фирмы Овчинникова создавалась в так называемом «русском» стиле, подражавшем в формах и декоре образцам древнерусского искусства. В Москве, где все еще были крепки национальные бытовые и эстетические традиции творчество мастеров «русского» стиля пользовалось большой популярностью. Деятельность Овчинникова в середине 1860-х гг., как раз, когда его изделия получают всероссийскую известность, связана с интенсивными поисками индивидуального творческого пути, а также освоением профессионального опыта ювелиров допетровской эпохи, главным образом, XVI-XVII вв.

Чайник серебряный позолоченный с эмалевым лаком и накладным орнаментом. Москва, последняя четверть XIX века. Работа фирмы П. Овчинникова.

 

В изделиях фирмы Овчинникова этого вермени нередко присутствуют элементы различных стилей и различные декоративные системы, свойственный другим видам декоративно-прикладного искусства.

Уже в эти годы Овчинников первым среди современников применил прием росписи однотонных поверхностей эмалей в сканныхобрамлениях: это прием, представляющий собой разновидность сольвычегодской эмалево-сканной техники конца XVII – начала XVIII вв., использовался впоследствии многими ювелирами мастерских и фабрик братьев Грачевых, Ф.Я. Мишукова, М.В. Семеновой, Н.А. Алексеева, О.Ф. Курлюкова и других.

Расписные эмали использовались мастерами предприятия Овчининкова не только для подцвечивания покрытий сканных орнаментов – они использовали и живопись по эмали в медальонах (на шкатулках, пудреницах и др.) Темы таких эмалевых миниатюр – сцены из народного быта, архитектурные мотивы, Москвы и др. городов, портреты, русские типажи. К подобным темам обращались и мастера других ювелирных фабрик Москвы – И. Хлебникова, О. Курлюкова и др.

Кроме перечисленных видов эмали у Овчинникова использовалась техника выемчатой эмали, и на рубеже XIX-XX вв. проводились опыты в разработке технологии вплавления чеканных или штампованных металлических пластин с рельефным изображением в эмалевый слой покрытия предмета. Аналогичные опыты в эти же годы проводили и мастера круга Фаберже – Эрик Коллин и Владимир Соловьев, хотя тематика и стиль их изделий отличались от изделий фирмы Овчинникова. Отдавая дань моде на шинуазри, прокатившуюся в последней декаде XIX века по России и Европе, предприятие наследников Овчинникова создавало предметы, однотонное красное лаковое покрытие которых украшли накладные рельефные изображения цветков вишни и соловьев в «китайском» вкусе.

Коробочка серебряная с живописной эмалевой дробницей и эмалью по сканому орнаменту. Москва, 1888 г. Работа фирмы П.Овчинникова.

 

Овчининков придавал совершенствованию технологической базы и расширению способов художественной выразительности гораздо большее значение, чем владельцы других московских предприятий и мастерских. Активная экспериментальная работа позволила восстановить утраченную за многие столети технику перегородчатой эмали. Образцы изделий с использованием этой техники демострировались на международных выставках, но широкого распространения не получили.

Кроме того, мастера фирмы освоили другой уникальный технический прием – витражную или оконную эмаль. До последней декадыXIX века этот технический прием в России широко не применялся. За рубежом в это же время его использовали лишь отдельные ювелиры, среди которых – известный французский мастер Рене Лалик.

В конце 1880-х – начале 1890-х гг. на предпритии Овчининкова создавали множество ювелирных изделий с эмалями, главным образом, в смешанной технике: чаще всего использовались эмаль по скани, а для деталей – витражная эмаль. Нередко с использованием традициоонных технических приемов создавали как бы сувенирные ювелирные изделия, подражающие старинным.

П. Овчинников поставил свое производство на высокую ступень художественного и технического совершенства, а, кроме того, добился мирового признания. Овчинников постоянно работал над расширением и усовершенствованием производства. При фирме была организована даже специальная школа на 130 учеников, где обучали ювелирному делу. В первые же годы развития производства он приступил к введению передовых методов организации труда и обучению мастеров, а в 1881 г. в Москве даже издал книгу «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях». С 1873 года отделение фирмы Овчинникова открылось и в Петербурге.

После смерти П. Овчинникова дело продолжили его сыновья. На выставке 1900 года в Париже они представили серебряные изделия, которые привлекли внимание «ввиду новизны выставляемых этой фирмой работ по расписной эмали и технических трудностей при выполнении этих работ». Фирма Овчинниковапросуществовала до 1917 года.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>