Логотип


Речные «слезы тоски»

Речной жемчуг был тем уникальным материалом, который украшал головной убор русской крестьянки и кружева вельможной дамы, тихим светом освещал лик иконы и подчеркивал румянец молодой купчихи. Ныне мода на жемчуг, в том числе и речной, возвращается. Возрождается и искусство изготовления украшений из речного жемчуга.

Жемчуг (морской и речной) издавна применяется в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Это один из самых популярных и любимых материалов, с глубокой древности привлекающий людей своей глубокой матовой поверхностью, мягким переливчатым блеском. Богатая цветовая игра естественного материала, характерный своеобразный иризирующий блеск и переливы на поверхности — обязательные признаки качественного жемчуга. В большей мере эти свойства, обусловленные многослойным строением жемчужины, характерны для морского жемчуга. Однако и речной жемчуг обладает светящейся нежной красотой.

Серьги. Серебро, медь, жемчуг, стекло. Конец XVIII. Высота 7,0. Государственный Исторический музей

Круглый жемчуг встречается редко и ценится более всего. Жемчуг, имеющий форму, симметричную относительно оси (капли, овала, груши), всегда был любим ювелирами за свои художественные возможности. Неповторимая форма несимметричной жемчужины (так называемая «барок» или «барокко») позволяет создавать поистине уникальные украшения.

Окраска жемчуга чрезвычайно разнообразна: белая, розовая, черная, кремовая, желтоватая. Могут присутствовать оттенки (обертоны) зеленого, розовато-лилового и иных цветов. Речной жемчуг часто имеет молочно-белый цвет.

Так как в жемчуге присутствует органическое вещество, подверженное воздействию времени, он с годами может тускнеть и разрушаться. При правильном уходе жемчуг способен столетиями радовать владельцев блеском своей красоты, ведь средняя продолжительность жизни жемчужины 250–500 лет.

Люди давно заметили, что главным условием сохранения качества жемчуга является его частая носка. При хранении жемчужных изделий необходимо помнить, что это мягкий материал. Он боится яркого света, перепадов температуры, царапин, соприкосновений, загрязнений и химических воздействий.

Название «жемчуг» происходит от китайского «чжень-чжу», трансформировавшегося через старорусское «зеньчуг». Также жемчуг на Руси нередко именовали перлами (от нем. perlen и англ. pearl).

Речной жемчуг образуется в раковинах почковидной формы, русское название которых «жемчужница пресноводная» (лат. margaritana margaritifera). Размеры речного жемчуга колеблются от мелких зерен до горошин диаметром 10–14 миллиметров.

В отличие от морского жемчуга, местом добычи которого всегда были теплые тропические моря (даже название «гурмыжские зерна» или «бурмицкие зерна» идет от русского названия Персидского залива — «Гурмыжское море»), пресноводные жемчужницы обитают в местах с умеренным климатом. Это реки и ручьи России, Германии, Шотландии, Китая, стран Северной Америки.

По мнению исследователей, именно Россия занимала до начала ХХ века второе место в мире — после Индии — по экспорту речного жемчуга. Среди других европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Архангельской, Псковской, Ярославской, Выборгской и Олонецкой губерний, а также Вятской, Казанской, Симбирской, Пермской, Петербургской и Новгородской. Славились своими жемчужными месторождениями также бассейны Днепра, Дона, Волги, побережье Северного Ледовитого океана.

Известно, что современное русское название «перламутр» ведет свое начало от немецкого «perlmutter» («мать, производительница жемчуга»). В отличие от морского для речного жемчуга характерно следующее: сами перламутровые раковины после извлечения жемчужины почти не использовались, выбрасывались как негодный материал. Иногда в их створках растирали акварельные краски. Такое, на первый взгляд, расточительное отношение объяснялось тем, что речные раковины, найденные, к примеру, на песчаных берегах Клязьмы или Оки, в отличие от южных морских раковин были слишком хрупки в обработке из-за тонкого радужного слоя.

Серьги. Серебро, медь, жемчуг, перламутр. 1780. 6,5 х 2,7. Государственный Исторический музей

 

Современный речной жемчуг ныне, как правило, имеет культивированную природу. Естественная добыча его ведется в настоящее время только в Германии (Бавария) и в США (на Миссисипи). Выращивается жемчуг в Северной Америке и во многих странах Азии. Самым крупным производителем пресноводных жемчужниц стал Китай, где этот сектор экономики получил поддержку государства. Результатом стало внедрение передовых технологий в этой области, что позволило добиться очень высокого качества некоторых сортов жемчуга.

Малакологи (специалисты, занимающиеся изучением моллюсков) отмечают, что особое значение для производства речного жемчуга имеет качество воды. Во многих европейских странах, например в Латвии, имеющей свою историю добычи речного жемчуга, происходит фактическое уничтожение популяции моллюсков. Чувствительные к экологическому состоянию воды жемчужницы не доживают до того возраста, когда происходит созревание драгоценной жемчужины.

А ведь три столетия подряд добыча драгоценных раковин здесь велась с размахом, причем Петр I после завоевания Лифляндии издал указ о монополии государства на добычу речного жемчуга. В правление Елизаветы Петровны в той же Лифляндии к добыче речного богатства привлекали армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Такое хищническое отношение к промыслу драгоценного материала, нередкое и для наших предков, вкупе с ухудшением экологии привело к резкому сокращению мест обитания жемчужниц. Государство фактически не регулировало добычу речного жемчуга вплоть до XVIIIвека; всякий мог заниматься этим промыслом по своему разумению.

К концу XIX столетия население северных губерний фактически опустошило прежде жемчуженосные реки, что привело к упаду искусства жемчужного шитья и низания на русском Севере.

Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются X веком. Жемчуг на Руси всегда ценили, особенно в XV–XVIII столетиях, когда было распространено узорное жемчужное шитье по льну, шелку, парче и бархату. Крупные экземпляры продавались поштучно, мелкий жемчуг — на вес. Жемчуг практически никогда не выходил из моды, порой увлечение им достигало невероятных размеров.

Так, на рубеже XVIII–XIX веков до шести часов вечера дамы носили практически только жемчуг, обвивая им шею, руки от кисти до плеча, украшая волосы. Состоятельные любители перлов предпочитали морской жемчуг, а крестьянки довольствовались мелким речным.

Охотно декорировали местным речным жемчугом предметы светского и церковного обихода. В России речной жемчуг применялся для отделки облачения духовенства, переплетов рукописных книг, парадной одежды, в том числе и народного костюма (сарафаны, кокошники, вороты и манжеты мужских рубах).

Жемчуг вносил торжественность в парадное облачение иерархов церкви, им расшивались митры, хоругви и покровы. Выразительность общего силуэта фигуры на иконе нередко усиливалась контурной линией из жемчуга. Иногда жемчужными ряснами оформляли венец иконы с ликом Богоматери и своеобразные жемчужные «рясные привески» спускались до самого края иконы.

Жемчугу наши предки приписывали лечебные и мистические свойства. На Руси особенно рекомендовалось носить его девушкам и незамужним женщинам. Речной жемчуг носили даже маленькие крестьянские девочки. Народный женский костюм наших предков обязательно украшался различными оберегами. Особое внимание уделялось головному убору женщины, который должен был охранять жену и мать — продолжательницу рода.

Жемчуг широко применялся для украшения праздничных женских головных уборов северных русских земель, при этом мастерицы пользовались такими приемами, как «сажение» и «низание» жемчуга. Чаще всего для вышивок и поднизей использовали мелкий речной жемчуг. Орнамент жемчужного шитья был различный и зачастую не отличался от орнамента золотошвейного. Это были мотивы, связанные с дохристианскими верованиями (деревья, птицы, лошади, изображения женщин).

Основой для шитья служили лен, кумач, шелк, картон или бархат. Мастерица нанизывала жемчуг на нить, а затем нашивала на особый белый шнур, проложенный по рисунку («бель»). По иной технологии жемчуг «сажали» (пришивали) иглой на нанесенный углем или мелом по ткани контур. Между жемчугом порой прокладывали фольгу, ограненные цветные стекла или нашивали металлические блестки.

Серьги. Серебро, медь, жемчуг, стекло. Конец XVIII – начало XIX. 5,5 x 1,6. Государственный Исторический музей

 

Народные головные уборы делились на девичьи и женские. Девушки украшали голову налобными повязками («челками»), накосниками(косниками), «венцами», «корунами», которые зачастую сплошь были унизаны «зернами», то есть речным жемчугом.

Праздничные сарафаны «окрученных», то есть замужних, русских женщин обязательно дополняли нарядные головные уборы — кокошники («кокуй», «сорока», «рогачка», «златоглав») и кички («кики»). Завершали кичку поднизи (или очелье), которые низко, до самых бровей, спускались на лоб в виде жемчужной бахромы или сетки. На Смоленщине еще в начале XX века носили на праздниках «жарелья» — сетчатые украшения из жемчуга.

Одним из самых любимых народных женских украшений были пясы — особые праздничные серьги. Они представляли собой небольшие лопасти в виде сетки, снизанной на конском волосе из мелкого речного жемчуга. Сетка закреплялась на металлических дужках, которые назывались швенды (швензы). Пясы были распространены в начале XVIII века в северных и центральных губерниях России, где им придавали форму желудя или кисти винограда.

Длинные пряди из жемчуга, спускавшиеся с головного убора на грудь, так называемые рясны, также были одним из непременных атрибутов нарядного женского костюма, порой являясь составной частью кокошника. Они представляли собой жемчужную или бисерную сетку прямоугольной формы. Рясны (ряд, низка, подниз,снизка, низанка) были одним из самых широко распространенных женских украшений на Руси.

Прекрасным дополнением к женскому народному костюму с шитым жемчугом головным убором служили серьги, низанные из мелкого речного жемчуга. Серьги имели различную форму, собирались из мельчайшего жемчуга на тонкую проволоку и часто были двусторонними. Жемчужины могли чередоваться с перламутром, золочеными бусинами, стеклом.

Серьги начала XVIII века имели массивные мочки, дужки были сделаны из толстой проволоки и служили для крепления серег к головному убору. Позднее господствовала мода на легкие нарядные изделия.

К концу XVIII века такие украшения представляли собой длинные ажурные ленты, сложенные вдвое. Длина этих серег колебалась от пяти до девяти сантиметров. Серьги порой были снабжены грушевидными подвесками, которые иногда делали из тонкой меди, обтянутой жемчужной сеткой с различными рисунками низания. Между подвеской и мочкой, которая стала представлять собой небольшое овальное кольцо с шарниром и застежкой, укреплялся ажурный жемчужный бант. Сама мочка также украшалась жемчужным низанием с зубчатым ажурным краем. В сердцевине такого сооружения нередко красовалось серебряное гнездо со стеклом в центре.

В XIX веке северные серьги стали еще объемнее и длиннее. На тонкую медную пластину крепилась жемчужная сетка разнообразнейших рисунков. Сами серьги имели пышную форму плодов сливы, груши, часто напоминали корзины с цветами. Украшения из речного жемчуга, головные уборы высоко ценились, они передавались по наследству из поколения в поколение. 

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>