Логотип

https://rthsu.com/g/46c756bb5e6849088ca15bd1695d3f/?erid=LatgByXkP

Резьба

Серебряная резная дробница. Москва, XVI век.

 

Благодаря мягкости золота и серебра, любые украшения могут быть сравнительно легко нанесены на их поверхности при помощи инструмента из более твердого металла; поэтому еще на ранних стадиях развития русского ювелирного искусства, на предметах из драгоценных металлов появились резные узоры, изображения и надписи. Среди технических приемов, применявшихся в русском золотом и серебряном деле, резьба всегда занимала значительное место. В то время как чеканка, басма, эмаль, хорошо смотрятся на расстоянии, так как их красота основана на контрасте светлых и темных пятен или сочетании различных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы – искусство особенно утонченное; так же как и рисунок, выполненный карандашом или пером, тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание вблизи. В русском ювелирном деле резьба всегда применялась очень широко не только в чистом виде, но и в сочетании с другими техниками, главным образом, чернью (на темном фоне резные узоры особенно хорошо видны). Кроме того, резьба часто служила подготовительным процессом перед покрытием предмета чернью или эмалью. Резьбой выполнялись на золотых и серебряных предметах надписи декоративным письмом (вязью), служившие своеобразным орнаментом, или же надписи чисто служебного назначения, пометки о весе предмета, о его оценке и т.п., помещавшиеся на неприметных местах предмета.

Резное изображение льва на серебряной чарке. Москва, 1636 г.

 

Каждый ювелир в той или иной степени владел резцом, но были мастера, которые специализировались на этой технике. Для мастера-резчика по металлу необходим талант рисовальщика. Сначала он наносит на поверхность металла нужный рисунок; затем, сильно прижимая к этой поверхности резец, он двигает его по линиям рисунка, придерживая предмет левой рукой. Резец снимает с поверхности тонкую стружку и прорезает линии разной, в зависимости от нажима, глубины и разной ширины (в зависимости от сечения штихеля). В ранних работах это чисто контурные изображения, позднее линии перестают быть основным средством выражения, они теряют свою четкость и часто заменяются пятном. Особый прием глубокой резьбы носит название оброн; при этом приеме фон около изображения выбирается при помощи резца, благодаря чему изображения делается несколько рельефным. 


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>