Логотип


Скань и зернь в ювелирном искусстве Москвы и Петербурга XIX – начала XX века

 

В первые годы XIX века русские маcтера часто делали сканный орнамент из прямых вертикальных, довольно толстых полос гладкой плющенной проволоки, между которыми расположены плотные вертикальные прямые стебли из свитой в жгут скани, густо усеянные с двух сторон мелкими отростками в ввиде листьев и с круто свернутыми спиралью концами. Часто встречается орнамент из сетки, сплошь усенной мелкой зернью. Зернь применяется в эти годы в еще большем количестве, чем в московском и петерургском ювелирном искусстве XVIII века.

 

Серебряный сканный ларчик. Москва, 1883 г. Мастер А. Соколов.

 

В 1830-50-е гг. основной рисунок сканного орнамента резко выделяется толстой плющенной проволокой, блестящей и гладкой, рельефно выступающей на фоне мелких сканных завитков.

Ларцы, шкатулки, сухарницы украшаются ажурными сканными цветками, ставятся на ножки в виде полушариков или широких изогнутых ажурных листьев. 
Часто встречается соединение сканного ажурного орнамента с черневыми медальонами или вставками.

На Всероссийской выставке 1882 года особенно привлекли к себе внимание сканные серебрянные изделия фирмы Постникова, которая удачно использовала скань для укаршения окладов икон.

 

Серебряная стопа со сканью и эмалью. Москва, 1887 г.

 

В 1840-е гг., когда на смену позднему классицизму приходит историзм, с его интересом к различным стилям прошедших эпох, в орнаментесеребрянных и золотых изделий одновременно со строгими классицистическими элементами отмечается возврат к беспокойным завиткам, раковинам и цветам, характерным для изделий XVIII века в стиле рококо, однако при этом утратившим свободу и изящество расположения – теперь они скомпонаваны жестко и симметрично. В противоположность XVIII веку орнамент рококо покрывает теперь прямоугольные, а не причудливые по форме предметы. 
Дешевые предметы украшаются сеткой сканных перекрещивающихся полос.

В последней четверти XIX – начале XX века в моду вошли серебрянные сумочки и кошельки, изготовленные из особого вида скани: из скани делались маленькие колечки, которые соединялись между собой, как кольца на кольчуге.

Формы таких сумочек были самыми разнообразными: квадрат, прямоугольник, овал, обрамленные по краю бахромой из серебрянных стерженьков или шариков зерни. Сумочки также делали в виде мешочка, стягивающегося серебряным шнурком-цепочкой, без затворов, или различными затворами, украшенными резьбой или полосами вальцованного орнамента. Густое плетение из скани, напоминающее блестящую переливающуюся ткань, делало эти сумочки очень нарядными: они служили хорошим дополнением к вечернему костюму в стиле модерн.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>