Логотип


Сокровища Итальянской Короны

 

13 июня на знаменитом аукционе Christie’s были представлены драгоценности королевского дома Италии. Ее высочество принцесса Мария-ГабриэллаСавойская с достоинством носит благородное имя, доставшееся ей от предков. Однако представительница итальянского королевского рода вынуждена продать с аукциона бесценные сокровища, принадлежащие ее семье, чтобы заплатить налоги.

На аукцион Christie’s принцесса выставила сорок один лот уникальных ювелирных украшений, в том числе и королевскую тиару, сделанную великим Фаберже. Отдавая дань почтения своим предкам, принцесса хочет сохранить память о родителях, его величестве короле Италии Умберто II и ее величестве королеве Италии Марии-Хосе. Для этого принцесса создала фонд имени короля и королевы, в котором объединила все, что касается последней королевской семьи. Мария-Габриэлларегулярно организует выставки и конференции, которые всегда вызывают живейший общественный интерес. Чтобы заплатить налоги за обширное поместье, доставшееся ей в наследство от матери, принцесса решила продать принадлежащие ей замечательные произведения искусства, живопись, мебель, серебро и ювелирные изделия с молотка. Вырученные на аукционе средства пойдут на то, чтобы сохранить оставшуюся часть коллекции.

Принцесса Мария-Габриэлла Савойская. Фото конца ХХ

 

Савойя впервые упоминается в IV веке н. э. как местность в Римской Галлии. В 443 г. ее с разрешения римлян заняли остатки побежденных гуннами бургундцев, которые сделали ее исходным пунктом для дальнейших завоеваний в долине Роны. После распада монархии Каролингов Савойя вошла в состав Бургундии; в 1032 году она вместе с Бургундией подчинилась власти германских королей. В то время графство Савойя находилось под властью графа Умберто Белорукого (его потомки впоследствии занимали итальянский трон). Его имя упоминается в летописях еще в 1048 году (дата смерти). Он стал хозяином территории в Альпах и получил титул первого графа Савойского. Его сын и последующие потомки расширяли свою власть и владения в Пьемонте. Его сын Оддо женился в 1050 году на наследнице Манфреда, маркграфа Туринского, и объединил под одной властью Савойю и Пьемонт. Все следовавшие за ним савойские графы в борьбе между гвельфами и гибеллинами были постоянными союзниками императоров; им удалось несколько расширить свои наследственные владения как в Италии, так и в Альпийской области (ныне Швейцарии); так, например, граф Петр II (умер в 1268) присоединил к Савойе кантон Во. При его племянниках Томасе III и Амедео V Пьемонт и Савойя разделились.Амедео V, граф Савойский, был возведен в звание имперского князя (курфюрста). Амедео VI, прозванный «Зеленым графом» за свою приверженность к этому цвету, основал в 1362 году Орден Воротника, известный сегодня как Орден Благовещения. В наши дни этот орден известен как один из самых древних династических рыцарских орденов. Амедео VII (1383–1391) присоединил в 1388 го- ду к Савойе графство Ниццу. Его сын Амедео VIII в 1416 году получил от императора Сигизмунда титул герцога Савойского. В 1418 году угасла пьемонтская ветвь того же дома, и Пьемонт вновь соединился с Савойей. В 1422 году император даровал в лен герцогу Савойскому графство Геную. В 1434 году Амедео VIII сложил с себя власть; пять лет спустя он был избран папой под именем Феликс V, но в 1449 году отрекся от тиары. Сын его Людовик (1434–1465) установил законом нераздельность Савойи и Пьемонта.

В 1530–1536 годах, при герцоге Карле III, Савойя потеряла Женеву, Во и другие владения в Швейцарии. В 1536 году французы во время войны с Карлом V заняли Турин, потом почти весь Пьемонт и Савойю; только в 1559 году Эммануил Филиберт, сын Карла III, сумел отвоевать свои родовые владения, кроме некоторых крепостей, которые были возвращены ему позднее. Его управление может считаться концом феодальной системы и началом просвещенного абсолютизма. Его сын Карл-Эммануил I (1580–1630), честолюбивый и беспокойный, вовлек страну в многочисленные войны, в особенности с Францией. Герцог Виктор-Амедео II в войне за испанское наследство присоединился сперва к Людовику XIV, потом (1703) перешел на сторону Австрии. Вследствие этого почти все государство Савойя было занято французами, и только победа Евгения Савойского при Турине (1706) восстановила его суверенитет.

Часы. Фирма Фаберже. Мастер Генрих Вигстрем. С-Петербург. Ок. 1910. Золото, жемчуг, слоновая кость, гильошированнаяэмаль. Диаметр 7,6. Лот № 36. Эстимейт £20 000–30 000. Лот продан за £80 000. Сhristie's, Лондон. 13 июня, 2007

 

По Утрехтскому миру в 1713 году Виктор-Амедео II получил Монферрат, значительную часть герцогства Миланского и остров Сицилию, а также титул короля. Взамен Сицилии, которая в 1718 году была завоевана испанцами, он получил по Лондонскому договору 1720 года остров Сардинию. С тех пор Савойя, Пьемонт и Сардиния составили одно Сардинское королевство. Савойская династия прежде связывалась с Берольдом Саксонским, но, по новейшим исследованиям, это оказалось легендой. В действительности она происходит от Беренгара II (умер в 966 году) и его сына Адальберта, королей Павии. Старшая линия Савойского дома угасла в 1831 году, и ее место в лице Карла-Альберта заняла младшая, Кариньянская ветвь, происходящая от Томаса, младшего брата Виктора-Амедео I, герцога Савойского (1630–1637). Сын Карла-Альберта вступил на сардинский престол в 1849 году; с 1861 года он назывался Виктором-Эммануилом I, королем Италии. Сын его Умберто I — царствующий с 1878 года второй король объединенной Италии. В течение XIX века королевскими резиденциями были дворец Квиринал, Монсальери, Ракониджи и вилла Реале в Монце.

«Мария-Хосе, бирюзовая королева» — этот «титул» был придуман для королевы Савойи журналисткой Анной Марией Кутоло в статье, написанной спустя 15 лет после того, как королева в 1946 году покинула Италию. Она была вынуждена сделать это после общенационального референдума, упразднившего монархию. В этой статье журналистка описывала встречу с Марией, тогда еще принцессой Пьемонта: «Женщина, стоявшая у окна, была очень красива; ее стройную фигуру плотно облегало голубое платье с савойскими кружевами. Она всегда была элегантной, и ее любимым цветом был нежно-голубой… По вечерам она часто надевала великолепные украшения из бриллиантов и бирюзы, которые подчеркивали цвет ее глаз». Мария-Хосе родилась 4 августа 1906 года в Остенде в семье бельгийского короля Альберта I (сына Филиппа, графа Фландрского, и принцессы Марии Гогенцоллерн) и принцессы Елизаветы, герцогини Баварской, племянницы и крестной дочери императрицы Елизаветы Австрийской. В возрасте 8 лет юной принцессе пришлось покинуть Бельгию и отправиться в Англию из-за вторжения немецких войск. Сначала она остановилась в одном из поместий в Хемпшире, хозяином которого в то время был лорд Карзон, затем перебралась в монастырь урсулинок в Эссексе. В 1917 году королева Елизавета, напуганная близко идущими военными действиями, отправила дочь в закрытую католическую школу во Флоренции, где принцесса оставалась до июля 1919 года. Затем она продолжила свое образование в религиозной школе в Брюсселе.

8 января 1930 года в Риме принцесса вышла замуж за кронпринца Италии Умберто Пьемонтского. На свадьбу дочери король и королева Бельгии преподнесли ей великолепный убор из бриллиантов и бирюзы, который принадлежал ее бабушке, графине Фландрской, и который Мария-Хосе надевала 6 января на предсвадебныеторже- ства. Следуя моде того времени, принцесса надела ожерелье в виде налобного украшения. Среди других примечательных свадебных подарков была бриллиантовая брошь в виде банта, которая принадлежала первой королеве Италии Маргарите Савойской — это был дар семьи жениха. Брошь изготовил придворный ювелир Муси Туринский, мастер, создавший большую часть драгоценностей итальянского королевского дома.

Фигурка белого медведя. Теодор Фаберже. Париж. Ок. 1970. Мрамор, малахит, бриллианты. Высота 13,3 см. Лот № 18.Эстимейт £500–800. Лот продан за £2640. Christie's, Лондон. 27 июня 2007

 

Мария-Хосе, последняя королева Италии, была очаровательна и блестяще образованна. Она разделяла любовь матери к музыке и искусству и даже основала фонд, носящий имя королевы Елизаветы. От отца она унаследовала страсть к физкультуре и спорту. Так же, как и король Альберт, Мария-Хосе была свободолюбива и имела обостренное чувство справедливости. Неудивительно, что она резко отрицательно относилась к идеологии фашизма и режиму Муссолини. Ее постоянное стремление к знаниям сделало ее одним из самых выдающихся деятелей культуры своего времени. Мария-Хосе стала известным историком; ее перу принадлежит написанная в изгнании история королевского дома Савойи. Сама она не придавала большого значения моде. Частные фотографии Марии-Хосе демонстрируют ее неприхотливость и любовь к простоте. Однако снимки, сделанные на официальных приемах, где принцесса предстает перед нами в пышных нарядах и великолепных украшениях, передают потрясающую красоту и шарм этой очаровательной женщины и подчеркивают ее высокий статус наследной принцессы и впоследствии королевы. Ее элегантность была настолько естественной, что ее стали называть олицетворением итальянской моды.

Все предметы из уникальной коллекции драгоценностей — и тиара Фаберже, и «скромная» галстучная булавка — связаны с историей королевских домов Европы.Они являются молчаливыми свидетелями великолепия давно ушедших времен.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>