Логотип


Московская ювелирная фирма И. Хлебникова

В утверждении и развитии национального направления в золотом и серебрянном деле много сделала фирма И. Хлебникова, которая выпускала изделия во всех основных стилях второй половины XIX – начала XX века – «русском», различных «исторических» (необарокко, неорококо, неоклассицизм), в стиле модерн. Фабрика бриллиантовых, золотых и серебрянных изделий Ивана Петровича Хлебникова (1819-1881), прекрасно оснащенная новейшей механикой для всех видов работ, была основана в Москве в 1870-1871 гг. на базе мастерской его отца, известной в Москве еще в 40-е гг. XIX века.

Серебряная вазочка для конфет сканая, с оконной эмалью. Москва, 1880-е гг. Работа фирмы И. Хлебникова.

 

С первых лет существования предприятие качеством своих произведений завоевало право именоваться поставщиком членов императорской фамилии, а в 1881 году удостоилось звания поставщика Высочайшего двора. Помимо самой фабрики с «рисовальней и скульптурной», где было занято около 300 рабочих, существовали специальные мастерские. Фирма имела магазин в Москве, а в 1877 году на Невском проспекте, в здании Учетного банка, открылся и столичный торговый отдел фирмы. В магазинах фирмы был представлен богатейший выбор всевозможных изделий из серебра, золота, ювелирных вещей, жемчуга, часов и проч. на различные вкусы и по различным ценам. Активная творческая и выставочная деятельность предприятия Хлебникова прдолжилась и после смерти фабриканта. Его сыновья Михаил, Алексей и Владимир создали «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°», работавшее до 1918 года.

Как и многие современные ему ювелиры Хлебников и его мастера участвовали практически во всех отечественных и зарубежных выставках, получая высшие награды. Впервые имя придворного поставщика И. Хлебникова прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где его произведения обратили на себя серьезное внимание экспертов и заслужили две медали. И. Хлебников демонстрировал тогда коллекцию изделий в русском стиле – его предприятие вообще занимает особое место среди ювелирных фирм, придерживавшихся в своих работах национального направления.

Как и все крупнейшие русские ювелирные фирмы этого времени предприятие И. Хлебникова славилось свомими чеканными работами. Тематикой чеканных работ была русская история и литература. Также мастера фирмы славились и эмалевым искусством – фирма Хлебникова работала во всех видах эмали: перегородчатой, эмали по скани, витражной, живописной и проч. На выставке 1882 года по количеству и разнообразию работ только предприятие И. Хлебникова могло соперничать с московской же фирмой П. Овчинникова. Однако, если большинство московских ювелиров современников Хлебникова, находясь под обаянием шедевров русского ювелирного искусства XVI-XVII вв., работая в таких старинных техниках эмали, как эмаль по скани, перегородчатая и выемчатая эмаль, создавали изделия традиционных форм и с традиционной орнаментикой, то творчество Хлебникова в этих же техниках, будучи также «историческим», отличалось гораздо большей тематической широтой. Современное народное искусство, модерн, европейские стили – все это в различных сочетаниях так или иначе присутствует в его изделиях.

Прибор для вина серебряный с эмалью по резьбе и литью. Москва, 1875-1885 гг. Работа фирмы И. Хлебникова.

 

Как художник-ювелир Хлебников сформировался в период своего сотрудничества с петербургской фирмой Гассе. Даже основав свое предприятие в Москве, он не изменял своим творческим принципам, ориентируясь на традиции искусства первой трети XIX века. 
Ранние эмали в русском стиле производства Хлебникова, как и изделия мастеров петербургской фирмы Сазикова и преприятия братьев Грачевых, отличаются графичностью и даже некоторой сухостью, если сравнивать их с аналогичными, но сочными и красочными изделиями фирмы Овчинникова. В этом сказывается влияние ампира, которым так увлекался Хлебников. В резных изделиях с эмалевой подцветкой Хлебникова 1870-х гг. сказывается опыт его учителей и их современников – И.Е. Морозова, художников объединения «Никольси Плинке» и П.Ф. Сазикова, основателя петербургско-московской фирмы, просуществовавшей почти весь XIX век.

Со временем изящная утонченная орнаментация ранних изделий Хлебникова уступила место простым, даже грубоватым по рисунку изображениям с эмалями. В декоре столовой серебряной посуды и сувенирных предметов, которые Товарищество в больших количествах выпускало в 1880-е – 1890-е гг. появляются простые геометрические орнаменты: ступенчатые пирамидки, чешуйчатые узоры, композиции из кругов, розеток, и др. Колористическая гамма таких изделий тоже не отличается особенной изощренностью – это насыщенные и открытые цвета: красный, голубой, белый, зеленый. То же самое характерно и для изделий с витражной эмалью. Кроме некоторых мотивов орнаментации мастера Хлебникова переняли из русского ювелирного дела XVI-XVII вв. принцип ритмического расположения цветовых пятен декора, будь то эмаль или драгоценные камни.

Использование таких художественных приемов во многом определило характерыне особенности творческого почерка предприятия Хлебникова. Индивидуальная художественная позиция мастеров предприятия, несколько отличающаяся от ретроспективного направления неорусского стиля, которое представляли Овчинников, Мишуков, Курлюков и др., внесла определенное разнообразие в москвовские ювелирные изделия второй половины XIX – начала XX века.

Фабрика А. Постникова

Туалетный прибор. Серебро, позолота, стекло. А. Постников. Москва, 1870-е гг.

 

Крупной фирмой, известной с 1862 года как мастерская по производству серебрянных изделий, а с 1866 года как Фабрика золотых,серебрянных и бронзовых изделий была фирма Андрея Михайловича Постникова. 
При фабрике существовали различные мастерские, школа на 47 учеников и отделение поддельных камней.

Среди изделий, как, впрочем, и в фирме Оловянишникова, большое место занимали предметы культа и быта, украшенные эмалью, сканью, гравировкой, чеканкой. Участвовавший во многих выставках А. Постников славился своими филигранными, эмалевыми и резными работами.

Как и многие другие ювелирные фирмы в России, предприятие А. Постинкова просуществовало до 1917 года.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>