Логотип


Ювелирное предприятие П. Оловянишникова

Митра. Серебро, уральские камни, жемчуг, перламутр. Фирма Оловянишникова. Москва, 1908-1917 гг.

 

Старейшая фирма П.И. Оловянишникова, придворного поставщика, известна с 1766 года. Фирма владела большим колокололитейным заводом в Ярославле и фабрикой церковной утвари в Москве. Впоследствии, после смерти основателя, предприятие стало называться «Оловяннишникова П.И. сыновья Товарищество».

В конце XIX – начале XX вв. фирма Оловянишниковых - крупное торгово-промышленное товарищество, торговый дом, имеющий фабрики в Москве и Ярославле.

Изделия фирмы в основном в совей стилистике тяготели к традиционным формам и системе декора.

В начале XX века фирма широко пользовалась рисунками художника С. Вашкова, который варьировал мотивы древнерусского искусства, соединяя их с современными формами. Среди художников фирмы известны имена П.Н. Прокофьева и П.П. Рыковского, которые копировали старинные церковные предметы. Фирма работала в техниках литья, чеканки, гравировки, скани и в технике перегородчатой эмали. В основном фирма выпускала церковную утварь и предметы культа, рассчитанные как на состоятельного, так и на небогатого покупателя.

Ювелирная фирма П. Сазикова

 

Среди петербургских фирм «промежуточное» положение между предприятием братьев Грачевых с его изделиями в «русском стиле», и фирмой Фаберже с ее западническими установками занимали мастерские Сазиковых. Фирма Сазикова была первым в России ювелирным предприятием, которое обратилось в своих изделиях к отечественной истории и искусству.

Пресс для бумаги 'Охота на кабана'. Серебро, мрамор. Фирма Сазикова. Петербург, 1870 г.

 

Павел Федорович Сазиков, купец третьей гильдии, с 1793 года был хозяином небольшой мастерской в Москве, которая несколько десятилетий спустя превратилась в обширное предприятие с филиалом в Петербурге: в 1810 году Сазиков становится владельцем фабрики по выделке разнообразных серебрянных изделий, в 1837 году - получает звание придворного поставщика, а в 1842 году был открыто петербургское отделение фабрики.

После Павла Федоровича, дело продолжил его сын выдающийся русский ювелир Игнатий Павлович (1793-1868) и внуки Валентин (1830-1877) и Павел (1815-1856).

Иван Сазиков был владельцем фабрики золотых и серебрянных изделий с 1830 по 1868 гг. В 1845 году при фабрике было открыто особое отделение для обучения серебряников и золотых дел мастеров на 80 человек. И. Сазиков привлекал к работе известных художников и скульпторов, использовал передовой зарубежный опыт и оборудование (первая в России гильоширная машина из Франции появилась на фабрике в 1843 году). Магазин и фабрика просуществовали до начала 1887 года, затем перешли к фирме Хлебникова.

Фирма Сазикова считалась одной из лучших в середине XIX века, имела почетные грамоты, малые и большие золотые медали за всероссийские выставки художественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853, 1861, 1865 гг., а также большую золотую медаль и Орден почетного легиона за всемирные выставки в Лондоне в 1851 году и в 1867 году в Париже.

На первой Всемирной выставке, проходившей в Лондоне в 1851 году Игнатий Павлович Сазиков, сын основателя фирмы и выдающийся ювелир середины XIX века представил коллекцию из 19 предметов, украшенных по мотивам крестьянской жизни, что было совершенно новым явлением для этого дорогого и элитарного вида искусства. Медведь с поводырем, молочница и проч. жанровые фигурки, сделанные в технике чеканки, украшали изделия из золота и серебра. Главное произведение фирмы, за которое она получила золотую медаль – канделябр в виде скульптурной группы, посвященной победе на Куликовом поле, которую создавали скульпторы И. Витали и П. Клодт под наблюдением академика Ф. Солнцева. Новизна стиля, красота рисунка, блестящее качество исполнения принесли И. Сазиковуевропейскую известность. Скульптурная группа выдержала сравнение с работами лучших ювелиров Европы, а русская фирма впервые получила заказы из-за границы, в частности – из Англии.

Солонка в виде мешка. Серебро, позолота. Фирма Сазикова. Петербург, 1872 г.

 

На выставке 1861 года И. Сазиков представил чернильный прибор в виде деревенской избы в окружении хозяйственных построек с различными подробностями крестьянского быта. Персса звала Сазикова русским Бенвенуто Челлини и отмечала, что в его изделиях почти все русское – и идея, и рисунок, и модель. Среди ювелирных техник, кроме чеканки и литья, которые были преобладающими, фирмаисплользовала эмаль, гравировку, чернь. Широко занимались изготовлением церковных предметов.

На протяжении трех поколений мастеров (основателя, Павла Сазикова, его сына Игнатия, и внуков) стиль продукции эволюционировал относительно медленно. Мастера много внимания уделяли работе в техниках литья и гравировки.

Поддавшись всеобщему увлечению многоцветными эмалями, уже в середине XIX века художники фирмы начали внедрять ее в свои изделия. Но, используя ее, они подбирали старинные декоративные схемы, применяемые для граверных работ. Поэтому, основными мотивами декора их произведений, в том числе – эмальерных, оставались различные модификации рокайльных мотивов, цветочные гирлянды, лавровые венки, т.е. мотивы, связанные с орнаментикой искусства конца XVIII – начала XIX вв. Таким образом, основная часть изделий фирмы Сазиковых носила черты рококо и классицизма.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>

 


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>