Логотип


Ювелирное искусство в Великом Устюге XVII-XIX вв

В XVII веке Великий Устюг – крупный центр торговой и промышленной деятельности Строгановых, однако подлинного расцвета он достигает в XVIII веке. На это же вроемя приходится и расцвет ювелирного искусства этого города.

Высокого мастерства достигли серебряники Великого Устюга в искусстве эмали. Среди сохранившихся работ великоустюжских мастеров нет ни одной с расписной эмалью, зато еще в XVII веке великоустюжские мастера делали эмали по сканному орнаменту: они заливали фон таким образом, что заметны были лишь золоченые контуры сканного рисунка, как на изделиях с перегородчатой эмалью.

Серебряная сканная коробочка. Великий Устюг, XVIII век.

 

Изделия последней четверти XVII века украшены стилизованными тонкими изогнутыми листьями черной, позрачной зеленой или сине-зеленой эмали на белом фоне, или же белыми листьями на черном фоне. 
Почти всегда центральное место в травном орнаменте занимает лилия с лепестками зеленой прозрачной эмали.

Оживление в орнамент вносят голубые эмалевые кружки и точки черного и желтого цветов, (иногда – черные с желтой серединой или наоборот), положенные на основные цвета эмали.

Начиная с 60-х гг. XVIII века в Великом Устюге получила широкое распространение техника цветной и белой эмали на медной основе с серебряными и золочеными накладками, по-видимому, принесенная из Сольвычегодска. Производство эмалевых изделий с серебряными накладными украшениями было начато во второй четверти XVIII века. Накладными серебряными украшениями по синей, зеленой, белой эмали декорировали столовую, чайную, кофейную посуду, предметы религиозного культа. Некоторые из таких изделий имеют клейма усюжских мастеров «АП» и «ИП», а некоторые – клейма фабрики братьев Афанасия и Степана Поповых, которая была основана в 1761 году, «ФУВАСП» ( фабрика Устюг Великий Афанасия и Степана Поповых) или «УВ ФАСП» (Устюг Великий, фабрика Афанасия и Степана Поповых); клейма из букв обрамлены пышным орнамнтом из раковин и завитков. Фабрика Поповых вырабатывала значительное количествоизделий как с эмалевым декором, так и серебряных с чернью.

Производство эмалевой посуды, по-видимому, было связано с попыткой заменить ею дорогостоящий фарфор. Вполне возможно, что эмали с накладками не получили вдальнейшем широкого развития из-за своей хрупкости и недолговечности, развитие же фарфорового производства в XIX веке окончательно сняло необходимость возобновлять производство эмалей с накладками.

Табакерка. Великий Устюг. 1788 г.

 

Кроме эмалей Великий Устюг славился своими изделиями с использованием техники скани.

Коробочки, табакерки, кубки, ларцы, солонки, выделяются среди сканных изделий других русских городов густым ажурным орнаментом из стилизованных трав и фантастических цветов, положенных на гладкий золоченый фон мягкими и округлыми изгибами.

Орнамент сканных изделий Великого Устюга стилистически близок местной народной росписи.

Черневое мастерство пришло в Великий Устюг, возможно, в XVI веке, но подлинного расцвета оно достигло в XVIII веке. Для великоусюжских изделий этого времени характерна очень темная черневая гравюра – густые тени наносились по частой штриховке параллельными линиями или же по неровной сетке. Золоченый, слегка опущенный фон, дополнялся резными или чеканными деталями. Изящные и разнообразные формы предметов, великолепное сочетание формы и декора выдвинули ювелирные изделия Великого Устюга в XVIII века не одно из ведущих мест.

Известно большое количество клейм и имен мастеров-серебряников Великого Устюга XVIII-XIX вв. Одним из лучших был Михаил Климшин; славились изделия фабрики братьев Поповых – для этих изделий этой фабрики характерны галантные сцены, пасторали, рыцарские сражения. К числу выдающихся мастеров относится Алексей Мошнин, который внес много нового как в тематику черневых изображений, так и в технические приемы обработки изделий. Его деятельность приходится на вторую половину XVIII века. Начав с галантных сцен, он переходит к использованию гравюр и книжных иллюстраций на бытовые темы.

Серебряная черневая табакерка. Великий Устюг, 1767 г. Мастер Михаил Климшин.

 

В 1780-х гг. великоустюжские мастера все чаще прибегают к изображению событий современности – так, например, была создана разными мастерами серия табакерок тематически связанная с русско-турецкой войной 1777-1778 гг. (с изображениями турецих крепостей, расположения русского флота при Чесме, флагманских кораблей и проч.) Вместе с тем усилился интерес к истории родного края. Изображения Великого Устюга, Вологды, Архангельска в графической манере были излюбленной тематикой мастеров черневого дела вплоть до 20-х гг. XIX века. Табакерки и коробочки по гравюрам украшали изображениями городов Иван Жилин, И. Островский, Иван Пестовский и др. мастера. К этому времени на изделиях почти исчезла наружная позолота – ею покрывали лишь внутреннюю поверхность предмета. Влияние устюжской черни заметно в черневых изделиях других северных центров: Вятки, Архангельска, Вологды.

В начале XIX века мастера северных центров в основном перешли на новый прием выполнения черневых работ, который снизил их декоративность – формы и любовь к гладкой поверхности, характерные для класицизма, сказались и в устюжских изделиях. Стал исчезать мягкий золоченый фон, проработанный канфарником, и чеканные детали. Коробочки и табакерки становятся плоскими и прямолинейными, с сухими контурами и черневыми изображениями на гладком серебряном фоне. Однако черневая гравюра Великого Устюга продолжает занимать ведущее место. К выдающимся мастерам этого времени принадлежат Александр Жилин, Илья Минеев, Михаил Кошков. Многие северные ювелиры не сразу отказались от золоченой резьбы, канфаренья фона и других приемов XVIII века.

Серебряный гребень с чернью. Великий Устюг, 1843 г.

 

К 30-м гг. XIX века ведущие великоустюжские мастера стали применять новый прием наложения черни: они украшали большие поверхности предметов сплошными серебряными узорами из виноградных листьев с крупными гроздьями ягод на фоне густой штриховки, покрытой чернью. Чернь наводилась исключительно тонко, даже прозрачно, рисунок был предельно четким. На табакерках и коробочках этого времени воспроизводились виды северных городов, их планы, карты областей и проч.

Во второй половине XIX века художетвенное качество великоустюжских изделий снижается, мастера используют наследие прошлого, не придумывая ничего нового ни в области сюжета, ни в технических приемах. Трудность получения серебра для работ и сложность сбыта готовых изделий приводили ювелиров в зависимость от скупщика. Великоустюжским мастерам было трудно конкурировать со столичными фирмами. Ювелирное искусство Великого Устюга к концу XIX века опустилось до уровня рядового ремесла.

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>