Логотип


Виды эмали

Самая древняя из известных форм эмальерного дела – перегородчатая эмаль, которая употреблялась еще в Египте, Греции и Риме, а достигла расцвета в средневековой Византии и Германии. При этой технике на поверхность напаиваются перпендикулярно к основанию тонкие золотые перемычки, которые образуют ячейки для внутренних и внешних контуров изображения; эти ячейки заполняются эмалью, изделие обжигается, а потом его поверхность шлифуется и полируется.

Перегородчатая эмаль изготовляется чаще всего на золоте, но также иногда не серебре и меди. Если эмалевое изображение делают на гладком фоне металла, то на металлической пластинке чеканят углубление, соответствующее контурам изображаемой фигуры или орнамента. В это углубление напаивают тонкие металлические ленточки, которые следуя линиям рисунка, передают черты лица, складки одежды и т.п. Образованные перегородками ячейки заполняются разноцветными эмалями; перегородки отделяют один цвет эмали от другого. На обратной стороне пластинки получается контурное изображение фигуры или узора. Если фон также покрывается эмалевым орнаментом, то к краю пластинки припаивается металлическая ленточка, и вся поверхность заполняется эмалью между перегородками. Когда мастер делает в пластинке чеканное углубление, ему трудно достигнуть очень четкого, резкого контура фигуры, поэтому, иногда применяются иные, более сложные приемы.

На пластинку наносят общий контур изображения и по этому изображению делают прорез. Вырезанную часть припаивают снизу к пластинке, при помощи вертикально поставленной металлической ленточки, и она служит дном, к которому припаивают перегородки, отделяющие один цвет эмали от другого. Другой прием, известный, главный образом, по некоторым изделиям мастеров Киевской Руси, заключается в следующем: углубление для изображения или узора выбирается в толстой золотой пластинке, после чего в этом углублении напаиваются ленточки – перегородки по линиям рисунка. Это своеобразное соединение двух технических приемов – перегородчатой и выемчатой эмали. Техника перегородчатой эмали сложна: от мастера требуется большое искусство и терпение, чтобы припаять тонкие ленточки-перегородки. Для того, чтобы они прочнее держались, параллельные линии делают по возможности из одного куска ленты не обрезая, а загибая ее на концах. Если ячейки сделаны глубокими, то приходится по нескольку раз накладывать в них эмаль, чтобы после плавления она заполняла всю ячейку до верху. При этом мастеру надо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы накладываемая эмаль не попала в соседнюю ячейку, и не смешались различные ее цвета. После окончания обжига эмаль сначала опиливается мокрым песчаником, а затем полируется до блеска и гладкости на деревянном круге пемзой.

Разновидностью перегородчатой эмали является сканная эмаль, типичная для Италии XV-XVII вв. и готической Трансильвании. При этой технике цветные поверхности эмали разделяются и оконтуриваются проволоками. Эмаль по сканному орнаменту широко применялась русскими мастерами начиная с XVI века. На металлическую поверхность напаивается орнамент из плющенной в виде ленточек скани, образующей ячейки в виде лепестков, листьев, кругов, которые заполняются разноцветной эмалью. Сканные работы с эмалью никогда не полируются, так как эмаль лежит большей частью несколько ниже сканного орнамента и для полировки недоступна. Иногда эмаль кладется в колечках скани очень высоко и напоминает жемчужины или бусины. Эмаль по сканному орнаменту делают без контрэмали.

Для изделий из меди и бронзы характерен декор в технике выемчатой эмали – эта техника, применявшаяся еще в римское время, была особенно распространена вXII-XIII вв. в Лиможе, на Маасе и на Рейне. Эта техника значительно проще, чем перегородчатая эмаль. При этой технике с помощью долота и штихеля в металле делаются неглубокие выемки, которые потом заполняются опаковой стеклянной массой; после этого изделие обжигается и шлифуется. Техника эмали по литью по существу не отличается от эмали выемчатой, но углубления для эмали делаются на предмете заранее, при его отливке. Для предметов, украшенных выемчатой эмалью, благодаря толщине металла, нет надобности в контраэмали. К технике выемчатой эмали близка эмаль по резьбе (гравировка). При этом приеме наложения эмалей на металл чаще употребляются прозрачные эмали, сквозь которые просвечивает металлический фон с вырезанным на нем рисунком.

Прозрачная (просвечивающая) эмаль по серебру была особенно популярна во времена готики, а также в XIV и XV вв. Изображение процарапывается или вырезается на серебряной основе, а потом покрывается прозрачной стеклянной массой, вследствие чего серебряный фон отражает проникающий свет. Этот технический прием требует большого навыка и осторожности в работе. Прозрачная эмаль украшает ажурный орнамент из скани или выпиленный в металле. Промежутки между металлическими частями рисунка заполняются эмалью с большим количеством воды, после чего предмет ставят в жар. При остывании из-за неодновременного охлаждения эмали и металла получаются трещины и провалы, которые приходится вновь заполнять эмалью и подвергать предмет повторному обжигу. Прозрачная эмаль не получила широкого распространения. В России она встречается преимущественно в конце XIX– начале XX вв.

В XV веке в Бургундии, а в XVI веке в Богемии высоко ценилась эмаль по рельефу, при которой отлитые фигуры целиком или частично оплавляются опаковым или прозрачным жидким стеклом, благодаря чему возникает цветная эмалированная поверхность. К появлению этой техники привело стремление передать объемные пластические формы. Здесь работа эмальера тесно связана с работой чеканщика или литейщика. Требуется большое искусство, чтобы покрыть эмалью чеканное или литое рельефное изображение, так как при обжиге более легкоплавкая эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа, пока не успела доплавиться ее более тугоплавкая часть. Если рельефное изображение покрывается прозрачной эмалью, то в углубленных местах эмаль ложится более густым слоем, благодаря чему усиливаются живописные пятна теней.

Около 1400 года при бургундском дворе стали применять живописную эмаль, которая достигла расцвета в XV-XVII вв. в Венеции и Лиможе, из-за чего также называется лиможской эмалью. При этом способе металлическая пластинка (или изделие), медная или золотая, покрывается слоем одноцветной эмали и обжигается; на этот фон кистью цветными эмалевыми красками с эфирными маслами наносится орнамент или, изображение (в большинстве случаев оно еще и обрамляется золотом), которое затем обжигается. Оборотная сторона пластинки (или предмета) при этом обязательно покрывается контрэмалью. Чтобы предохранить живопись от стирания при полировке и царапин при употреблении предмета, эмаль покрывают чистой, прозрачной бесцветной стекловидной массой, называемой фондоном. Так как эмаль сплошь покрывает пластинки с лицевой и оборотной стороны, металл при этом приеме не виден.

Иным образом создается живопись по эмали, она напоминает технику росписи по фарфору. При этом способе декора используются не эмалевые краски по эмалевой основе, а краски из чистых окислов металлов по белому эмалевому основанию. Эту технику использовали для миниатюрной живописи на табакерках, часах и туалетных гарнитурах, при этом роспись часто дополнялась золотым рельефом. Роспись холодным способом применялась в основном в средние века и эпоху Возрождения; до нас дошло мало предметов, декорированных таким способом, так как цветной лак с течением времени сильно осыпается.

Эмаль с золотыми и серебряными накладками. Эмалевый орнамент иногда обогащается и украшается мелкими шариками зерни или же золотыми и серебряными накладками. Зернышки зерни напаиваются до покрытия эмалью, которая кладется тонким слоем. Этот прием часто встречается на московских изделиях с эмалью XVIвека. Во второй половине XVII века на эмалях Москвы и Киева часто делали накладки в виде небольших цветков, розеток, звезд, фигурок птиц, вытисненных по матрице из очень тонкого листа золота или серебра. Эти украшения накалываются на необожженный сырой слой эмали, после чего предмет подвергается обжигу и накладки пристают плотно к эмали. В XVIII веке делали поливную эмаль с золотыми и чаще серебряными накладками. Такая эмаль делалась на тонкой листовой красной меди. Предмет покрывался одноцветной (белой, синей, зеленой) эмалью сплошь, с лицевой и оборотной стороны и обжигался. Эмаль накладывалась и обжигалась несколько раз, пока поверхность не делалась ровной и гладкой. На последний, еще не обожженный слой клали вытисненные по матрице орнамент, изображения людей и животных, после чего предмет последний раз подвергали обжигу и накладки вплавлялись в эмаль. 

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>