Логотип


Пасхальная загадка «от Карла Фаберже»?..

 

В начале 2004 года российский бизнесмен Виктор Вексельберг купил через фонд «Связь времен» пасхальное яйцо красной эмали в виде портмоне, сюрпризом которого является платиновая корзинка с цветами из камня.

 

Яйцо «Конная статуя Николая II». В 1953–1979 годах К. Сноуманом определено как императорское. Сейчас всеми исследователями признанофальшивым

Яйцо получило название «Весенние цветы», и стало известно исследователям в марте 1961 года. Его приобрел в нью-йоркском магазине «Из Старой России» (владельцы — семья Шеффер; сведения по книге К. Мак-Канлесс, 2001 год) американский коллекционер Лансдейл Кристи. В 1966 году после смерти коллекционера яйцо купил Малкольм Форбс, в качестве императорского, через тот же магазин. В 1962 году во втором издании книги «Карл Фаберже» фабержевед Кеннет Сноуман представил это яйцо (в первом издании 1953 года его не было) как принадлежавшее императрице Марии Федоровне. Господа Шефферы в 1961 году не утверждали, что яйцо императорское, это сделал автор книги г-н Кеннет Сноуман.

На яйце нацарапан инвентарный номер фирмы Фаберже: № 44374. Яйцо помещено в футляр с надписью «К. Фаберже» под двуглавым орлом и названиями городов: «Санкт-Петербург — Москва — Лондон». Это была третья покупка М. Форбсом императорского яйца Фаберже. До этого, в 1965 году он уже приобрел другие императорские пасхальные подарки: яйца «Ренессанс» и «Лавровое дерево». В ноябре 1966 года М. Форбс купил четвертое яйцо «Пятнадцатилетие Коронации». Никита Хрущев хотел догнать и перегнать Америку по молоку и мясу, а Форбс решил обогнать Россию по яйцам. Оружейная палата Московского Кремля обладала 10 пасхальными шедеврами Фаберже, Малкольм Форбс к 1990 году имел 11 яйц, но в 1993 году, после публикации архивных изысканий Валентина Скурлова, оказалось, что из 11 императорских пасхальных яиц только 9. В 1990 году Малкольм Форбс умер, завещав коллекцию детям, будучи уверен, что яйцо «Весенние цветы» — императорское.

Яйцо «Весенние цветы» демонстрировалось на 21-й выставке, в том числе в Метрополитен-музее, в лондонском музее Виктории и Альберта, в Московском Кремле, в 2004 году — на выставке в аукционном зале Sotheby’s (Нью-Йорк). Изделие упоминается в 38 книгах и более чем 70 журнальных статьях.

До начала 1990-х годов яйцо «Весенние цветы» проходило во всех публикациях и на выставках как работа Фаберже, как безусловно «императорское», пока в 1989 году, по итогам научно-исследовательской работы Валентин Скурлов не отметил, что императорские пасхальные яйца не должны иметь инвентарных номеров. Скурлов поделился этой информацией с сотрудником Государственного Эрмитажа Мариной Лопато, которая опубликовала этот факт в 1993 году.

Футляр яйца «Весенние цветы». Надпись на футляре нанесена неверно (вдоль футляра, а не поперек). 1907–1914 (яйцо якобы 1892 года)

Татьяна Мунтян, хранитель коллекции Фаберже в Оружейной палате, в каталоге выставки Фаберже в Гамбурге (1995) упомянула о Списке, составленном осенью 1917 года комендантом Аничкова дворца при отправке драгоценных вещей в Москву. В этом Списке встречается: «ПОРТМОНЕ серебряно-вызолоченное, в виде ЯЙЦА, крытое красной эмалью, с одним сапфиром». Про пьедестал из бовенита здесь не сказано, хотя в том же Списке 1917 года, по всем другим пасхальным яйцам, указано наличие пьедестала (если он имеется). В Списке Оружейной палаты 1922 года упомянута «Одна серебряная корзинка с цветами, в оправе, с розами» (корзин с цветами Фаберже исполнил несколько, это могла быть корзинка от «Ледяного яйца» 1913 года. — В. С.).

Авторы Т. Фаберже, Л. Пролер и В. Скурлов в монографии «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже» (1997) выводят пасхальное яйцо «Весенние цветы» из окончательного «Списка императорских яиц» и вводят его в разряд «неатрибутированных».

Геза фон Габсбург в книге «ФАБЕРЖЕ. Сокровища Российской Империи» (2004), посвященной коллекции Вексельберга, сообщает ложную информацию о том, что это пасхальное яйцо было продано через Всесоюзное объединение «Антиквариат» в 1933 году за 2000 рублей. Впервые это утверждение появилось в статье А.В. Солодкова «По следам сокровищ Фаберже» в каталоге выставки работ Фаберже в Государственном Эрмитаже (1993), а затем в книге К. Мак-Канлесс «Faberge Eggs. ARetrospektive Enciclopedia» (2001). К. Мак-Канлесс не работала с архивами В. О. «Антиквариат» и использовала сведения из статьи Александра Солодкова, который интерпретирует яйцо «Весенние цветы» как императорское.

В книге Т. Фаберже, Л. Пролер и В. Скурлова, в приложении № 6 на с. 262 указано, что пасхальное яйцо «Букет полевых цветов» 1901 года (сейчас находиться в коллекции английской королевы) продано в 1933 году через В. О. «Антиквариат» именно за 2000 рублей.

Кристель Мак-Канлесс перепутала «Весенние цветы» с «Полевыми цветами», а Геза ф. Габсбург продублировал ошибку. К. Мак-Канлесс вводит новую, сфальсифицированную хронологию бытования этого яйца, начиная с 1903 года, когда оно было якобы подарено императрице Марии Федоровне. Затем идут даты «1917 год» и «1922 год», когда яйцо якобы находилось в Списках вещей, отправленных в Москву. Затем следует дата «1927 год» — возвращение в Оружейную палату и, наконец, «1933 год» — продажа через В. О. «Антиквариат». Ни одна из этих дат не подтверждается архивными источниками.

Яйцо «Весенние цветы» долгие годы считали императорским подарком. Справа — подлинное пасхальное яйцо «Ренессанс», слева — «Весенние цветы»

К. Мак-Канлесс пишет, что впервые в литературе яйцо «Весенние цветы» упоминается в книге Г.Ч. Бэйнбриджа, в издании 1949 года. На этой странице говорится только о сюрпризе — «корзинке с цветами», который принадлежит «Ледяному яйцу» 1913 года. Про яйцо «Весенние цветы» Бэйнбридж не пишет. Выходит, что пасхальное яйцо «Весенние цветы с “сюрпризом”» впервые появилось только в 1961 году.

В настоящее время найдено достаточно оснований утверждать, что яйцо «Весенние цветы» фальшивое и не является работой Фаберже.

Аргументы

·  В 1917 году в Списке присутствует яйцо «серебряное позолоченное», в 1961 году появилось «яйцо из золота 56-й пробы».

·  В 1917 году в яйце «Портмоне красной эмали» из Списка присутствует «один сапфир» (информация Т. Мунтян). В яйце «Весенние цветы» в 1961 году сапфир отсутствует. Возможно, сапфир был кнопкой яйца. Тогда почему яйцо в 1917 году названо «портмоне»?

·  На яйце «Весенние цветы» — раннее клеймо мастера Михаила Перхина (до 1895 года). Нацарапанный номер соответствует 1892 году, но фирменная надпись на футляре относится к 1907–1914 годам, когда Карл Фаберже открыл свой магазин в Лондоне (1915–1916: должно быть «Петроград»). Аллан Боу в 1903–1906 годах (владел Лондонским магазином) не употреблял футляры с надписью «Санкт-Петербург — Москва — Лондон», поскольку продавал изделия Московского Торгового дома «К. Фаберже. Москва». Надпись на футляре нанесена не так, как на других аналогичных футлярах. Футляр и ткань новые, нет следов исторического бытования; особенно заметна разница с футляром яйца «Пятнадцатилетие коронации», где действительно видны следы времени. Между тем, это яйцо было изготовлено на 19 лет позже яйца «Весенние цветы».

·  Клеймение не соответствует статье 89 Пробирной инструкции 1882 года, которая действовала до 1 января 1899 года. Арматура, обрамляющая постамент, вообще не имеет пробирного клейма (какой металл: золоченая латунь, серебро или золото?) и клейма мастера. Внутри, на обеих половинках яйца имеется клеймо «56», означающее пробу. На всех известных императорских пасхальных яйцах 1887–1895 годов отсутствует клеймо «56» без герба города (такое клеймо называется «знак удостоверения»). Клейма и инвентарный номер этого яйца никогда не публиковались, поэтому невозможно определить их подлинность; те эксперты, которые их видели, никогда не высказывали своего мнения.

Яйцо «Сумерки». 1917. В 1977 году на выставке в Лондоне атрибутировано в качестве императорского (автор каталога — К. Сноуман). В настоящее время признано фальшивым

 

·  «Корзинка с цветами» исполнена в 1892 году (дата по инвентарному номеру), за 21 год до знаменитого «Ледяного яйца» 1913 года, где в качестве сюрприза присутствует такая же платиновая корзинка с цветами. Оригинальный дизайн яйца 1913 года разработала Альма Пиль. Датский исследователь Пребен Ульструп в 2002 году опубликовал письмо императора Николая II к матери, императрице Марии Федоровне, где, со слов Фаберже, император объясняет сюжет яйца 1913 года: «Снаружи зима, а внутри привет весны». Зачем объяснять такой сюжет императрице, если она с 1892 года уже обладала подобным подарком? Тот факт, что «корзинка с цветами» находилась в «портмоне», не может быть объяснен так же, как это сделал Фаберже в отношении «Ледяного яйца». Получается: «Снаружи портмоне, а внутри привет весны». Нонсенс!

·  Цветы из камня фирма Фаберже начала исполнять только для Парижской выставки 1900 года. Франц Бирбаум пишет, что фирма получила в качестве образца китайский вариант подобного изделия, после захвата Пекина русскими войсками в 1899 году. Знаменитое изделие «Корзина с подснежниками» было изготовлено фирмой еще в 1896 году, но авторы книги «Цветы Фаберже» (2004 год, среди них — Татьяна Фаберже и Валентин Скурлов) согласны с мнением Бирбаума, что первые каменные цветы в изделиях появились в конце 1890-х годов. Здесь же, судя по инвентарному номеру (1892 год), по клейму «раннего Михаила Перхина», они появились до 1895 года.

·  Ювелирно-технологическое исполнение пасхального яйца «Весенние цветы» не соответствует мнению о качестве работы Михаила Перхина: невысокое качество демантоидов, их неумелая закрепка и обрамление некими «пружинами». Яйцо разделено по всей поверхности двумя поперечными полосами, которые не несут никакой эстетической нагрузки, но свидетельствуют о неумении гильошировать всю поверхность яйца. Золотая арматура в виде рокайлей неплотно прилегает к телу яйца, что является браком при монтировке и никогда не встречается в подлинных изделиях Михаила Перхина.

·  Конструкция яйца (раскрывается сверху на две половины) идентична конструкции другого подобного яйца, которое в 1953–1977 годах фигурировало в качестве «императорского» и было окончательно «разоблачено» в 1980 году. Это «Яйцо 1913 года с конной статуей Николая II». Впервые появилось в монографии о Фаберже того же Кеннета Сноумана в 1953 году, как подарок императрицы Александры Федоровны царственному супругу на 300-летие Дома Романовых. В качестве «императорского» было продано через аукцион в Женеве в 1977 году. Можно предположить, что оба яйца («Весенние цветы» и «Конная статуя») сделаны в одной мастерской. В 1979 году, при попытке владельца вновь продать яйцо «Конная статуя» через аукцион, эксперт Кеннет Сноуман отказался атрибутировать его как изделие фирмы Фаберже. С тех пор, как информация об этом яйце появилась в разделе «Скандалы», аукцион вынужден был признать свою неправоту и выплатить клиенту огромную компенсацию. Как и на яйце «Весенние цветы», на яйце «Конная статуя» двуглавый орел и арматура («сетка» в навершии яйца) неплотно прилегают к поверхности яйца, оставляя большие зазоры.

·  По сути, яйцо нельзя назвать «портмоне», поскольку при раскрытии его на две половинки монеты неизбежно вывалились бы в разные стороны. Только застежка условно может принадлежать «кошельку».

·  Сочетание золотого яйца, платиновой корзинки и каменных цветов с золотой арматурой является явным стилистическим диссонансом. Так, в «Ледяном яйце» 1913 года в платиновом яйце находится платиновая корзинка.

Яйцо «Весенние цветы». Отсутствуют какие-либо клейма на ножке и на арматуре, обрамляющей пьедестал. Совершенно непонятные «пружины», обрамляющие демонтоиды крайне низкого качества. Рокайли совершенно не прилегают к телу яйца

 

·  Инвентарный номер яйца № 44374 очень близок к № 44255, который нанесен на пасхальное яйцо с полосками синей эмали и голубым агатовым кроликом внутри. Можно сказать, что оба предмета были сделаны в течение одного месяца, следовательно, у них должны быть одни и те же клейма. Яйцо «Кролик» было куплено фирмой «Тилландер» в 1921 году в Гельсинфорсе, а в 1924 году продано в Будапешт; впервые появилось в книге К. Сноумана в 1953 году как императорское. Тогда кролика в яйце не было, он появился в 1962 году, во втором издании книги К. Сноумана, но он был выполнен из другого камня, в отличие от кролика 1921 года. До начала 1990-х годов изделие считалось императорским, пока эксперты не пришли к выводу, что на императорских яйцах не должно быть инвентарного номера. С 1962 года это яйцо с кроликом находится в коллекции Ставроса Ниархоса, который приобретал его как «императорское». Ниархос спросил мнение Федора Агафоновича Фаберже, и когда тот указал ему, что яйцо не «императорское», то Ниархос устроил страшный скандал. Близость номеров (изделия исполнены в один месяц 1892 года) позволяет предполагать, что мастера-изготовители яйца «Весенние цветы» имели возможность изучить клейма яйца с голубым кроликом.

·  Неясна история происхождения яйца «Весенние цветы»: где оно находилось до 1961 года, до своего появления на антикварном рынке. Все известные пасхальные яйца попали в поле зрения исследователей в 1920–1940-х годах. Яйцо появилось в марте 1961 года, через полгода после смерти последнего из сыновей Фаберже, Евгения Карловича, который не допустил бы появления фальшивки.

·  Две раскрывающиеся половинки яйца совершенно ассиметричны. Это явно видно на фотографии в книге К. Форбс, Р. Тремер-Бреннер «Фаберже. Коллекция Форбса» 1999 года. Все прочие пасхальные яйца Фаберже безупречно симметричны.

·  Изделие не проходило комплексной научной экспертизы. Его атрибуция строилась на субъективных заключениях «знатоков», которые могут ошибаться. Комплексная экспертиза включает экспертизы: архивно-историческую, искусствоведческо-стилистическую, ювелирно-технологическую, пробирную, металлургическую, геммологическую, товароведно-органолептичекую. Должны быть известны фамилии экспертов, проводивших такую экспертизу.

·  Никто еще не исследовал архивы Валютного управления Наркомфина, куда в 1922 году было передано «Портмоне в виде яйца, серебряно-вызолоченное, с одним сапфиром». Именно там может содержаться ответ на вопрос, кто и когда купил это изделие, а также более подробное описание сюрприза.

В журнале «Профиль» (от 20 сентября 2004 года), в статье «Таланты и поддельники», авторы Д. Беликов и Н. Готова отмечают, что среди «свежепострадавших» при покупке предметов искусства — Виктор Вексельберг: «некоторые из купленных им яиц Фаберже оказались «тухлыми»».

Председатель правления фонда «Связь времен» Владимир Воронченко заявил: «В приобретенной нами коллекции Форбс, насчитывающей 200 предметов, мы обнаружили 9 подделок, среди которых 5 — пасхальные миниатюрные яйца-подвески и изделия из серебра. Без клейма Фаберже одно такое яичко стоит 2000 долларов, а с клеймом — 15–20 тысяч долларов».

Плюсы и минусы. Яйцо «Весенние цветы» не входит в разряд антикварных. Ему меньше 50 лет (точнее, 44 года). По американским законам, если предмет антикваритата старше 100 лет, въездная пошлина с него не взимается; если меньше 100 лет — пошлина 12,5%. Это минус. При вывозе за границу размер страховой пошлины меньше. Это плюс. Нельзя заложить в банк и получить солидный кредит — это минус. Меньше средств на охрану — это плюс. Изделие было ввезено в Россию для участия в выставках в феврале 2004 года, поэтому было освобождено от таможеннной пошлины. Это плюс. Перечень плюсов и минусов можно продолжать. Ясно одно — это яйцо нельзя демонстрировать вместе с настоящими пасхальными предметами «от Фаберже». Ходили слухи, что владелец может подарить его Эрмитажу, Оружейой палате, патриарху или президенту... Но представители Фонда «Связь Времен» на пресс-конференциях категорически отрицали эту возможность.

Неизвестно, кто выступал в качестве консультанта при покупке пасхальных яиц в январе 2004 года. В книге Г. Фон Габсбурга, посвященной коллекции яиц Вексельберга (2004) г-н Виктор Вексельберг выражает благодарность «Андрею Ружникову, одному из ведущих специалистов по Фаберже, выступавшему в роли консультанта Фонда на этапах технической экспертизы и оценки». Sotheby’s не несет ответственности за экспертизу изделий, так как сделка была осуществлена напрямую, между владельцами и Фондом «Связь времен». К сожалению, не изобретен еще универсальный «овометр» (кто не помнит, это прибор с лампой, позволяющий определять тухлые яйца, в 1950–1970-х годах стоял в каждом гастрономе). Компетенция консультантов Фонда — «фабержеведов-яйцеведов» оказалась недостаточной. Материальные потери покупателей остаются неизвестными, так как яйцо «Весенние цветы» не подвергалось оценке. Оценены только императорские пасхальные яйца (70–105 млн долларов), а также яйцо «Шантеклер» Кельха (4–6 млн долларов) и «Корзинка с цветами» (0,7–0,9 млн долларов). Остальные предметы коллекции Форбса приобретены «в придачу», в том числе шесть «неимператорских яиц».

Это не первое пасхальное яйцо, которое за последние 25–30 лет меняет свою атрибуцию. Долгие годы пасхальные яйца, изготовленные для семьи Кельх, выдавалисьза императорские. Также императорскими считались пасхальные яйца «Конная статуя Николая II», «Кролик» и «Сумерки» (1917). Теперь пришла пора вывести яйцо «Привет весны» из числа произведений фирмы Фаберже.

Сотрудница Эрмитажа г-жа Марина Лопато и хранитель десяти императорских пасхальных яиц Фаберже в Оружейной палате г-жа Татьяна Мунтян указали, что не занимались экспертизой пасхального яйца «Весенние цветы» (по состоянию на 12 февраля 2005 года). 

В начало раздела "Ювелирные изделия">>>


В начало раздела "Ювелирные изделия">>>