Логотип
Яндекс.Путешествия

 

 

 

 

 

Крушение "Центральной Америки".

США, 1857 - 2000 годы.

Одним из самых последних сокровищ, появившихся на американском рынке, стали золотые монеты, поднятые с борта затонувшего у берегов Вирджинии парохода "Центральная Америка" (S.S. CentralAmerica). Основную часть груза этого корабля составляли золотые монеты достоинством 20$, отчеканенные из калифорнийского золота на монетном дворе Сан-Франциско. Загруженное в Панаме судно обогнуло Кубу и легло курсом на Нью-Йорк, но трагически затонуло у побережья Вирджинии во время шторма. Место крушения было обнаружено только в 1989 году, и до сих пор не утихают споры о правах собственности на это сокровище.

До тех пор, пока местонахождение затонувшего парохода было неизвестно, в мире существовало около 35 двадцатидолларовых монет, выпущенных в Сан-Франциско в 1857 году (20$ 1857-S) и находящихся в состоянии "не обращавшиеся" (uncirculated). Теперь, после обнаружения "Центральной Америки" их стало более трех тысяч! Кампания по продаже монет с "Центральной Америки" стала одной из самых больших и наиболее дорогостоящих в истории распродаж монетных запасов, затронув фактически все средства информации, включая телевидение, радио, печать, и т.д. Монеты продаются тремя крупнейшими розничными нумизматическими компаниями в Америке, которые для этого сформировали картель.

В то время как многие монеты с Центральной Америки являются весьма красивыми, и их история, конечно, очаровательна, цены, которых просят за них - непомерные. Так, например, монеты в состоянии "MS-67" (практически идеально сохранившиеся) предлагают по 70,000 $.

Однако, эти спасенные золотые кусочки истории не могут не волновать наших чувств. Мы нее можем не спрашивать себя, какие истории эти монеты могли бы рассказать? Кто держал их в руках? Для каких целей они были предназначены, но никогда не использовались? Какие легенды о мужестве и катастрофах, любви и потерях окружают их? Затерянные во времени и морских пучинах, монеты, потерпевшие кораблекрушение, особо связывают нас с романтичным прошлым, старыми временами, когда деньги все еще имели цену содержащегося в них металла, а человек все еще часто неудачно боролся с ветрами и морем.

 

"Брат Джонатан".

Около полудня воскресенья 30 июля 1865 года.

Залитое солнцем небо едва подернуто дымкой. 220-футовый пароход "Брат Джонатан" (Brother Jonathan), преодолевая волны, достигающие высотой тридцати футов, медленно пытается уйти от надвигающегося с северо-запада шторма. Место действия - Тихий Океан, в нескольких милях от небольшой деревушки Кресцент-Сити (Crescent City) на скалистом берегу Северной Калифорнии.

Не смотря на работающую на полную мощность машину, колесный пароход с трудом преодолевает сопротивление моря. Спустя сутки напряженной борьбы со стихией судно все еще сильно отстает от графика своего маршрута из Сан-Франциско в Портленд.

Ценный груз корабля, который заперт в большой камере хранения на главной палубе, включает, помимо других ценностей, сотни тысяч долларов в больших золотых монетах по 20$ и еще 200 000$ в недавно напечатанных Федеральных банкнотах.

На борту корабля находятся 60 членов экипажа, более 150 пассажиров и даже два цирковых верблюда. В списке пассажиров такие личности, как герой гражданской войны генерал Джордж Райт (George Wright) с супругой, близкий друг президента Линкольна, губернатор столичного округа Энсон Генри (Anson G. Henry), его товарищ Уильям Логан (William Logan), недавно назначенный руководителем нового монетного двора в Орегоне, а так же Джеймс Нисбет (James Nisbet), редактор San Francisco Bulletin.

На нижних палубах большинство пассажиров все еще в ночном белье и в кроватях. Обед не привлек много желающих. Большой и изящно отделанный пассажирский салон на верхней палубе пуст.

"Брат Джонатан" вряд ли сможет двигаться далее, пока встречные ветры не уменьшаются. Капитан Сэмюэль ДеВолф (Samuel DeWolf) сверяется с картами и решает укрыть судно в гавани Кресцент-Сити. Там пассажиры будут в безопасности и смогут спокойно пообедать, а когда буря утихнет, судно продолжит свое плавание.

Капитан надеется, что он может в течение часа обогнуть рифы и попасть в порт. Тем временем, волны продолжают бушевать. Внезапно среди гребней, чуть ниже уровня воды, появляется темный контур вершины огромной, не отмеченной на карте скалы! Соскользнув с гребня волны, передняя часть судна врезается в этот скрытый утес. Его киль сломан, борт разорван, и даже настил главной палубы вывернут. "Брат Джонатан", уже получивший фатальные повреждения разворачивает и еще несколько раз бросает на скалу. Очень скоро падает фок-мачта, и судно начинает разваливаться… К счастью одна маленькая деревянная лодка способна уйти от судна. Немногим пассажирам удалось спастись. Они оглядываются назад, где между волнами еще можно видеть погружающиеся в пучину останки парохода. Некоторые из уцелевших все еще в ночной одежде. "Брата Джонатана" больше нет…

132 года спустя…

Август 1997 года. Моторная лодка "Негоциант" (Negotiator), около 30 футов длиной, выходит в Тихий Океан из порта Кресцент-Сити. Вид на океан слева закрыт коричневой голой скалой, покрытой птичьим пометом, на которой иногда можно было заметить одного или двух морских львов. Справа скалистый берег постепенно становится ниже, поскольку лодка идет мимо большого волнореза и выходит в открытое море. На борту "Негоцианта" находятся несколько нумизматов: Джин Сетон (Gene Seton), нумизматический консультант Группы Исследователей Морских Глубин (Deep Sea Research group ), члены которой после 20 с лишним лет исследований и поисков, нашли место крушения в октябре 1993 года, и Рей Мерена (Ray Merena), основатель аукциона Bowers&Merena, ставшего, возможно, самым крупным аукционом монет в мире. Эти люди находятся среди тех, кто будет наблюдать подъем сокровищ с давно потерянного, но недавно найденного парохода "Брат Джонатан".

Спустя полчаса лодка подходит к борту большого черного судна. Этот корабль встал на якорь на месте поисков несколько недель назад, и в течение этого времени большое количество опытных моряков было занято на работах по подъему груза, один день проведения которых обходится почти в 30,000$.

На борту в особом помещении нумизматы исследуют поднятые со дна монеты, включая некоторые, действительно изумительные, как будто только что отчеканенные золотые монеты по 20$. Это точно такие же монеты, как те, что находились в обращении, но были в основном перечеканены в 1907 году из-за их ужасного состояния. Никто из присутствующих никогда не видел такое захватывающее дух качество 130-летних монет.

Монеты, о которых мы рассказали в этой заметке, появились на рынке в конце 1997 - начале 1998 годов, а их цена была около 60,000$ за штуку. Сегодня эти монеты являются мечтой каждого настоящего коллекционера.



20-долларовая золотая монета с борта парохода "Брат Джонатан".

 

 

 

Золото Третьего Рейха.

Весна 1945 года.

В то время, когда армии Союзников на Западном фронте несколько замедлили свое продвижение, Советская Армия начала последнюю и главную битву во Второй Мировой войне - битву за Берлин. Немецкие войска Восточного фронта, состоявшие к этому времени в основном из отрядов ополчения и Гитлерюгенда, иными словами - стариков и детей, брошенные на алтарь войны в качестве последней жертвы Фюреру, не могли долго оказывать какое-либо сопротивление. Предчувствуя близкую развязку, Гитлер покончил с собой в своем бункере. Это самоубийство само по себе - большая загадка истории, т.к. тело "лидера нации" так и не было обнаружено. Но не это тема нашего рассказа.

2 мая Советские войска вошли в столицу Германии. За две недели, пока в город не вступили войска Союзников, Берлин был разграблен так, как не случалось с этим городом со времен Темных Веков. Советские офицеры-разведчики прочесали столицу вдоль и поперек, собрав любые, даже самые незначительные документы. Однако военные и другие секреты нацистов были не единственными "позаимствованными" вещами. Золотой запас Берлина специальным эшелоном так же был отправлен на Восток. Подобно "янтарной комнате" это сокровище, значительную часть которого составляли золотые монеты, надолго исчезло из поля зрения мировой общественности. И только в наши дни, когда экономика России оказалась в сильнейшем кризисе, эти богатства проявились вновь.

Оказалось, что Берлинский золотой запас около 50 лет находился в российском Гохране. В 1993-94 годах он был распродан как золото. Российское правительство даже не подумало, что нумизматическая ценность входящих в сокровище монет - в 7-10 раз больше, чем стоимость содержащегося в них золота, потеряв на этом несколько миллионов долларов.



10 марок Пруссии 1872 года, золото.
Монета из Берлинского золотого запаса.

В начало раздела "Монеты">>>