Логотип

Все о рублях Императрицы Анны Иоанновны

Серийная чеканка рублевых монет Анны Иоанновны, у которых легенда оборотной стороны разделена точками, закончилась в 1734 году (легенда: МОНЕТА*РУБЛЬ* 734). Именно поэтому известный в 1735 году штемпель, во всех деталях повторяющий отмененный тип предыдущего выпуска, является, по-видимому случайностью и правомерно отнесен к редким (Severin H.M. TheSilver Coinage of Imperial Russia. 1682-1917., Lnd.,1965). Под №1210 монета эта описана следующим образом: "(-):БМ...сиская in Leg.Rv.:Value between *s", что в отечественной литературе обычно записывается как "(-) 2 точки в начале легенды лицевой стороны; легенда оборотной стороны разделена точками".

Редкость монеты не давала повода, а скудность информации о ней и очень сходное исполнение всех монет этого года не давали возможности усомниться в том, что монета под этим номером каталога существует в единственном варианте и не имеет аналогов. И только после разработки единой системы классификации лицевых и оборотных штемпелей монет Анны каждого года выпуска появилась возможность "заочного" сопоставления всех отличительных признаков монет и выявления разновидностей без обязательного визуального сравнения их.

В результате этого оказалось, что две монеты, легенды которых начинались с двоеточия, а портреты императрицы были настолько схожи, что после первого же взгляда их более и рассматривать не хотелось, имеют по крайней мере 5 отличительных признаков, которые легко "читаются" даже при не очень хорошей крайности монет: крест короны под буквой "М" слова "САМОДЕРЖИЦА" и под буквой "А", в прическе 8 жемчужин и 9 жемчужин, на груди в ожерелье 11 жемчужин и 12 жемчужин, последняя буква легенды "Я" находится под локоном и локон заходят буквы "АЯ", в кулоне средняя деталь овальная и четырехугольная. Таким образом, более не существует сомнения, что монета точками в легенде оборотной стороны существует в двух вариантах хотя бы из-за различия портретных сторон. Гербовые же стороны этих монет выполнены настолько идентично, что только непосредственное сравнение их позволяет убедить себя в невозможности происхождения от одного и того же штемпеля: у той монеты, признаки лицевой стороны которой перечислены вторыми, штриховка щитка герба Москвы чуть-чуть почаще, крылья дракона в нем чуть-чуть поменьше, корона над орденом Андрея Первозванного чуть-чуть пониже, буква у слова рубль чуть-чуть поближе к хвосту, овал обреза большой короны чуть-чуть пошире и о ! Малые короны на головах орлов тоже имеют овалы обреза, т.е. они выполнены в так называемом "открытом" варианте, хотя подразумевается, что на головы орлов их все-таки надели! Изображение открытой короны на голове противоречит канонам геральдики и логике. Это явная ошибка мастера и вряд ли она долго могла оставаться незамеченной, не этим ли объясняются такие факты, как, во-первых, долгое пребывание такой монеты в неизвестности, и, во-вторых, оказавшиеся тщетными усиленные попытки обнаружить еще один экземпляр ее, хотя за время поисков вариант, описанный первым (с обычными закрытыми коронами на головах орлов), в других коллекциях встречался.

Из всего этого следует, что в поштемпельный перечень рублей императрицы Анны Иоанновны 1735 года отныне должны быть внесены две монеты в следующей записи: 
- в начале легенды 2 точки, легенда оборотной стороны разделена точками; 
- () аналогична предыдущей, но короны на головах орлов открытого типа. 
В более подробном описании этих монет, например, в картотеке, сопровождающей коллекцию, необходимо использовать отличительные признаки лицевых сторон, упомянутые выше.

Неизвестный резчик монетных штемпелей Анны Иоанновны 1734 года

 

Рубль императрицы Анны Иоанновны 1734г., имеющий инициал "В" в нижней части первой ленты наплечника, пользуется повышенным интересом у коллекционеров-любителей и упоминается во всех крупных каталогах. В статье-исследовании "Медальер Иван Васильев" ("Советский коллекционер", №13 1975) М.М.Максимов относит эту монету к деятельности упомянутого "резного штемпельного дела мастера". Заодно же его работе он приписывает и весь выпуск 1734 года, обосновывая свои доводы тем, что монета с инициалом "В" и все прочие монеты этого года на оборотной стороне в цепи ордена Андрея Первозванного имеют розетки вместо звезд, характерных монетам 1730-1733 годов. Более того, по тексту само собой получается, что "этот тип лицевой стороны просуществовал на монетах четыре года (1734-1737), а в 1735 г. был даже единственным". Справедливо ли считать, что все это работа Васильевна? Не смущает ли тот факт, что после сентября 1736 г. в документах Монетного двора фамилия Васильева больше не встречается?

Итак, одного ли мастера рука создавала в 1734 г. тип лицевой стороны монеты, вошедший в литературу последних лет как "идеализированный"? Поштемпельная систематизация монет Анны Иоанновны сравнительные исследования различных деталей рисунка на этих монетах дали большое количество фактов, позволяющих усомниться в однозначности и безоговорочности ранее сделанных выводов. Факты эти дают основания предположить, что одновременно работали два различных мастера, имеющих свои сформировавшийся подход и свою трактовку рисунка. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Факт первый. Общеизвестно, что монеты эти существуют в двух вариантах: подвеской из трех жемчужин на груди (или из трех драгоценных камней?) и без них, и относятся к последнему монетному типу года, насчитывающему более 50 различных штемпелей. Если принять во внимание, что всего лицевых штемпелей в этом году вырезано около 80-90, то на чеканку монет этого последнего типа должно было быть потрачено более полугода. И тем непонятнее упорство, с которым весь этот период приблизительно поровну изготовлялись штемпели без подвески (23 варианта) и с подвеской (29). Так, не является ли подвеска отличием (своеобразной неофициальной авторской меткой) в работе второго мастера? Тем более, что другие отличия тоже существуют.
- лицевые стороны монет "без подвески" выполнены более профессионально, единообразно и тщательно; расположение легенды выдержано строго в духе предыдущего типа, где "только крест короны разделяет надпись"; все портреты схожи как по размерам, так и по выражению лица; 
- расположение легенды во втором варианте выдерживать не удавалось и здесь существуют штемпели, где крест короны приходится на букву "А" слова IМПЕРАТРИЦА, на промежуток между словами или на какую-либо из трех следующих за ним букв; не соблюдались и размеры портрета, а изменения выражения лица императрицы были таковы, что позволили в английском каталоге по некоторым экземплярам штемпелей всю эту группу и последующий 1735 г. объединить общим названием "horse face" ("лошадиная морда"). 
Слишком уж значительны все эти различия, чтобы считать обе группы штемпелей работой одного и того же мастера.

Факт второй. Оборотные штемпели 1734 г. также могут быть четко разделены на две группы со своими совокупностями признаков. В литературе есть попытки провести такую группировку по наличию или отсутствию разделительных точек в легенде, но более глубокого анализа не проводилось, хотя предпосылок к этому достаточно. Для доказательства существования двух самостоятельных типов рисунка оборотной стороны монет отличительные признаки этих типов сведены в таблицу.

Точки в легенде

Контур хвоста

Корона над орлом

Рамка щитка

Против державы

Есть

Овальный

Маленькая

Одинарная

Т

Отсутствуют

Острый

Болшая

Двойная

ТА

Дополнительным доказательством может служить еще и то, что только один из этих наборов признаков принят для использования в 1735 г., в то время, как в исследуемом году известны монеты с 23 различными штемпелями первого типа и с 26 - второго (и опять почти поровну!).

Факт третий. В течении всего периода использования лицевых и оборотных штемпелей сочетание их в штемпельных парах было строго закономерно: лицевая сторона "без подвески" всегда была в паре с оборотной типа "с разделительными точками в легенде", а второй части портрета - только со вторым типом герба. Таким образом, получены веские основания говорить не только о двух типах портрета, но и о двух типах штемпельных пар, имеющих не только отличительные признаки для идентификации их, но и броскую, удачно расположенную и хорошо заметную деталь - подвеска на груди императрицы, что может служить надежной отличительной меткой второго мастера.

И факт четвертый, свидетельствующий об одновременном изготовлении и использовании штемпельных пар обоих типов. В начале 1734 г., после кратковременного применения шести штемпельных пар предыдущего года с перегравированной датой (свидетельство неподготовленности монетного двора к работе новыми штемпелями), был осуществлен кратковременный, практически пробный выпуск монет с большим портретом императрицы, куда относится и т.н. "царственный" портрет. В паре одним из этих штемпелей известен и оборотный штемпель втор го типа. В следующем, и также кратковременном выпуске монет 70 промежуточным типом портрета оборотных штемпелей обоих типов было уже почти поровну. Из этого можно сделать заключение, что затянувшийся процесс отработки нового портретного рисунка, который, как предполагает М.М.Максимов, выполнял мастер Иван Васильев, нарушил ритмичность изготовления штемпелей и потребовал привлечения новых мастеров. Таким образом, оборотные штемпели второго типа появились несколько позже штемпелей Васильева, но значительно раньше перехода на заключительную серию портретов. По-видимому, работа второго мастера над оборотными штемпелями была одобрена, и потому в дальнейшем ему была доверена, вместе с основным мастером, работа над более сложными и ответственными портретными штемпелями с момента окончательного становления монетного типа.

И вот теперь уместно будет сообщить о недавней находке - монете с портретом второго (с подвеской на груди), сведений о которой до настоящего времени в литературе не было. По рисунку самого портрета она полностью повторяет одну из монет, помеченных меткой Васильева, однако от всех других монет этого года ее отмечает отсутствие на груди свивающих из-за плеча лент наплечника обычно их 2 или 3. Главным же отличием следует считать небольшую метку А (возможно, буква А или А), размещенную на груди под орденской лентой, у самого обреза бюста.Примечательным является и то, что это единственная известная монета "с подвеской на груди", оборотная сторона которой, хотя и не имеет разделительных точек в легенде, но по всем остальным отличительным признакам совпадает со штемпелями первой группы: имеет овальный контур хвоста, маленькую корону над орлом, одинарную рамку щитка герба Москвы и букву против державы.

Случайны ли такие совпадения? Не являются ли эти монета с Различными метками результатом копирования различными мастерами одной и той же исходной модели? и, наконец, последнее наблюдение. Вспомним упоминавшуюся ранее статистику. Штемпелей оборотной стороны монет второго типа известно 26 различных вариантов, а первого меньше - только 23, хотя применять их начали с самого начала года. Лицевых штемпелей "с подвеской" - 29, а "без подвески" - 23 - и опять меньше. Есть ли этому объяснение? Не отошел ли к концу года мастер Васильев от изготовления монетных рублевых штемпелей? И не здесь ли следует искать причину того, что для чеканки монет последующего 1735 года изготавливались только штемпельные пары второго типа, т.е. именно те, которые были в работе и, возможно, единственными в конце 1734 года?

О трансформации рисунка кулона на рублевых монетах Императрицы Анны Иоанновны

 

Тип портретных сторон рублевых монет императрицы Анны Иоанновны, которых далее пойдет речь, начался в 1734 году со штемпеля, помеченного инициалом "В" (мастер Иван Васильев), и продолжался без перерыва до 1737 года. В литературе всегда указывают на два варианта этих монет - с кулоном на груди императрицы и без кулона. В каталоге вел. кн. Георгия Михайловича1 и другой дореволюционной литературе2 эта отличительная деталь рисунка записана как "три жемчужины на груди". Со временем такое определение перекочевало и в зарубежную литературу3. Однако позже, в одной из своих работ, М.М.Максимов описал это же украшение как "три драгоценных камня на платье". Поскольку в каталогах при описании разновидностей монет отличительным признаком считалось наличие или отсутствие этой детали, а не ее внешний вид, то такое разночтение не вызывало бы и впредь каких-либо возражений, хотя противоречия были очевидны, если бы не новая находка - рубль 1736 года, где на груди императрицы отчетливо видны восьмилучевые звездочки. И поскольку налицо теперь несколько различных рисунков украшения (овалы, четырехугольники, их сочетания, звездочки), то выбор правильного названия каждого из них стал необходимым, несмотря на то, что собирательное значение самого украшения - "кулон" - может в нужных случаях использоваться по-прежнему.

Для начала следует рассмотреть все варианты использования этого рисунка за весь период 1734-1737 гг. Прорисовки их и сведения о количестве известных штемпелей с различными рисунками сведены в таблицу. Из данных таблицы со всей очевидностью следует, что изменение формы деталей кулона не является делом слепого случая, а несет какую-то смысловую нагрузку и, скорее всего, отражает стиль и характер работы различных резчиков штемпелей или "копиистов".И действительно, изменения рисунка кулона по годам выпуска имеют весьма интересные особенности:

- в 1734 году при трех вариантах кулона половина штемпелей приходится на начальный вариант (три овала);

 - в 1735 году максимум приходится также на "три овала", причем штемпелей этих сделано вдвое больше, но при этом вдруг совершенно исчезли кулоны из одних четырехугольников;

- в 1736 году, т.е. следом же, основным стал кулон именно из трех четырехугольников, "три овала" стали редкостью, но теперь смешанный вариант исчез совершенно;

- ну, а в 1737 году произошел возврат, причем полный, к одному лишь изначальному варианту.

Да, все это не может быть случайностью. Но если сменой рисунка достигалась какая-то цель, то становится необходимым и каждому виду деталей этого рисунка присвоить свое отличительное название, которое более всего отразило бы его форму. Самое первое название "3 жемчужины на груди" следует, по-видимому, оставить за начальным рисунком - тремя овалами, это будет справедливо, поскольку жемчуг был в то время общепризнанным и ценным украшением, а изображаться он мог только овалом или окружностью, так как применялся исключительно в натуральном виде, что и отражал рисунок на монете. А вот четырехугольник (ромб или квадрат) скорее всего, является схематическим изображением тех видов полудрагоценных драгоценных камней, которые использовались в качестве плоских вставок и ценились рисунком этой плоской поверхности (например, орлец, малахит, лазурит, бирюза, различные агаты). И если продолжать экскурс в минералогию и ювелирное дело, то на долю многолучевой звезды приходится прозрачный драгоценный камень со специальной бриллиантовой огранкой для усиления лучепреломления. Таким образом, необходимо различать следующие разновидности кулона на монетах этого периода:

- из трех жемчужин;

- из драгоценного камня в центре и двух жемчужин по бокам;

- из трех драгоценных камней;

- из трех бриллиантов.

Закрепление постоянного названия за каждой разновидностью рисунка кулона может иметь практическое применение в работе по составлению поштемпельного каталога монет Анны Иоанновны (в качестве исходной рубрикации при делении всей совокупности монет каждого года на группы близких по исполнению штемпелей), либо при поштемпельном описании монет, например, для сопровождающей нумизматическую коллекцию картотеки (в качестве надежного отличительного признака двух схожих по остальным показателям монет). Кроме того, введенные в обиход описания различных вариантов кулона могут послужить нумизматам основным критерием при комплектации ограниченной по объему коллекции, когда среди всей массы разнообразных штемпелей приоритет отдается только лишь тем из них, которые наилучшим образом отражают созданный образ и стиль работы каждого монетного мастера. При этом,единственный известный штемпель с рисунком типа "три бриллианта", приходящийся на сотню других штемпелей, являющихся массовыми, в каталогах и коллекциях следует выделить в разряд редких и весьма примечательных.