Логотип

ЦАРСКИЕ МОНЕТЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ И ЕГО ОРДЕНА

На царских монетах ХXVIII — начала ХХ века многократно изображались святой апостол Андрей Первозванный, почитаемый как небесный покровитель России, а также самый первый и самый главный российский орден — орден Андрея Первозванного.

Впервые изображение святого Андрея, держащего за спиной косой крест, на котором, по преданию, он был распят, появилось в 1718 году на золотых двухрублевиках.

Как известно, до 1718 года в России чеканились только высокопробные золотые одинарные и двойные червонцы без обозначения номинала и с гербовым орлом на реверсе, причем образцом для них (в отношении пробы золота и их весовой нормы) был западноевропейский дукат. Новые же "андреевские" двухрублевики по всем показателям были чисто русскими.

Чеканка этих царских монет продолжалась в течение одиннадцати лет; при Петре I (рис 1) — с 1718-го по 1725 год, при Екатерине I (рис 2) — в 1726 и 1727 годах, при Петре ll (рис.3) — в 1727 и 1728 годах. А затем возобновилась чеканка золотых червонцев, продолжавшаяся (с некоторыми перерывами) с 1729-го по 1753 год.

Основная их масса по внешнему оформлению в принципе не отличалась от червонцев Петра I (не считая, конечно, помещавшихся на них в разное время портретов Петра II, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Однако с 1749 года, одновременно с червонцами и двойными червонцами обычного вида (с геральдическим орлом на реверсе), была начата чеканка одинарных (рис. 4) и двойных (рис. 5) червонцев с изображением святого Андрея на реверсе. Чеканка как "андреевских", так и обычных червонцев продолжалась до 1753 года, когда возник вопрос о необходимости разработки новых образцов крупных номиналов.

С 1755 года была начата массовая чеканка неизвестных ранее номиналов — в 10 и 5 рублей золотом. Этим же годом датирован ряд пробных золотых царских монет, не принятых к массовому выпуску. Среди них известны три, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой теме.

В собрании Государственного Эрмитажа хранится уникальный пробный десятирублевик 1755 года (рис. 6).

Гербовый орел на его реверсе, вместо московского герба, имеет на груди щиток с изображением святого Андрея, держащего косой крест перед собой. Поле щитка покрыто горизонтальной штриховкой, что по законам геральдики означает голубой цвет.

Еще два пробных пятирублевика 1755 года известны в настоящее время в виде очень редких новоделов, реверс которых оттиснут не дошедшими до нас подлинными штемпелями. На реверсе одного из этих полуимпериалов (рис. 7) был помещен орел с изображением святого Андрея, распятого на косом кресте. Изображение расположено на груди орла в щитке с голубым полем (с горизонтальной штриховкой). На реверсе другого пятирублевика (рис. 8) было помещено изображение, очень близкое к изображению знака ордена Андрея Первозванного: геральдический орел с изображением святого Андрея, распятого на косом кресте. Отличие от знака ордена заключается в том, что орел держит в лапах скипетр и державу, а на концах креста отсутствуют литеры SAPR ("Святой Андрей Покровитель России"). Вполне вероятно, что эти изображения были разработаны с расчетом на возможность высочайшего утверждения одного из них в качестве нового государственного герба Российской империи; однако этого не произошло. Созданием этих трех пробных образцов была предпринята последняя попытка поместить на царских монетах изображение святого апостола Андрея Первозванного. Зато начиная с 1730 года, на подавляющем большинстве русских общегосударственных денег присутствует изображение атрибутов ордена Андрея Первозванного,включенных а состав малого государственного герба: знака ордена, цепи и "андреевской" ленты.

Впервые изображение атрибутов ордена в сочетании с официальным гербом появилось на пробной серебряной полтине 1699 года (рис. 9), то есть практически сразу же после учреждения ордена. На этой полтине цепь со знаком ордена еще не входит в состав государственного герба, а лишь окружает его. Такое же сочетание атрибутов ордена с гербом представлено и на пробном рублевике 1730 года (рис. 10). Однако в том же 1730 году на золоте и серебре впервые появляется официально утвержденное изображение государственного герба, включавшего в себя и цепь со знаком ордена Андрея Первозванного (рис. 11). В этом первом варианте герба цепь как бы слегка наброшена на обе шеи двуглавого орла. А с 1736 года цепь уже плотно опущена на плечи орла (рис. 12). Наконец, с 1832 года цепь со знаком ордена окружает щиток с московским гербом, расположенный на груди орла (рис. 13). С 1859 года в состав герба включается еще один атрибут ордена: "андреевская" лента соединяет короны над орлом (рис. 14).

Еще на двух гербах цепь со знаком ордена Андрея Первозванного занимает положение, аналогичное описанному выше.

В первом случае — это герб на монетах, чеканившихся в Российской империи для Финляндии (рис. 15). Здесь цепь со знаком ордена окружает щиток с гербом Великого княжества Финляндского, помещенный на груди российского орла под коронами, соединенными орденской "андреевской" лентой.

Во втором случае речь идет о гербовой композиции, сочиненной для памятного талера 1753 года (рис. 16), который был отчеканен в городе Мангейме по случаю провозглашения наследником российского престола немецкого принца Карла Петера Ульриха — будущего императора Петра III. Композиция представляет собой двуглавого орла под одной короной, без скипетра и державы, на груди которого помещены два щитка: с русским орлом и с соединенным гербом наследных земель Дома Романовых (Норвегии, Шлезвига, Гольштейна, Штормарна, Дитмаршена, Ольденбурга и Дельменхорста). Цепь со знаком ордена Андрея Первозванного окружает оба щитка.

В 1817 году, в царствование Александра I, на золотых полуимпериалах появился государственный герб совершенно иного типа — так называемый "орел с распростертыми крыльями" (рис. 17). При императоре Николае I этот герб (с некоторыми изменениями) был перенесен в 1826 году на серебряные монеты (рис. 18) и в 1830 году — на медные (рис. 19). В составе нового герба был только один атрибут ордена Андрея Первозванного: орел вместе с другими символическими предметами (лавровым венком, факелом и стрелами-молниями) держит в лапах "андреевскую" ленту, тогда как обычные для российского герба атрибуты — цепь со знаком ордена — на этом типе герба отсутствуют. Видимо, чтобы восполнить этот недостаток, при разработке в 1826 году нового образца серебряного рубля было предложено несколько вариантов его оформления, которые предусматривали размещение цепи со знаком ордена вокруг "орла с распростертыми крыльями" (рис. 20—22) — по образцу пробной полтины 1699 года (рис. 9) и пробного рубля 1730 года (рис. 10). Но предложения эти не были одобрены.

Завершая обзор использования атрибутов ордена Андрея Первозванного во внешнем оформлении царских монет, следует упомянуть еще о двух выпусках особого рода.

Во-первых, это пробный медный пятикопеечник 1740 года (рис. 23), где на реверсе был помещен орел, на плечи которого надета лента (возможно, "андреевская") с подвешенным на ней знаком ордена Андрея Первозванного. Столь необычная трактовка герба, скорее всего, объясняется тем, что автором этого пятака, конечно же, не получившего одобрения, был иностранец — знаменитый шведский медальер И. К. Гедлингер. А другой пример — это "коронационный" рубль императора Николая II 1896 года (рис. 24). На реверсе этой памятного рубля изображены скипетр, меч и держава под большой императорской короной с лентой ордена Андрея Первозванного.

Но изображения атрибутов главного российского ордена играли на металлических деньгах еще одну роль: они воспроизводились на портретах императоров и императриц.

Первой царской монетой с таким портретом стал рубль 1723 года, на котором император Петр I изображен со знаком ордена Андрея Первозванного, подвешенным на цепи (рис. 25). В дальнейшем на императорских портретах присутствует главным образом "андреевская" орденская лента, надетая через правое плечо (рис. 26 - 34), и только на груди императора Иоанна III (рис 29) и некоторых портретах императрицы Елизаветы Петровны (рис. 30) изображен ещё и знак ордена, который. вообще-то, при ленте полагалось носить на левом бедре, а не на груди.

На много портретах Екатерины I (рис. 26), на портретах Петра II 1729 года (рис. 27) и на ранних портретах Анны Иоанновны (рис. 28) орденская лента покрыта горизонтальной штриховкой — в подтверждение того, что это именно "андреевская", голубая лента. Такая мера была здесь вполне уместна, поскольку орденская лента на этих царских портретах имела слишком малую ширину (в сравнении с другими деталями изображения).

После Петра I на очень немногих портретах русских императоров и императриц отсутствовало изображение орденской ленты: это так называемый "траурный" портрет Екатерины I 1725 года (рис. 35), портреты Петра ll 1727 и 1728 годов (рис. 36) и портрет Елизаветы Петровны 1757 года работы медальера Ж. –А. Дасье (рис. 37). А на некоторых портретах, (например, на поздних портретах Анны Иоанновны), изображена лишь незначительная часть ленты.

Остается отметить, что "андреевская" лента присутствует и на изображении новоявленного наследника петербургского престола — принца Карла Петера Ульриха (рис. 16).

На портретах Екатерины I, где она обращена влево от зрителя (рис. 26), кроме ленты ордена Андрея Первозванного, изображена также орденская звезда. Такая же звезда присутствует и на большинстве изображений Петра II образца 1728 года (рис. 36); но поскольку все эти портреты повернуты на монетах вправо от зрителя, то и звезда изображена на правой стороне груди, где "андреевская" звезда не должна была находиться. Однако Петр II, судя по его живописным образам, никакими другими орденами награжден не был, а потому звезду на его монетных портретах следует считать "андреевской", но изображенной условно, подобно тому, как знак ордена при ленте изображен на груди Иоанна III и Елизаветы Петровны. Кстати сказать, на изображениях Екатерины I, обращенных вправо (рис. 26), звезда не помещалась.

Погрудные портреты императоров Павла I и Александра I (рис. 33 и 34) были последними царскими портретами, позволяющими разместить на них изображения атрибутов ордена Андрея Первозванного. В дальнейшем на царских монетах изображалась лишь голова императора.

И еще одно проявление на монетах символики, связанной с образом святого Андрея: если монограмма императора Петра I на реверсе рублевиков, отчеканенных в Москве, согласно общепринятому мнению, образует прямой "константиновский" крест (рис. 25), то на рублевиках петербургской чеканки в той же монограмме некоторые нумизматы видят косой "андреевский" крест (рис. 38). Это мнение достаточно спорно, так как в этом случае получается, что на этих рублях, известных как "солнечные" дата расположена вкось, а не горизонтально. Однако при этом в центре монограммы на петербургских рублевиках помещено упрощенное изображение звезды ордена, в центральном медальоне которой изображен тот же "андреевский" крест (впервые это обстоятельство обнаружили одновременно и независимо друг от друга В. А. Калинин и Г. К. Ручкин).

В свое время И. Г. Спасский высказап предположение, что косой "андреевский" крест присутствует и на реверсе медных пятикопеечников 1723—1730 годов чеканки (рис. 39) Однако в дальнейшем это предположение не подтвердилось.

В начало раздела "Монеты">>>