МОНЕТЫ В СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЭПОХУ
Когда Древний Рим пал под ударами рабов и варваров — бесчисленных племен гуннов и германцев, давно уже осаждавших и восточную и западную части империи, монетное дело в Европе пришло в страшный упадок. Первое время потребности торговли обеспечивались старыми римскими серебряными монетами. И короли бесчисленны вестготов и остготов, бургундов и лангобардов — новая знать довольствовалась этим. Потом они стали чеканить свои монеты. Считалось достаточным, что на монетах стоят начальные буквы их имен — монограммы.
Теодорих, который создал в Италии на развалинах римских городов и вилл новое государство, изображал на монете римского императора, а на ее обороте — свою собственную монограмму. То, что так хорошо понимали цезари Рима, было совершенно непонятно германским королям на заре средневековья. Их монеты выглядели грубыми, схематичными, примитивными по сравнению со старыми античными монетами. Но таковы вкусы и культура той эпохи. Это был переход от античности к средневековью, от рабовладельческой формации к феодальной.
Но от этого схематизма и примитивности изображений монеты раннесредневекового времени не становятся менее интересными для нумизмата и для историка, менее важным источником информации о той эпохе. В частности, они рассказывают нам о взаимоотношении варварских королей с христианской церковью, т. е. о важнейшем политическом, социальном и духовном вопросе того времени.
Короли считали себя христианами. Но что это были за христиане? На монетах меровингского короля Теодоберта изображали ангелов с крестами. Христианство ранних средневековых государств на рубеже VI — VII вв. больше напоминало язычество. Меровингский король Хлодвиг принял христианство. Как-то раз во время битвы с племенем алеманов он поднял руку и воскликнул: «Я призвал своих богов, но они меня покинули. Если ты, Исусе Христе, дашь мне победу над врагами и я узнаю силу твою, испытанную народом, который тебе поклоняется, я поверю в тебя и окрещусь именем твоим». Так рассуждал король, готовый признать любого бога, который принесет ему победу, а с ней золото, серебро, каменья, рабов, богатые дары и выкупы. Он заявил епископу, рассказавшему ему об искупительных страданиях Христа: «Если бы я был там с моими франками, я бы отомстил за него». Но великодушное заявление в пользу «всепрощающего» бога, исходившее от самого сердца, не помешало ему убить одного соперника из франкских вождей за трусость, другого якобы за смерть отца, которую он сам же и подстроил. Щедро одаривал он церковь, делясь трофеями, захваченными в боях. Это были всевозможные украшения, пояса, бляхи, сосуды. Церковь прощала ему все злодеяния и благословляла завоевания.
Такими «христианами» были и другие Меровинги. На монетах этих королей появляются символы и монограммы Христа. Перед нами прекрасная иллюстрация того, как быстро освоилась церковь с новым положением вещей, поняла, за кем будущее, и решительно вступила в союз со знатью, с королями. За кем реальная сила, с теми и церковь — вот о чем говорят эти освященные христианскими эмблемами монеты. Они свидетельствуют, что там, где власть, там нужна и религия, чтобы освящать эту власть и помогать в управлении людьми.
Вообще же монеты раннесредневековой эпохи дают много сведений о своем времени, но содержат и множество загадок. И одна из них связана с так называемым монетным металлом. Монеты чеканили из самых разных металлов. Иногда только золотые или только серебряные. Такие денежные системы называют монометаллическими. В другие периоды выпускали и серебряные и золотые монеты, а иногда и медные монеты — это полиметаллические и биметаллические монетные системы.
Вопрос о денежных металлах интересует не только нумизматов, но и историков. На одном из конгрессов ученых-историков и археологов в середине XIX в. во Франции ставился вопрос: почему Меровинги (короли Франции VI—VIII вв.) чеканили сравнительно мало серебряных и значительно больше золотых монет, а Каролинги (VIII—IX вв.) — выпускали главным образом серебряные? Некоторые ученые считали, что иссякли запасы золота, другие — что при Меро-вингах осталось много старой римской монеты и не было нужды еще чеканить серебряные деньги. А когда при Каролингах римские денарии износились и стали исчезать с рынков, то и понадобились новые серебряные монеты. Более вероятным является предположение, что при Меровингах потребности в денежном обращении были малы и потому серебра чеканили мало. Золотые же монеты являлись больше средством накопления, чем обращения, ими награждали слуг и вассалов, в них переплавляли награбленную добычу. Особой потребности в массовых деньгах еще не было. Когда же она стала ощущаться, начали чеканить серебро. Постепенно пришли к массовому выпуску серебряных монет. Законодательно это потом закрепили денежной реформой Карла Великого.
Монетные металлы как бы поделили сферы своей деятельности: серебро обслуживало массовую торговлю, золото — сферу накопления, а также область крупных торговых операций. Такое разделение обязанностей существовало во многие древние эпохи и во многих странах.
Карл I ввел новый твердый весовой стандарт — фунт — и даже попытался централизовать денежные дела. Его указы запрещали чеканить монеты где-либо, кроме резиденции короля. Однако в реальной жизни монеты чеканили многие его вассалы. Сохранялось положение, сложившееся еще при Меровингах, когда монетный двор действовал чуть ли не на каждом большом рынке. Часто эти монеты брали охотнее, чем чеканенные в королевских денежных мастерских. Карл угрожал штрафом свободным людям и телесными наказаниями несвободным, если они будут отказываться брать королевскую монету и принимать некоролевскую. Но это не помогало.
О чем говорят все эти факты? Они ярко характеризуют период, который принято называть империей Карла Великого, период кратковременного единства и политического централизма в раннесредневековой Европе. Это время закабаления крестьян. Складывались будущие феодальные отношения. Между прочим, утяжеление серебряной монеты, проведенное реформой Карла, также способствовало усилению эксплуатации крестьян. Они должны были платить ту же сумму обложения, но в более тяжелых монетах.
Развитие феодальных отношений приводит, как известно, к децентрализму. Так и случилось. Очень скоро империя Карла Великого распалась. Его преемники еще пытались удержать некоторый централизм денежного дела, достигнутый Карлом. Так, Карл Лысый в 864 г. издает эдикт — самый древний документ о регламентации монетной чеканки, сохранившийся от эпохи средневековья. В нем говорилось, что монетные мастерские могут работать только при дворе короля и в городах Руане, Реймсе, Сане, Париже, Орлеане, Шалоне, Лилле и Нарбонне. Для чеканки монеты мастерские должны посылать мастеров в сопровождении вице-графов и двух состоятельных людей в королевскую казну за серебром. В установленный срок полученное серебро нужно было по весу вернуть в казну в виде звонкой монеты. Если же монетчик навлекал на себя подозрения, то должен был отвести их от себя «божьим судом» — испытанием огнем или кипятком. Если «божий суд» оказывался для него неудачным, ему отрезали руки как фальшивомонетчику. Такими жестокими мерами пытался король Франции навести порядок в денежном деле.