Логотип
Яндекс.Путешествия

Изготовление монет

Как делают монеты

Процесс начинается с создания трехмерной дизайнерской модели, размеры которой больше, чем у реальной монеты. Модель покрывают слоем силиконовой резины, сняв который получатют "негатив". Заполняя его эпоксидной смолой, получают "позитивное" изображение модели.

При помощи специальной редуцирующей машины изображение с "позитива" переносят на стальной мастер-штамп, размеры которого соответствуют размерам монеты. Затем он проходит термическую обработку (закаляется).

Этим мастер-штампом с помощью гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы ("негативы"), при помощи которых делают рабочие штампы ("позитивы"). Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока службы. Такие рабочие штампы позволяют выпустить от 250000 до 1000000 монет (это зависит от твердости сплава, из которого делаются монеты, и размера монеты).

Из написанного следует, что рабочие штампы имеют "позитивное" изображение, что в корне не верно. На самой монете тоже "позитив", поэтому на рабочих штемпелях должно быть "негативное" изображение рисунка, то есть выпуклым элементам изображения на монете должны соответствовать углубленные выемки на штемпеле. Таким образом, в описанной технологической цепочке пропущен еще один этап.

Вообще, вместо использованного в статье термина "мастер-штамп", которым обозначен весь инструмент, и с негативным, и с позитивным изображением, на мой взгляд, лучше было бы использовать более привычные в среде нумизматов понятия "маточник" и "штемпель". Трехмерную дизайнерскую модель на монетных дворах давно уже принято называть "лепкой".

Если пользоваться более привычными терминами, то технологическая цепочка изготовления нужного количества рабочих штемпелей, на мой взгляд, может быть описана в следующей последовательности:

1. Скульптор осуществляет лепку модели будущей монеты в увеличенном примерно в 6 раз масштабе, а точнее две лепки - одну для аверса, другую для реверса.

2. С этой лепки, как и написано в статье, сначала снимают негативную копию, а с ее помощью делают эпоксидную (раньше) или протакриловую (сейчас) модель, в таком же увеличенном масштабе.

3. Следующий этап также описан в статье. С увеличенной модели изображение с использованием копировального станка переносится на стальную заготовку уже в размере будущей монеты. После закалки получают первый мастер-штамп, который принято называть "первичным маточником". На нем изображение позитивное. Именно он является образцом для дальнейшего копирования.

4. С использованием первичного маточника путем штамповки изготавливают несколько "образцовых штемпелей" с негативным изображением. Их количество зависит от необходимого числа рабочих штемпелей, которое необходимо будет изготовить для запланированного тиража монет.

5. С помощью таких образцовых штемпелей сначала "выдавливаются", так называемые, "промежуточные маточники" ("позитивы"), а с их использованием - "промежуточные штемпели" ("негативы"). Поскольку одним маточником или одним штемпелем можно изготовить не более 1-2 десятков, соответственно, штемпелей или маточников, которые бы удовлетворяли нужному качеству предачи изображения, а рабочих штемпелей для многомиллионных тиражей монет нужны тысячи или даже десятки тысяч, то эта цепочка изготовления "промежуточных маточников" и "промежуточных штемпелей" может иметь несколько звеньев.

6. Полученное в конце этих промежуточных этапов множество "промежуточных штемпелей" с негативными изображениями используется для изготовления, так называемых, "рабочих маточников" ("позитивы"), с помощью которых и изготавливаются "рабочие штемпели" ("негативы"), используемые уже непосредственно для чеканки монет.

Таким образом, весь этот процесс представляет собой своеобразную пирамиду, на вершине которой находится "первичный маточник", как эталон изображения, с которого путем штамповки на нескольких этапах изготовления промежуточных и рабочих штемпелей и маточников изображение с достаточно высокой точностью копируется на нужное число рабочих штемпелей.

Цифры по количеству монет, которое можно отчеканить одним рабочим штемпелем (от 250 тысяч до 1 миллиона), мне думается, явно завышены. Д.И.Мошнягин и Н.Я.Дашевский в своей статье, опубликованной в "Советском коллекционере" №5, говорили совершенно о другом порядке этого количества – в среднем, около 10 тысяч монет. Мне думается, что эти цифры более близки к истине.

Заготовки для монет нарезаются из металлической  ленты и имеют, в основном, круглую форму. Затем обрабатывается гурт заготовки на специальной машине, наносящей, при необходимости, насечку или надпись.

Во время обработки гурта структура металла  несколько изменяется, поэтому заготовки нагревают до 850o С с последующим охлаждением.

Затем заготовки обрабатывают  смесью мельчайших металлических шариков, керамических наполнителей и специальных химикатов,  которая протравливает и полирует поверхность. После этого заготовки сушат горячим воздухом и загружают в монетный пресс. 

Процесс штамповки полностью автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся одновременно. Дефектные монеты отбраковываются, годные к обращению подсчитываются и упаковываются.

То, что на изображении названо "фиксатором", вообще-то принято называть "печатным кольцом". Оно может быть гладким, и тогда на отчеканенных монетах гурт тоже будет гладким, или рифленым, и тогда на гурте монет после чеканки будут оставаться риски.

Как это было раньше

Молоточный метод использовался с момента начала чеканки монет в VII веке до нашей эры на территории современной Турции вплоть до девятнадцатого столетия (Индия). Первыми резчиками штемпелей, вероятнее всего, были ювелиры.

Китайцы изготавливали монеты методом отливки со времен до рождества Христова до конца девятнадцатого столетия (1889). До середины девятнадцатого века этот метод применялся в Морокко.

Винтовой пресс был изобретен в 1508 году во Флоренции художником Браманте, который делал на нем медали. Тридцатью годами позже другой флорентиец - Бенвенуто Челлини - использовал его для производства мелких монет. В 1555 году этот тип пресса установили на парижском монетном дворе.

Первые версии винтовых прессов, которые начали использовать в начале XVI столетия, были пригодны только для изготовления монет малого размера и потому пользовались меньшей популярностью, чем роликовые. В Испании винтовые прессы были установлены на мадридском и севильском монетных дворах около 1700 года, а в Сеговии - в 1772-м. Позднее этот тип пресса был доработан для использования с паровой машиной в середине XIX века, и его основные функции были схожи с современными электрическими монетными прессами.

 Другой тип пресса - роликовый - был изобретен Леонардо да Винчи. Этот тип пресса в совокупности с водяным колесом в качестве двигателя изготавливал монеты из металлической ленты, которая протягивалась между двумя роликовыми штампами. Таким способом можно было изготовить монеты большего размера и лучшего качества, чем винтовым прессом и молоточным чеканом. С середины XVI века подобные машины использовались на монетных дворах Центральной Европы - в Германии, Австрии, Венгрии. 

Этот тип машины применялся на испанском монетном дворе в Сеговии с 1586 года по 1772, когда там был установлен винтовой пресс. Роликовый пресс (со сглаживающей, а не гравирующей поверхностью) продолжали использовать в Сеговии для подготовки металлических полос, из которых нарезали заготовки для монет.

Из чего делают монеты

Н
аиболее часто используемые металлы

Алюминий (Al) 
Атомный номер 13, плотность 2.70 кг/л, температура плавления 660 С. Впервые получен в 1824 году. Стойкий к коррозии металл белого цвета, используемый для монет малого достоинства.

Железо (Fe) 
Атомный номер 26, плотность 7.87 кг/л, температура плавления 1537 C. Железные монеты выпускались многими европейскими странами в периоды войн в этом столетии. Чтобы обойти коррозионную проблему в современных монетах, использовались различные покрытия - от меди до никеля и хрома. Причем многие "железные" монеты имеют сейчас стальную "начинку" (небольшая добавка углерода превращает железо в сталь).

Золото (Au) 
Атомный номер 79, плотность 19.32 кг/л, температура плавления 1063 C. Возможно наиболее идеальный металл для монет, поскольку это мягкий и химически инертный металл. Из-за мягкости в настоящее время почти всегда используется в сплаве с медью.

Магний (Mg) 
Атомный номер 12, плотность 1.74 кг/л, температура плавления 650 C. Впервые получен в 1755 году. Серебристо-белый мягкий металл, на 40 % легче, чем алюминий. В чистом виде для чеканки монет не используется, добавляется в сплавы.

Марганец (Mn) 
Атомный номер 25, плотность 7.43 кг/л, температура плавления 1245 C. Впервые получен в 1774 году. Серый металл, походящий на полированную сталь. Не используется как чистый металл в монетах или медалях, потому что реагирует с водой, но часто применяется в сплавах. Во время Второй Мировой вонйны 5-ти центовые монеты в США были сделаны из сплава 56% Cu, 35% Ag и 9 % Mn.

Медь (Cu) 
Атомный номер 29, плотность 8.96 кг/л, температура плавления 1083 C. Мягкий металл красноватого цвета, известный с древних времен. Редко используется чистым в современных монетах, в основном - как покрытие для других металлов.

Никель (Ni) 
Атомный номер 28, плотность 8.90 кг/л, температура плавления 1453 C. Впервые получен в 1751 году. Обычно используется в сплаве с медью, хотя чистый металл использовался часто, особенно для монет Швейцарии и Канады. Чистый металл магнитный, и заметно желтее, чем некоторые из серебристых металлов типа хрома и алюминия.

Олово (Sn) 
Атомный номер 50, плотность 7.30 кг/л, температура плавления 232 C. Серебро-подобный в цвете и очень мягкий. Наиболее часто используется в сплаве с медью. Металл имеет три аллотропические формы: серое, белое и ромбическое олово.

Платина (Pt) 
Атомный номер 48, плотность 21.45 кг/л, температура плавления 1769 C. Впервые получен в 1735 году. Наиболее широко использовался в царской России.

Серебро (Ag) 
Атомный номер 47, плотность 10.49 кг/л, температура плавления 961 C. Привлекательный белый металл, используемый для монет с древних времен.

Хром (Cr) 
Атомный номер 24, плотность 7.19 кг/л, температура плавления 1875 C. Впервые получен в 1798 году. Жесткий белый металл, неподходящий для чеканки монет, но используемый для покрытия (plating) монет из стали для увеличения износоустойчивости.

Цинк (Zn) 
Атомный номер 30, плотность 7.13 кг/л, температура плавления 420 C. Впервые получен в 1746 году. Легкий, дешевый металл. Редко используется в чистом виде (европейские монеты I и II Мировых войн). Наиболее употребим в сплаве с медью.

Сплавы

Алюминиевая Бронза (Al-Br) 
Медно-алюминиевые сплавы желтого цвета, иногда содержащие небольшое количество марганца или никеля. Трудноизнашивающийся.

Аурихалк 
Медь 80% и цинк 20%.

Barton·s Metal 
Фактически медь, покрытая толстым слоем золота. Использовался в 1825 году во время правления Георга IV.

Bath Metal 
Тип дешевой бронзы, использовался в Ирландии, Америке и на Острове Мэн.

Белый Металл 
Антимоний в сплаве с оловом, медью или свинцом серебристо-белого цвета, используемый в изготовлении медалей.

Биллон 
Сплав меди и серебра (больше чем половина - медь). Использовался во времена Римской империи, во Франции и Швейцарии.

Бронза 
Сплав меди и олова (обычно от 80 % до 95 % меди). Наиболее современные ·медные· монеты - фактически бронза, поскольку чистая медь слишком мягка и быстро изнашивается. Высокое содержание олова дает бронзе серебряный цвет.

Вирениум 
Немецкий серебряный тип сплава, содержащий никель, медь и цинк.

Колокольный металл 
Тип бронзы, обычно используемой в изготовлении звонков, но также и использованный во Франции во времена Революции.

Коронное золото 
2 карата лигатуры и 22 карата золота. Коронное золото - стандарт, используемый в британском соверене. Лигатура - обычно медь, хотя использовалось и серебро.

Латунь 
Сплав меди и цинка, хотя термин свободно используется, включая все медные сплавы. Вообще используемые сплавы изменяются по составу цинка от 3 % до 30 %, и изменяются в цвете от медно-красного до ярко-желтого. Латунь с небольшим количеством никеля известна как никелевая латунь. Такие сплавы используются в современной Великобритании для чеканки монет в 1 фунт. Римское название латуни - аурихалк.

Медно-никелевый 
Самоочевидно сплав меди и никеля, это - один из наиболее обычных сплавов, используемых в современных монетах. Содержит 16-25% никеля.

Никелевая латунь 
Медный сплав, содержащий цинк и небольшое количество никеля. Использовался в Великобритании при чеканке трехпенсовиков и фунта. Состав, используемый для трехпенсовиков бита был 79% Cu, 20% Zn и 1% Ni.

Никелевое серебро 
Медный сплав, содержащий никель 18-22 %, цинк 15-20 % и иногда марганец и другие металлы Сплав иногда известен как Немецкое Серебро или Аргентан.

Нержавеющая сталь 
Сплав железа, хрома и никеля. Для монеты 50 и 100 лир Италии используют этот материал.

Пинчбек 
Главным образом медь с некоторым добавлением цинка, использовался в 18-м столетии как дешевая имитация золота.

Пушечный металл 
Сплав меди 88 %, олова 10 % и цинка 2 %, используемого для отливки орудий. Обычно не использовался для монет, хотя известные Пушечные Деньги были отчеканены в 1689 году Джеймсом II для использования в Ирландии. Были использованы старые орудия, колокола, и т.д.

Потин 
Древний сплав меди, цинка и олова. В отличие от биллона он обычно не содержит серебро, хотя некоторые сплавы, содержащие серебро также назвались потин. Использовался в Египте и южной Индии.

Пьютер 
Первоначально сплав олова с приблизительно 15% свинца, и иногда антимония и меди. Монеты из него чеканились в Богемии (1757 г., 1 крейцер) и Франции (1831 г., 5 франков).

Спекулум 
Серебристый сплав олова и бронзы, использовавшийся в Галлии и Англии во времена вторжения Цезаря.

Сталь 
Общее название железоуглеродистых сплавов. Сильно подвержена коррозии, поэтому требует покрытия из других металлов, когда используется для монет. Покрытые никелем и медью стальные монеты чеканились в Боливии с 1965 до 1987 (времена гиперинфляции). Цинк покрывал стальные монеты в 2 франка в Бельгии в 1944 году и 1цент в США В 1943-м.

Томпак 
Медный сплав. Использовался в Канаде для монет по 5 центов в 1942 и 1943 годах (88% меди и 12% цинка).

Электр 
Это естественный сплав приблизительно 75% золота с 25% серебра и меди и другими металлами. Использовался для самых ранних монет, чеканенных в Лидии, а также во Франкском государстве.

Неметаллы

Бумага 
В России использовали почтовые марки в качестве монет. Картон использовался в Нидерландах в 1574 году, в Мексике в 1915, и также в Германии во время гиперинфляции после первой Мировой войны.

Глина 
Из обожженной глины были выпущены монеты в Японии в конце Второй Мировой войны.

Кожа 
Тисненые кусочки кожи использовались в качестве средств платежа в 16-м столетии в Европе во время войн.

Пластмасса 
В основном это монетоподобные жетоны.

Селен (Se) 
Атомный номер 34, плотность 4.45 (красный) или 4.79 (серый) кг/л, температура плавления 180 C (красный) или 217 C (серый). Впервые получен в 1818 году. Выпущена медаль к годовщине открытия этого элемента.

Стекло 
Возможно использовалось в древнем Египте и Аравии.

Стекловолокно 
Ипользовалось в Китае.

Углерод (C) 
Атомный номер 6, плотность 2.25 кг/л (графит), температура плавления 3727 C. Небольшой выпуск монет из него был в Германии во времена гиперинфляции.

Фарфор 
Как полагают, использовался при Птолемеях в Египте. Монеты из фарфора использовались в Таиланде в начале 18-го столетия. В Германии как денежные суррогаты во время гиперинфляции.

В начало раздела "Монеты">>>