Логотип

В ПОИСКАХ КЛАДА

 Клад... Это слово таит в себе огромную привлека­тельность. В мире существует и процветает отважное племя искателей кладов, авантюристов и смельчаков. Легенды о сокровищах затонувших кораблей, покоящихся на дне морей и океанов, привлекают людей наивных и расчетливых, романтичных и азартных.

Корабли тонули во все времена. Во время штормов, налетая на рифы и мели. Только в акватории морей, омывающих берега Индонезии, покоятся остовы мно­гих сотен судов, потерпевших крушение. Они перево­зили из Китая и бывших колоний Англии, Португалии и Нидерландов золотые изделия, фарфор и драгоцен­ные камни. Не меньше точек кораблекрушений выяв­лено на водных маршрутах вдоль берегов Южной Америки. Существует множество легенд о неисчислимых сокровищах, которые награбили и укрыли в укромных местах морские пираты. Все это будоражит воображе­ние искателей приключений и шального богатства. Пользуясь старыми картами, они ищут затонувшие ко­рабли, копают землю на необитаемых островах.

О кладоискателях написаны увлекательные рома­ны. Достаточно вспомнить знаменитый «Остров со­кровищ» Роберта Стивенсона. В то же время само слово «клад» звучит столь арха­ично, что может создаться мнение, будто их поиски — дело давних времен. Но это не так. Клады действительно существуют. Их нередко находят. Иногда случайно, а порой в резуль­тате упорных поисков. Имена удачливых кладоискате­лей становятся известны всему миру. Таким является один из морских старателей Мэл Фишер. За шестна­дцать лет целенаправленных поисков он обнаружил и извлек с морского дна ценностей на 200 миллионов долларов.

Ради интереса просмотрим заголовки одной из цен­тральных российских газет, выбранные за разные дни из годовой подшивки: «Тайник в стене», «И снова клад», «Клад... под ста­рой подкладкой», «Нашли копейку», «Находка в огоро­де», «Тайны кувшинов», «Выкопали империалы», «Мо­неты под забором»... Может быть, речь идет о пустяках? Прочитаем не­которые заметки.

«Несколько дней назад С. Юхименко ремонтирова­ла дом, в котором давно живет. И вдруг в стене заме­тила нишу. Вынула оттуда стеклянный сосуд... Клад содержал 168 золотых монет выпуска 18971911 го­дов».

«В поселке Приморский Темрюкского района экска­ваторщик В. Малахов рыл котлован. Вдруг из ковша посыпался на землю град монетпосыпался на землю град монет. Они находились в двух больших кувшинах. Рабочий собрал деньги в мешок, ко­торый потянул почти на 17 килограммов. Это самый крупный из всех когда-либо найденных на территории богатого археологическими памятниками Краснодар­ского края кладов монет — 3216 штук. Они выпущены в Боспорском царстве в II—IVвеках до нашей эры».

«Бульдозерист С. Рогозов расчищал площадку на улице Ткацкой в Горьком. Машина вывернула на по­верхность монеты. Когда их собрали и пересчитали, оказалось 2136 штук. Почти все серебряные полтин­ники 1921—1924 годов».

Везет не только случайным счастливчикам. Немало людей поиск кладов сделали профессиональным заня­тием и ищут сокрытые сокровища, ориентируясь на исторические данные. Французский кладоискатель Анри-Роже Лаудон всерьез занялся поисками сокро­вищ известного пирата XVII века Сюркуфа. Он выяс­нил, что последним прибежищем морского разбойни­ка был остров Барбадос, на котором пират и был схва­чен. После тщательного изучения острова Лаудон в бухте на восточном побережье отыскал остатки не­скольких старинных судов. Одно из них, судя по опи­саниям, напоминало корабль «Фудр» пирата Сюркуфа. Кроме якоря, возле остатков ничего найти не удалось. Однако Лаудон занялся именно якорем и обнаружил, что он целиком отлит из сплава золота и серебра. Ве­сил трофей Лаудона немногим менее 500 килограммов!

Увлекательные приключения кладоискателей опи­сал в книге «Сокровища непобедимой армады» Робер Стенюи. На его личном счету десятки найденных в глубинах моря остовов кораблей, в том числе «Хирона» — галеас знаменитой испанской Непобедимой ар­мады, погибший в 1588 году во время шторма.

«Один коллега-подводник, — писал советский писа­тель Лев Скрягин, — показал Стенюи в Лондоне рисунок, выгравированный на кубке, принадлежавшем бри­танскому нырятелю XVIII века Джорджу Летбриджу, изобретателю «глубоководной машины». На этом куб­ке фигурировала карта острова Порту-Санту в архи­пелаге Мадейра, возле которого потерпел крушение голландский корабль «Слот тер Хооге». Все были уве­рены, что если карта «острова сокровищ» выставлена напоказ, то там давно ничего нет; Летбридж выудил все еще двести лет назад. Но Стенюи отправился в Порту-Санту и... обнаружил в указанном месте значи­тельную часть груза «Слот тер Хооге».

В 1971 году Стенюи разыскал у Шетлендских ост­ровов корабль Голландской Ост-Индийской компании «Ластдрагер», который с грузом золота погиб в XVII веке. На каменистом дне среди водорослей удачливый искатель сокровищ собрал несколько сот золотых гульденов и серебряных испанских пиастров. В 1972 году на месте гибели датского судна «Вендела», кото­рый утонул в 1737 году, Стенюи обнаружил 44 золотые и 673 серебряные монеты.

Что касается поиска в районе гибели галеаса «Хирона», о котором уже упоминалось, то он принес иска­телю сокровищ 405 золотых, 756 серебряных и 115 медных монет. Они были отчеканены в шести странах: Испании, Португалии, королевстве Обеих Сицилии, Генуэзской Республике, Мексике и Перу. Выпустившие их монетные дворы находились в четырнадцати городах: Севилье, Толедо, Вальядолиде, Мадриде, Бургосе, Куэнке, Гранаде, Ла-Корунье, Мексико, Лиме, Потоси, Лиссабоне и Генуе. Уже сам набор монет по­казывает, какую величайшую нумизматическую ред­кость они представляли. Две из монет вообще никогда не встречались ученым-нумизматам. На части монет обнаружены аномалии: орфографические ошибки, пе­ревернутые даты, то есть курьезы, которые так ценят­ся нумизматами.

Есть клады особые, которые волнуют вообра­жение не только простых искателей потерянных со­кровищ, но и целые государства. Так крайне большой интерес в мире вызвало в 1981 году сообщение о за­ключении советско-английского соглашения и подпи­сании контракта с фирмой «Джессон марин рикавериз лимитид» о подъеме ценностей с борта крейсера «Эдинбург», который покоился на дне моря почти со­рок лет. А история была такова.

Крейсер британского королевского флота в конце апреля 1942 года вышел из Мурманска в Англию. Это был отличный боевой корабль водоизмещением десять тысяч тонн, длиной 174 метра, с бортовой броней тол­щиной до восьми сантиметров. На борт корабля в со­ветском порту загрузили 5,5 тонны золота в слитках. Груз поместили в артиллерийский погреб.

30 апреля, когда корабль был в море, его торпеди­ровала немецкая подводная лодка. Два попадания ли­шили крейсер хода. Подбитый корабль немцы под­вергли усиленным атакам. 1 мая «Эдинбург» затонул в 250 милях севернее Кольского полуострова.

Попытаться спасти драгоценный груз без участия Советского Союза у англичан не было возможности: крейсер покоился в советских территориальных водах.

Заключенное соглашение предусматривало, что все расходы по поиску и подъему золота берет на себя фирма «Джессон марин рикавериз лимитид». Спасен­ный груз делился между Великобританией и СССР в пропорции 1/3 и 2/3.

После длительных поисковых работ «Эдинбург» был обнаружен. Но только 16 сентября с его борта подняли первый слиток драгоценного металла. По это­му торжественному случаю прессе даже сообщили но­мер слитка — КР 0620.

В результате подводных работ удалось до наступле­ния штормовой зимы поднять наверх 431 слиток — всего на сумму более 40 миллионов фунтов стерлин­гов. Вторая экспедиция работала в районе затопления крейсера уже в 1986 году. Ее усилиями поднято еще 345 килограммов золота, что по тем временам состав­ляло сумму около трех миллионов фунтов стерлингов.

Конечно, никому из частных искателей сокровищ такой успех и не снился.

В начало раздела "Монеты">>>