Логотип

Рубль Ланского 1783 с портретом Екатерины II

Рубль Ланского 1783 с портретом Екатерины II. С.Н. Тройнитский. Из нумизматической библиотеки В. Джапаридзе, США. Сборник ИРАИМК, том 1, 1921 г. стр. 118-120.

Императрица Екатерина II была, как известно, страстным коллекционером и в течении почти всего своего царствования собирала неустанно произведения искусства. В XVIII веке еще крепко держался возникший в эпоху Возрождения интерес к резным камням и медалям; императрица не могла, конечно, избежать увлечения этими областями искусства и составила собрания, считавшиеся в то время и до сих пор одними из первых (1). Правда, сама Екатерина в письмах к барону Мельхиору Гримму уверяла его, что она покупала не для себя, а для увлекавшегося этим А. Д. Ланского, а позже для А.М. Дмитриева-Мамонова, но тон ее писем, в которых она говорит о своих покупках, и гордость, с которой она описывает свои собрания, доказывают противное, тем более, что интерес императрицы к резным камням, ненадолго ослабевший со смертью Ланского (25 июня 1784 г.), возобновился с новой силой до появления на сцене А. М. Дмитриева-Мамонова (август 1786 г.) и продолжался и после его ухода. Так что правильнее предположить, что эти два лица подчинялись влиянию императрицы, нежели сами были виновниками ее покупок. Сама Екатерина II ограничивалась собиранием резных камней, медалей, наблюдением над работами граверов Г.Г. Кенига (2) а К. Леберехта (3), часто работавших в Эрмитаже в ее присутствии, а в последние годы жизни изготовлением в свободное время бумажных слепков с камней (4); оправленные взолото слепки слyжили для подарков (5). Ланской же и Дмитриев-Мамонов, которые, если не внушали императрице, то вполне разделяли ее увлечение резными камнями и медалями, пошли в этом отношении дальше и, подражая маркизе Помпадур, изучавшей под руководством Ж. Гюе благородное искусство гравирования на камне, пытались принять активное участие в создании произведений, относяшихся к этим двум родственным между собою отраслям искусства.
По письмам Екатерины к Гримму (6) и к Потемкину (7) известно, что Дмитриев-Мамонов в 1787 году выгравировал несколько камней, и, если верить утверждениям императрицы, хотя и под руководством Леберехта, но вполне самостоятельно (8). Но мало известен факт, что и Ланской явился автором изображения своей победительницы на рубле, выбитом в 1783 году, что следует из двух приводимых ниже выдержек из писем императрицы к ее постоянному корреспонденту, Гримму. 29 сентября 1783 рубль был уже готов. К сожалению, рубль был выбит, вероятно, как это часто случалось, в небольшом числе экземпляров, из которых ни один до нас не дошел или, по крайней мере, до сего времени не известен. И мы не можем судить, насколько изображение Екатерины на этом рубле отличалось от изображений на обыкновенных типах рубля ее царствования (10). Из приведенных выдержек из писем Екатерины ясно еще то, что Ланской сделал лишь силуэт, с которого уже опытный модельер должен был сделать восковую макетку, послужившую моделью для резания матрицы. Таким модельером, несомненно, был К. Леберехт, поступивший в 1779 г. на Петербургский монетный двор медальером, много работавший для императрицы Екатерины и бывший учителем великой княгини Марии Федоровны, внуков Екатерины и Дмитриева-Мамонова. Своему искусству Ланской, вероятно, учился у художника силуетиста Сидо, работавшего в Петербурге как раз в 1782-1783 г. (11).

Источники:
1) О собирании Екатериной резных камней см. М.И. Максимова, Императрица Екатерина Вторая и собрание резных камней Эрмитажа, ЕС, 1, 1920, 43.
2) Тройнитский, Г.Г. Кениг, ЕС, 1, 1920, 20сл.
3) Георги, Описание Российско-Императорского столичного города Санктпетербурга, Спб. 1794, 444, & 776 и 529, & 811.
4) Записки Грибовского, М. 1864, 31.
5) В Эрмитаже имеется ряд таких бумажных слепков, оправленных в золото с бриллиантами, в виде браслетов, диадем и т.п. (опись Отд. Драг. 4675-4685). Осенью 1918 г. нам пришлось видеть несколько таких слепков в золотой оправе, подаренных, судя по надписи, императритсей графине А.В. Бронитской.
6) СИРИО, 23, 420.
7) СИРИО, 27, 458.
8) В собрании Эрмитажа имеется резаный на двуслойном агате портрет императрицы с подписью Дмитриева-Мамонова (Отд. Драг. 5866).
9) СИРИО, 23. 262, 289.
10) Основные типы рубля 1762, 1766 и 1777 гг. причем рубль 1766 г. известен в двух вариантах, из которых редчайший экземпляр второго хранится в Эрмитаже. В 1777 г. изменено изображение Екатерины на монетах (Письмо Вяземского к Соймонову от 22 окт. 1776 г. и его же к Нартову от 10 янв. 1777 г. ОПМ). 4 ноября 1782 г. Вяземский писал Нартову о приготовлении монеты по новому высочайше одобренному образцу (там же). В 1783 г. изображение Екатерины слегка изменено (она изображена старше, что особенно заметно по шее и подбородку. На мантии буквы Т.1. Тимофей Иванов) (там же). В 1785 г. рубли начали чеканить несколько большего диаметра, но тоньше, без изменения веса (там же). В 1786 г., вопреки указу, рубли чеканились тяжелее, вместо 5 зол. 60 дол., - 6 зол. 81 доля (Реихель, .....203). С 1787 г. по 1796 г. изменений не было, вес восстановлен в 5 зол 60 дол. и диаметр 1785 г. За приведенные нумизматические данные мы глубоко признательны А.А. Ильину, нам их сообщившему.
11) РБС, - Сабанеев - Смыслов.

В начало раздела "Монеты">>>