Логотип
Lacoste

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

Современный российский государственный герб складывался столетиями. Двуглавый орёл и св. Георгий, поражающий дракона, много веков во всём мире ассоциируются с Россией. Прежде чем перейти к их истории, авторы сочли полезным сделать небольшой экскурс в прошлое, чтобы некоторые моменты, о которых пойдёт речь далее, стали более понятными.
О российской геральдике всё время приходится говорить как о заимствованной традиции. Это относится и к геральдике вообще, и к отдельным гербам - в том числе к государственному - в частности. Не было у нас ни рыцарства, ни рыцарских турниров, ни крестовых походов, следовательно, и гербы возникнуть не могли, так как в них не было надобности. Но гербы - продукт развития более давних традиций. Родовые знаки, тотемы, которые можно считать предшественниками гербов, были у всех народов мира: без подобной системы символов человеческое общество не могло обойтись. А какими символами пользовались наши предки - древние славяне? Как они жили? Какую религию исповедовали? Как воспринимали они окружающий мир? Какова была их письменность? О чём думали их мудрецы? Увы! Обо всём этом ничего не известно, или известно очень мало. У человека неискушённого может сложиться впечатление, что наша история началась во времена монгольского нашествия или после него. Действительно, российская государственность, а вместе с нею и государственные атрибуты, начали складываться только в первой половине XV века.
История России такова, что многие этапы развития, пройденные народами Европы в незапамятные времена, российский народ или проходил с огромным опозданием, или только начинает проходить то, что западные его соседи оставили далеко в прошлом. Надо думать, это произошло оттого, что важнейшие события, формировавшие европейскую цивилизацию, проходили мимо нас. Ещё в неолите, то есть в VI-V вв. д.н.э., стало расти различие между уровнями развития племён, населявших Европу. Юг переходил на более прогрессивную систему хозяйствования, а северные племена, всё ещё промышлявшие охотой и рыболовством, безнадёжно отстали. Тогда, когда южные европейские народы переживали расцвет и создавали великие культуры, славянские племена, сложившиеся в дальнейшем в русский народ, обитали в дремучих лесах на окраинах Европы. На древних греческих и римских картах мира эти области показаны белыми пятнами. Античным учёным они представлялись царством вечных снегов и лежали вне интересов эллинистической цивилизации. Как знать, возможно, если бы Александр Македонский направил свою армию не в Индию, а на север, вся наша история сложилась бы иначе, более благополучно. Но в то время как азиатов завоевывали греки, а североевропейцев - римляне, приобщая варваров, пусть и насильно, к своей прогрессивной культуре, нас завоевали дикие кочевники. Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 до 1480 года, чёрным пятном легло на судьбу русского народа, безмерно усугубив и в то время имевшееся отставание его от европейских соседей, которое с тех пор уже не удавалось преодолеть. Постоянное запаздывание, отставание от передовых стран мира, составляет трагическую особенность большей части нашей истории. В результате, зачастую не имея возможности использовать собственное достояние, чтобы занять достойное место в Европе, Россия вынуждена была заимствовать и затем развивать достижения других наций - так произошло с религией, письменностью, наукой и культурой. Это всегда ставило её в психологическую зависимость от более развитых соседей, что неизбежно рождало комплекс неполноценности и, как следствие, недоверие, ненависть и вместе с тем зависть к Западу, стремление к обособленности и круговой обороне от внешнего мира. В начале нового тысячелетия мы начинаем осознавать, что очень мало знаем о своём прошлом. Ещё одна наша несчастная особенность состоит в том, что мы сами не сохранили почти никаких свидетельств о своей древности, а другим народам, чьи учёные начали составлять хроники человечества чуть ли не в самом начале истории, ничего не было о нас известно, поэтому и у них мы не можем почерпнуть сведения о своём происхождении. Наши же собственные источники не заслуживают полного доверия, так как, во-первых, появлялись во времена, когда нельзя было писать всю правду, а во-вторых, нередко создавались в угоду политической ситуации. Ужасно то, что, как есть основания предполагать, свидетельства нашей древней истории, уцелевшие в пламени стихийных бедствий и вражеских нашествий, намеренно уничтожались церковью, всеми силами пытавшейся истребить память о дохристианских временах, и властью, преследовавшей те же цели, но по несколько другим причинам.
Ко второй половине первого тысячелетия нашей эры развитие новых форм хозяйствования - пашенного земледелия, скотоводства и ремёсел - приводит у восточных славян к постепенному превращению общинного строя в феодализм. Племенные вожди переходят от грабительских набегов друг на друга с целью захвата добычи и пленников к войнам за захват угодий. Родоплеменная дружинная знать начинает прибирать к рукам земли, ранее находившиеся в общинном владении. Междоусобные войны приводят к разорению крестьян, вынужденных вследствие этого обращаться за помощью к князьям, расплачиваясь с ними своей землёй. Так общинное, по сути демократическое, устройство жизни славян навсегда сменяется деспотией. Складывается классовое общество. Аппетиты князей растут, но освящённые временем и древними верованиями традиции общинной демократии накладывают ограничения на княжескую власть. Знать нуждается в другой идеологии, которая развязала бы ей руки. И такая идеология появляется. В середине IX века среди возникшего господствующего класса начинает распространяться византийское христианство - религия, предоставляющая любым правителям сказочные возможности для насаждения и усиления своей власти. Христианство популярно в окружении князя Игоря, а его жена Ольга принимает христианство около 995 года. Происходит то, что уже случилось в других странах: в 988-989 годах князь Владимир Святославич проводит насильственное крещение славян. Главная цель достигнута - новая религия полностью освобождает вождей от всякого контроля со стороны общества и отдаёт им в руки абсолютную, ничем не ограниченную власть над народом. С этого момента власти и церковь начинают методично истреблять не только остатки древней свободы, но и саму память о ней.
С развитием феодализма происходит собирание славянских земель под властью Киева. Киевская Русь превращается в крупнейшее государство Восточной Европы, отличавшееся развитыми международными связями и высоким уровнем культуры. Но вскоре внутренние конфликты, порождённые утверждением нового строя, подорвали единство страны. После смерти киевского Великого князя Мстислава Владимировича, последовавшей в 1132 году, Киевская Русь распалась на отдельные княжества и феодальные республики, важнейшая из которых образовалась в крупном торговом, ремесленном и культурном центре - Новгороде. Это богатое самостоятельное государство с парламентом, ограничивающим власть князя, имевшее тесные торговые отношения с Европой (входя в Ганзейский союз торговых городов), могло бы стать основой для принятия всей Россией западноевропейской модели экономики и политического устройства, но, к сожалению, не стало. В 1478 году московская рать осадила город. С республикой было покончено, а дух свободы был навсегда искоренён самым жестоким образом.
Утрата единства и междоусобная рознь сделали Русь добычей монголо-татар. Доходило до того, что некоторые князья, преследуя свои корыстные интересы, обращались к ним за помощью в борьбе друг против друга. Раздробленность сделалась в народном сознании главной причиной постигшей Русь катастрофы, и с тех пор ничто так не пугает русского человека, как призрак распада страны. Во второй половине XIV в. Московское княжество возглавило борьбу против ига, и постепенно стало центром объединения русских земель. В 1380 г. объединённые русские войска под руководством Великого князя владимирского и московского Дмитрия Донского нанесли поражение монголо-татарам в Куликовской битве. Через сто лет, в 1480 г. Великий князь Московский Иван III Васильевич (1440-1505) отказался платить дань Орде. После этого войско хана Большой Орды Ахмата двинулось на Русь и вышло к верховьям Оки, а затем к ее притоку Угре. На другом берегу Угры против Ахмата выставил свои полки Иван III. "Стояние на Угре" длилось всю осень 1480 г. С наступлением зимы плохо одетые татарские воины начали беспокоиться. Ахмат без боя отступил на Волгу, а Иван III вернулся в Москву. Победа Московского князя, одержанная без кровопролития, навсегда положила конец монгольскому владычеству на Руси. Решающим условием этого было усиление Московского государства, продолжавшееся в правление Ивана III. Большое значение имело уничтожение им удельных княжеств и объединение под властью Москвы большей части земель Северо-восточной Руси. Постепенно Москве подчинились Ярославль, Ростов, Рязань, Тверь, а также, как уже говорилось, Новгород. После того как в Москву был увезен новгородский вечевой колокол, Иван III постарался разрушить самые основы этой республики, начав расправу с новгородской знатью, выселив из города немецких торговцев и, самое главное, тысячи новгородских семей.

Российский государственный орёл

Изменение политической ситуации вызвало и перемены во внешнем оформлении государственной власти. Никаких общепризнанных официальных символов на Руси не было, но высокопоставленные лица - прежде всего князья, а также церковные иерархи, княжеские уполномоченные и чиновники - в течение почти пяти столетий использовали для удостоверения документов вислые металлические печати - буллы, образцом для которых служили византийские печати. На княжеских буллах чаще всего изображались святые покровители князей. В XIV в. тип княжеской буллы меняется - на оборотной стороне печати помещаются титул и имя князя. На печатях Великих московских князей изображения святых обязательно сопровождались надписью "Печать великого князя (имя)" или "Печать князя великого (имя) всея Руси". Со временем металлические буллы уступают место вислым восковым и прикладным печатям, несущим уже (кроме церковных) светские символы и круговую легенду - расположенную вокруг изображения надпись с именем и должностью владельца. С конца XV в. устанавливается западноевропейский стиль оформления печатей. Великие и удельные князья начинают использовать разнообразные печати, вырезанные из камня, так называемые геммы, - часто это перстни-печатки. В основном геммы (и изображения на них) были античного или западноевропейского происхождения, или исполненные по их образцу местными умельцами. Отец Ивана III Василий II для скрепления грамот использовал печать с аллегорическим изображением - квадрига Солнца, управляемая Аполлоном, держащим в одной руке пучок стрел, а в другой шар, возможно, солнце (сохранившееся изображение не даёт чёткого представления о деталях). Этой печатью скреплено большинство жалованных и договорных грамот Великого князя, но она не прижилась. Иван III на протяжении четверти века использовал уже другую печать, которую применял в последние годы его отец - это была восьмигранная гемма с изображением льва, терзающего змею. Сюжет был весьма актуальным, если считать змею олицетворением татаро-монголов. Лев с XII в. встречается в русской княжеской эмблематике, а сцена терзания змеи используется и другими князьями, например, на монетах суздальско-нижегородского княжества змею терзает грифон, на монетах верейского князя Михаила Андреевича - орёл. В европейской иконографии, прежде всего монетной, змей или дракон трактуется, особенно с распространением культа св. Георгия, как враг. Но и эта эмблема не прижилась, так как Иван III избрал для государственных печатей другие символы, более отвечающие требованиям новой политической ситуации. В конце XV в. появляется двусторонняя государственная печать, на одной стороне которой - всадник, поражающий копьём дракона, а на другой двуглавый орёл. Точная дата появления печати неизвестна, но до наших дней сохранилась скреплённая ею грамота Ивана III о жаловании его племянникам волостей, выданная в 1497 г. Ранее, в 1479 г., Иван III выдал Соловецкому монастырю грамоту, скреплённую серебряной позолоченной буллой, имевшей изображение всадника, поражающего дракона. С этого момента символы, введённые Иваном III, становятся постоянными государственными эмблемами. Каковы же были причины их появления?
Относительно всадника можно сделать следующие предположения. Всадник-змееборец это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской военной аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях ещё с XIII в. (кроме того, изображение всадника типично для княжеских и королевских печатей Западной и Восточной Европы в XIII-XV вв.), и знак преемственности московских князей - через владимирских - от киевских, чьим покровителем считался св. Георгий. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий построил в его честь много церквей и основал город его имени - Юрьев-Польской (Юрий - форма имени Георгий). В конце XIV и в течение всего XV в. новая государственная идеология утверждает исключительную роль Москвы и московских князей в деле объединения Руси. С помощью этого символа Иван III заявлял о древнем происхождении своей власти и преемственности от князей-воинов Киева и Владимира. От его любимой печати со львом, грызущим змею, был всего лишь один шаг до всадника-змееборца, символа более значительного и политически выгодного, и такой шаг был сделан.
Относительно же двуглавого орла полной ясности нет. Существует две версии его превращения в символ российской государственности - заимствование с Востока, из Византии, и с Запада, из Европы. Первая версия главенствовала вплоть до наших дней, так как вполне соответствовала имперской идеологии. Вторая появилась вследствие освобождения научной исторической мысли от идеологических штампов.
Двуглавый орёл имеет древнюю историю. Это символ явно восточного происхождения. Древнейшее его изображение находится на развалинах близ туркменской деревни Уэйюк - в области древней Каппадокии, на границе Ассирии. Развалины относятся к эпохе мидийского царя Киаксара (635-596 гг. д. н.э.). Одноглавый орёл уже тогда служил у персов символом верховной власти, что позволяет сделать предположение, что двуглавый орёл символизировал соединение Мидийского царства с Ассирийским, произошедшее в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи - Восточная и Западная, использовавшие в качестве эмблем одноглавых орлов. Древнейшее изображение двуглавого орла в Европе найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре в Афоне (рис. 1), основанном императрицей Пульхерией между 451 и 453 годом. Восточно-Римская империя до своего падения имела эмблему в виде чёрного двуглавого орла с красными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например, на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами.

Первая версия утверждает, что Иван III делает государственной эмблемой двуглавого орла в знак преемственности высшей власти, воспринятой московскими государями от Рима и Византии (Москва - Третий Рим) после брака в 1472 году с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей). Древнейшее изображение такого орла в России находится на троне, привезённом Софьей (рис. 2). Он изображён с опущенными крыльями и увенчан двумя коронами. Двуглавый орёл изображён на печатях, приложенных к договорам с германским императором Максимилианом I (1459-1519). На некоторых печатях Лжедмитрия I (157?-1606) западноевропейской работы у орла крылья подняты (рис. 3). В дальнейшем облик орла неоднократно меняется. Этот процесс продолжается и сегодня. (Рис. 4 - орёл в царствование Михаила Фёдоровича (1613-1645), рис. 5 - изображение орла в 1699 году). Но некоторые аспекты позволяют усомниться в этой версии. Считалось, что с женитьбой Ивана на Софье изменились в сторону византийских обычаи московского двора: византийская принцесса якобы сообщила Ивану III более высокие представления о его власти, внешне выразившиеся в увеличении придворной пышности, введении сложных церемоний и между прочим - в принятии "византийского герба". Но есть основания считать, что двуглавый орёл не был "византийским гербом". Вероятно, двуглавый орёл не имел отношения к внешнему оформлению верховной власти в Византии, так как его изображение отсутствует на византийских монетах, печатях, надгробиях, на щитах или одежде императорской охраны и везде в тех местах, где он, будучи символом государства, обязательно должен был бы изображаться. И, хотя за образец для печати было взято, скорее всего, византийское изображение двуглавого орла, смысл этой эмблемы Иван III воспринял не с Востока, а с Запада.
В соответствии со второй версией, Иван III поместил двуглавого орла на государственную печать в знак своих императорских притязаний. В отличие от Византии, в Западной Европе двуглавый орёл стал символом высшей власти, так как изображался на монетах и печатях правителей, причём одноглавый орёл символизировал королевскую власть, а двуглавый - императорскую. В XIII в. изображение двуглавого орла широко распространилось в Западной Европе и проникло в южнославянские страны, которые, в частности Сербия, использовали его в качестве государственной эмблемы. Вероятно, Русь, восстановившая после свержения татарского ига связи с балканскими странами и испытавшее так называемое "второе южнославянское влияние", восприняла из Сербии западноевропейскую традицию использования восковых печатей вместо металлических булл, а также тип оформления печатей и иконографию. Этим же путём и двуглавый орёл мог проникнуть на Русь, где его изображение (или нечто напоминающее его) встречается на русских монетах XIV в. - в частности, на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1468) и медных разменных монетах московских князей Василия II, Ивана III и т.д.
Иван III, стремящийся поставить себя наравне с крупнейшими европейскими монархами, должен был знать о том, что двуглавый орёл символизирует высокое положение западных императоров и указывает на их происхождение от Рима. Новый титул Ивана III приравнивал его сначала к Великому князю литовскому, а затем к императору Священной Римской империи, гербом которой в XV в. стал двуглавый орёл. Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров, и Иван III решил присоединиться к этой традиции. В XIV в. оформляется теория происхождения русских государей от римского императора Августа. Внук Ивана III Иван IV Грозный так ответил на замечание шведского короля Юхана III по поводу знаков власти: "А что писал еси о Римского царства печати, и у нас своя печать от прародителей наших, а и римская печать нам не диво: мы от Августа Кесаря родством ведёмся". Эта теория отвечала новой политической ситуации: выход России на международную арену и превращение её в одну из ведущих стран Европы требовали уравнения русского государя с другими европейскими государями. Особенно Ивану III хотелось встать в один ряд с императорами Священной Римской империи, чьим символом был двуглавый орёл. В этом, видимо, и заключается ответ на вопрос о причинах избрания им двуглавого орла в качестве государственной эмблемы.

БОЛЬШОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ

ПОЛНЫЙ ТИТУЛ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II


"Божьей поспешествующей милостью, Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Арменские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель, Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая"

В золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но большего размера, корона, из-под которой выходят развевающиеся концы ленты Андреевского ордена. Государственный орел держит в лапах скипетр и державу. На груди орла помещен московский герб: в красном с золотыми краями щите св. Георгий в серебряном вооружении и голубой мантии, на серебряном, покрытом багряной с золотой бахромой попоной, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона копьем, также золотым, с восьмиконечным крестом на вершине древка. Щит увенчан шлемом князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. Андрея Первозванного. Щитоносцы - архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Сень золотая, коронованная императорской короной, вышитая российскими орлами и подбитая горностаем. На сени красная надпись "С НАМИ БОГЪ". Над сенью возникающая государственная хоругвь, с древком, увенчанным восьмиконечным крестом. На золотом полотне хоругви изображен средний государственный герб, но без девяти окружающих его щитов. Главный щит окружен снизу девятью щитами с гербами владений, увенчанными соответствующими коронами. Над ним еще шесть щитов с территориальными гербами. Перечислим сначала первые девять.

Герб Казанского царства: в серебряном поле черный коронованный дракон, язык, крылья и хвост которого красные, а клюв и когти золотые.

Герб Астраханского царства: в голубом поле золотая, подобная королевской, корона с пятью дугами и зеленой подушкой. Под короной серебряный изогнутый меч с золотой рукоятью, расположенный горизонтально, острием вправо.

Герб Польского царства: в красном поле серебряный коронованный орел с золотыми клювом и когтями.

Герб Сибирского царства: в горностаевом поле два вздыбленных черных соболя, повернутых к середине щита, в передних лапах держащих - одной - золотую пятизубцовую корону, другой - красный лежащий лук и две перекрещенные остриями вниз стрелы.

Герб царства Херсонеса Таврического: в золотом поле черный византийский двуглавый орел, увенчанный двумя золотыми коронами, с красными языками и золотыми клювами и когтями. На груди орла помещен щит с золотыми краями и с золотым восьмиконечным крестом в голубом поле.

Герб Грузинского царства: Щит четверочастный, с оконечностью и центральным щитком. В щитке - герб Грузии: в золотом поле св. Георгий в голубом вооружении, с золотым крестом на груди, в красной мантии, сидящий на черном коне, покрытом багровой попоной с золотой бахромой, поражающий красным копьем зеленого, с черными крыльями и красными глазами и языком дракона. В первой четверти - герб Иверии: в красном поле серебряный скачущий конь, сопровождаемый в верхнем левом и нижнем правом углах золотыми восьмиконечными звездами. Во второй четверти - герб Карталинии: в золотом поле огнедышащая гора, пронзенная перекрещенными остриями вверх черными стрелами. В третьей четверти - герб Кабардинских земель: в голубом поле, на фоне двух перекрещенных остриями вверх стрел, золотой щиток с красным, обращенным вправо полумесяцем, сопровождаемый справа, слева и сверху тремя серебряными шестиконечными звездами. В четвертой четверти - герб Армении: в золотом поле красный вздыбленный коронованный лев. В особой части - золотой оконечности - герб Черкесских и Горских князей: скачущий на черном коне черкес в серебряном вооружении, красной одежде и черной меховой мантии, с черным копьем на правом плече.

Соединенные гербы великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского, размещенные в щите, вилообразно разделенном на три части. В первой части - герб Киевский: в голубом поле св. Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. Во второй части - герб Владимирский: в красном поле золотой львиный леопард в железной, украшенной золотом и цветными камнями короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест. В третьей части - герб Новгородский: в серебряном поле два черных медведя, поддерживающие золотые кресла с красной подушкой, на которой стоят перекрещенные: с правой стороны - скипетр, а с левой - крест; над креслами золотой трисвещник с горящими свечами; в голубой оконечности щита две серебряные рыбы, одна против другой.

Герб Великого Княжества Финляндского: в красном поле золотой коронованный лев, держащий в правой лапе прямой меч, а в левой кривой меч, на который он опирается правой задней лапой, сопровождаемый восемью серебряными розами.

 

Все вышеперечисленные щиты увенчаны соответствующими коронами.

Внизу главного щита с государственным гербом размещается родовой герб Его Императорского Величества, который будет подробно рассмотрен далее.

 

Теперь рассмотрим шесть щитов, размещенных над сенью.

Щит соединенных гербов княжеств и областей великороссийских, дважды рассеченный и дважды пересеченный, с оконечностью. В первой части - герб Псковский: в голубом поле золотой барс, над ним выходящая из серебряных облаков десница. Во второй части - герб Смоленский: в серебряном поле черная пушка, лафет и колеса которой в золотой оправе, на запале райская птица. В третьей части - герб Тверской: в красном поле золотой трон, на нем царская корона на зеленой подушке. В четвертой части - герб Югорский: в серебряном поле две руки в красной одежде, выходящие справа и слева из голубых облаков и держащие крестообразно два красных копья. В пятой части - герб Нижегородский: в серебряном поле красный идущий олень с черными копытами, рога которого имеют шесть отростков. В шестой части - герб Рязанский: в золотом поле фигура князя в зеленой одежде и в опушенной соболем шапке, с красной епанчею и в красных сапогах. Князь держит в правой руке серебряный меч, в левой - черные ножны. В седьмой части - герб Ростовский: в красном поле серебряный олень с золотым ошейником. В восьмой части - герб Ярославский: в серебряном поле черный, идущий на задних лапах медведь, голова прямо, держащий в левой лапе золотую секиру на золотом ратовище. В девятой части - герб Белозерский: в голубом поле две накрест положенные серебряные рыбы, над ними серебряный полумесяц; в правом углу золотой крест с шариками на концах. В черной оконечности - герб Удорский: идущая серебряная лисица с красными глазами и языком.

Щит соединенных гербов княжеств и областей юго-западных, разделенный вилообразно на три части. В первой части - герб Волынский: в красном поле серебряный крест. Во второй части - герб Подольский: в голубом поле золотое солнце о шестнадцати лучах, над ним золотой крест. В третьей части - герб Черниговский: в серебряном поле черный коронованный, с красным языком, орел с золотыми когтями, держащий за собою в когтях левой ноги длинный золотой крест, наклоненный к правому углу щита.

Щит соединенных гербов княжеств и областей белорусских и литовских: четверочастный, с оконечностью и малым щитом в середине. В малом щите герб Великого Княжества Литовского: в красном поле на серебряном коне, покрытом красным трехконечным, с золотой каймой, ковром серебряный всадник, в вооружении, с подъятым мечом и со щитом, на котором восьмиконечный красный крест. В первой части щита - герб Белостокский: щит пересеченный; в верхней части - в красном поле серебряный орел; в нижней части - в золотом поле голубой вооруженный всадник с поднятым мечом и серебряным щитом, на котором красный восьмиконечный крест; конь черный, покрытый красным трехконечным, с золотой каймой, ковром. Во второй части - герб Самогитский: в золотом поле черный, стоящий на задних лапах медведь с красными глазами и языком. В третьей части - герб Полотский: в серебряном поле на черном коне, с серебряно-красной сбруей, всадник в черном вооружении, с поднятой саблей; рукоять золотая, тарч красный, с серебряным восьмиконечным крестом. В четвертой части - герб Витебский: в красном поле серебряный всадник в вооружении, с поднятым мечом и круглым тарчем; седло на серебряном коне красное, покрытое трехконечным золотым, с голубой каймой, ковром. В серебряной оконечности - герб Мстиславский: красный волк, голова влево.

Щит соединенных гербов областей прибалтийских четверочастный. В первой части - герб Эстляндский: в золотом поле три голубых леопардовых льва. Во второй части - герб Лифляндский: в красном поле серебряный гриф с золотым мечом; на груди, под императорской короной, красный вензель: "ПВ ИВ" (Петр Второй, Император Всероссийский). В третьей в четверочастном поле - гербы Курляндский и Семигальский; в первой и четвертой четвертях - герб Курляндский: в серебряном поле красный лев в красной короне; а во второй и третьей четвертях - герб Семигальский: в голубом поле выходящий серебряный олень, с рогами, имеющими шесть отростков, увенчанный герцогской короной. В четвертой части - герб Карельский: в красном поле две противопоставленные, поднятые вверх руки в серебряных латах, с серебряными выгнутыми мечами; над ним золотая корона.

Щит соединенных гербов Северо-Восточных областей империи: четверочастный, с малым щитом на середине. В малом щите - герб Пермский: в красном поле серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на котором серебряный крест с четырьмя лучами. В первой части главного щита - герб Вятский: в золотом поле выходящая вправо из голубых облаков рука в красной одежде, держащая красный натянутый лук со стрелой; в правом углу красный с шариками крест. Во второй, зеленой, части, разделенной серебряным крестом - герб Болгарский: серебряный идущий агнец, с красной хоругвью, древко золотое. В третьей части - герб Обдорский: в серебряном поле черная идущая лисица с красными глазами и языком. В четвертой части - герб Кондийский: в зеленом поле дикий человек с дубовым венком на голове и дубовым поясом, держащий правой рукой на плече серебряную булаву.

Герб Туркестанский: в золотом поле черный идущий единорог с красными глазами, языком и рогом.

В четвертом параграфе официального описания большого государственного герба сказано: "Российский Государственный герб в полном его виде изображается на Государственной большой печати, а также на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при Императорском Дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым Высочайшим повелениям, объявляемым через Министра Императорского Двора. При сем определяется каждый раз, какие должны быть украшения вокруг главного герба и между окружающими его щитами прочих гербов Царств, Княжеств и Областей, упоминаемых в пространном титуле Его Императорского Величества (Зак. Осн. ст. 59)
СРЕДНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ
Средний государственный герб тот же, что и большой, но без государственной хоругви и шести гербов над сенью.
Средний государственный герб изображался как на средней государственной печати, так, по особым указаниям императора, и в других местах и случаях.
МАЛЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ
Малый государственный герб изображается без императорской сени, без щитоносцев и без родового герба императора; цепь ордена Андрея Первозванного помещается на груди орла вокруг щита с гербом Москвы, а гербы царств и Великих княжеств размещены на крыльях орла следующим образом: на правом крыле, в первом месте, герб Казанского царства; на левом, в первом месте, герб Астраханского царства; на правом крыле, во втором месте, герб Польского царства; на левом, во втором месте, герб Сибирского царства; на правом крыле, в третьем месте, герб Херсонеса Таврического; на левом, в третьем месте, герб Грузинского царства; на правом крыле, в четвертом месте, соединенные гербы Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского; на левом, в четвертом месте, герб Великого княжества Финляндского.
В таком виде, но в щите и с присоединением императорской сени, государственный герб изображается на малой государственной печати. На других малых печатях и в украшениях он может быть изображен без гербов на крыльях орла, но всегда с московским гербом на груди, окруженным цепью ордена Андрея Первозванного.
Когда малый государственный герб изображен в щите (который должен быть всегда золотым), то цепь ордена Андрея Первозванного окружает не московский герб на груди орла, а сам щит.
По особым "высочайшим повелениям", объявляемым через Министра Императорского Двора, к малому государственному гербу могут быть добавлены: или сень, или же, когда орел помещен в щите, увенчанном императорской короной, щитоносцы.
ПРИМЕЧАНИЕ: За основу взято официальное описание гербов, в котором, для облегчения восприятия, несколько изменена структура документа, стилистика, и частично терминология (например, термины "червлень" и "лазурь"заменены на "красный" и "голубой" соответственно).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРЁЛ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Государственный орёл с мальтийской короной и мальтийским крестом, включёнными в состав герба указом Павла I от 10 августа 1799 г.

Государственный орёл второго типа (с поднятыми крыльями и титульными гербами на них) первая половина XIX в.

Интерпретация Государственного орла на плакате "Военный 5,5% заёмъ". Петроград, 1916

Лишённый атрибутов двуглавый орёл, разработанный для печати Временного правительства художником-геральдистом И.Я.Билибиным в 1917 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждённый указом президента Б.Н.Ельцина 30 ноября 1993 г. в качестве Государственного герба России проект художника Е.И.Ухналёва.

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

Герб Федора Тарасовича Петрова, начальника горного Алтайского округа (последний герб, утверждённый Сенатом в 1917г.) Герб графа (с 1872 г.) Модеста Андреевича Корфа (род немецкого происхождения)
Герб графа (с 1878 г.) Михаила Тариэловича Лорис-Меликова (род армянского происхождения) Герб графов (с 1706 г.) Шереметевых (первый графский титул, пожалованный в России)
Герб графов Голенищевых-Кутузовых-Толстых Герб князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых


Развитие восточноевропейской или славянской геральдики шло другим путём, нежели геральдики западноевропейской. В родовых эмблемах древних славян присутствовали руны - письменность северных народов Европы в средние века. Рунические знаки помещались на печатях, знамёнах, прапорах, монетах.
В VIII веке руны усвоили лехитские племена, у которых также появились особые родовые знаки. В дальнейшем польские землевладельцы, в прошлом несомненно бывшие между собою в родственной связи, в случае угрожавшей им опасности собирались под одно общее знамя, на котором помещался какой-либо знак, который переходил затем к лицам, состоявшим при этом знамени. Каждое новое лицо приписывалось к уже существующему знамени. Когда геральдика проникла с запада в Польшу, родовые знаки подчинили точным геральдическим правилам. Так возникла польская система геральдики. Таким образом, в основу западноевропейской геральдики легло личное, индивидуальное начало, а в основу польской - родовое. Во второй половине XVII, когда, в результате постоянных контактов с Западной Европой и Польшей, гербы начинают появляться в России, произошло смешение этих двух систем. В русские гербы стараются включить эмблемы, хотя бы отчасти указывающие на происхождение рода. Вместе с тем, при составлении герба принимаются в расчёт и личные заслуги. Так появилась "смешанная" или "русская" система геральдики.
Широкое распространение в среде русского дворянства польских обычаев, в которых использование герба было необходимым для каждого дворянина, а также традиция представителей чисто русских родов ссылаться на "выезд" своих предков из чужих земель, вызвал массовое заимствование гербов в готовых, преимущественно польских образцах.
В частности, так появился герб дома Романовых - гриф со щитом в одной лапе и поднятым мечом в другой. Дед царя Михаила Фёдоровича Никита Романович Захарьин-Юрьев в 1575 году участвовал в завоевании лифляндского города Пернова, и заимствовал герб герцогства Лифляндского (рис слева)
Большое число русских дворян, в том числе и родственников Романовых, считающих своих предков выходцами из других стран, сохранили в своих родовых гербах гербы стран-прародительниц Так, в гербах Шереметевых, Колычевых, Сухово-Кобылиных, Яковлевых, Боборыкиных и некоторых других используется мотив древнего прусского герба - золотая королевская корона, под ней - два креста, помещенных один над другим, а навершие шлема выполнено в виде так называемого кумиропоклонного дуба, под которым совершали языческие обряды прусские, литовские и самогитские владетели. Это объясняется тем, что все эти дворяне, включая Романовых, вели своё происхождение от боярина Андрея Ивановича Кобылы, который считался потомком древних прусских королей.
Но изображения для родовых гербов брали и из отечественных источников - с печатей удельных князей и знамён земель древней Руси. Отсюда заимствовались мотивы и для городских гербов. Так, лев - герб Владимира, с XII века был гербом владимирских князей. Республиканский герб Новгорода с XV века символизировал вечевой строй - вечевая трибуна (степень) и посаднический жезл на ней (в XVI веке его сменил монархический герб, в котором место степени занял трон, а место жезла - скипетр). Герб Пскова - рысь - изображался ещё в XV веке на республиканских печатях и монетах города. Герб Москвы - всадник - известен с XIV века. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, а также герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом медведя, характерным для этих областей в течение многих веков. С древним культом лося связан герб Нижнего Новгорода - лось, в XVIII веке заменённый оленем. Герб Смоленска - пушка и сидящая на ней райская птица - ещё в XV веке чеканился на княжеских монетах этого города. Герб Казани - крылатый змей - объясняется татарскими легендами об основании города в местности, где царствовал змей. Герб Астрахани - сабля и над ней корона - похож на герб Бухары (дуга и над ней цветник). Возможно, у этих гербов общий прототип - в Бухаре в XVII - середине XVIII века царствовала астраханская династия. Герб Вятки - лук и стрела - возник в связи с древним местным обычаем почитания стрел, игравшим роль в религиозных обрядах в этом городе.
Русская геральдика обязана своим созданием царю Алексею Михайловичу (1629-1679). По его просьбе император Священной Римской империи Леопольд I (1640-1705) прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Курелича, который в 1673 году написал оставшееся в рукописи сочинение "О родословии российских великих князей и государей, поднесённое царю Алексею Михайловичу от цесарского советника и герольдмейстера Лаврения Курелича, с показанием имеющегося, посредством браков, сродства между Россиею и восемью европейскими державами, то есть цесарем римским и королями, англинским, дацким, французским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в средине их великого князя святого Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича". Это сочинение служило важным пособием для посольского приказа. Не меньшее значение имел труд "государева печатника" боярина Артамона Сергеевича Матвеева "Всех великих князей московских и всея России самодержцев персоны и титла и печати". Вероятно, эти люди и создали первые русские гербы.
В 1722 году Пётр I (1672-1725) учредил герольдмейстерскую контору или Герольдию, которая должна была вести дела российского дворянства, в том числе заниматься разработкой, регистрацией и утверждением гербов. Указом от 30 июля 1721 года "ближнему стольнику" Колычеву поручается произвести с помощью учреждённой при нём Разборной канцелярии общую ревизию служилого сословия. 5 февраля 1722 года Колычев назначается герольдмейстером. Кроме всего прочего он должен был заниматься составлением дворянству гербов. Для этого помощником ему был назначен граф Франческо Санти, а в переводчики к Санти, не знавшему русского языка, Андрей Ольроу.
В обязанности конторы входило предоставление гербов 1) всем обер-офицерам; 2) дворянам, не служившим в армии, но способным доказать своё дворянство за последние 100 лет; 3) иностранцам, доказавшим права на родовые гербы.
Но только указ Павла I (1754-1801) положил начало систематическому учёту гербов российского дворянства. Тогда и был составлен Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, который к 1917 году состоял из восемнадцати частей и включал четыре с половиной тысячи дворянских гербов.

(Более подробно об истории российской символики рассказывается в книге Н.А.Соболевой и В.А.Артамонова "Символы России", Москва, "Панорама", 1993 г., некоторые материалы которой использованы для подготовки настоящей статьи)
В начало раздела "Геральдика">>>