Логотип


Истоки русского медальерного искусства

Славное начало

Во время путешествий с Великим Посольством молодой государь Петр Алексеевич знакомился с европейскими диковинками, жадно перенимая все полезное. В городах, где посольство останавливалось более чем на день, Петр с живым интересом осматривал всевозможные достопримечательности. Под впечатлением от увиденного Петр вносит новизну в развитие русской культуры.

Коллекционирование молодым царем «редкостей» становится нормой. Среди предметов собирательства особое место занимают монеты и медали. Одно из первых нумизматических собраний, привлекших внимание государя, коллекция Якоба де Вильде — античные резные камни и монеты. Петр не только знакомился с коллекциями, но и с присущей ему любознательностью вникал во все стороны производства чеканных знаков. Из путешествия Петр привез с собой несколько коллекций, в том числе монет и медалей, которые стали основой Мюнцкабинета Кунсткамеры.

Ян Боскам. Медаль «В память взятия Азова». 1696.

Первые в России самостоятельные нумизматические собрания появляются у Петра и его сподвижников. Называть их коллекциями в прямом смысле пока рано — они собирались и пополнялись хаотично, от случая к случаю, были бессистемны, многие экспонаты попадали в собрания «валом» с многочисленных распродаж. Чего тут только не было: греческие и римские монеты, медали эпохи Возрождения, древние и средневековые знаки, штампы и формы для отливки, жетоны… Встречались и истинные шедевры. Так, в кабинете Петра I хранились медали хорошо известной в Европе серии Людовика XIV — тонкого ценителя искусств, мецената и коллекционера. Это собрание считалось эталоном для многочисленных тематических подборок медалей, возникших в Европе в XVII–XVIII вв. Началось бурное развитие медальерного искусства. В числе прочих иностранных специалистов Петр І пригласил ко двору ряд опытных мастеров для создания памятных, государственных и наградных медалей.

Волшебная сила искусства

Петр мгновенно оценил информативные возможности монет и медалей как источника распространения своих идей. Политика царя и медальерное искусство пошли рука об руку. Одно дело обычные известия, устные или письменные, совсем другое — запечатленные на металлической миниатюре. Надолго — на века!

В 1695 г. молодой Петр совершает дерзкий поход на Азов – турецкую крепость в устье Дона, которая, подобно «пробке», закупоривала выход России на Восток. Правда, первый опыт военных действий оказался неудачным, но Петр отступать не собирался и уже в следующем году, отстроив сносную флотилию, вновь двинулся к турецкой цитадели, которую длительной блокадой принудил к капитуляции. Это была не просто победа, а показатель силы, возможностей и решимости молодого государя — воителя и реформатора. Такое событие оставлять без увековечивания было недопустимо. Принимается решение отчеканить по этому случаю мемориальный знак. Рождается медаль «В память взятия Азова», которую выпускают в 1696 г. Автор точно не установлен — с большей долей вероятности им был резчик Московского монетного двора Федор Алексеев.

На лицевой стороне азовской медали помещен портрет Петра в легком трехчетвертном повороте, почти анфас; при этом торс и голова кажутся повернутыми в разные стороны. Портрет исполнен в типичной европейской традиции. Петр облачен в рыцарские доспехи, голова увенчана лавровым венком. Погрудный портрет органично вписан в круг медали, надпись над ним гласит: «Петр Алексеевич повелитель Московской присно прираститель».

Cравним ее с одноименной медалью работы голландца Яна Боскама (встречается — Боскат). На лицевой стороне помещен погрудный профильный портрет Петра в латах и мантии, с венцом победителя из лавровых листьев. Надпись по кругу на латыни в русском переводе означает: «Петр Алексеевич великий царь России». На обороте мы видим аллегорию (богиню?) Победы с пальмовой ветвью и крестом в руках, попирающую турецкие знамена, оружие и полумесяц. Надпись сверху на латыни: «Пусть для них это гостеприимное станет негостеприимным».

Маленькая оговорка: под портретом государя на аверсе помещена подпись мастера-медальера. Именно по причине отсутствия таковой на русской медали точно установить авторство невозможно. Парадокс: имя автора «голландской» медали известно, но о нем самом сведений нет, автора «русского» знака мы не установили, но вот о предположительном — Алексееве — сведений хоть отбавляй!

Христиан Вермут. Медаль «В память путешествия Петра I за границу 1696–1697».

Европейской по происхождению является и медаль работы Христиана Вермута «В память путешествия Петра I за границу 1696–1697». На лицевой стороне помещен сходный портрет царя, но в мантии с меховой опушкой и со скипетром в руке. Латинская надпись по кругу дает титулатуру: «Петр Алексеевич божьею милостью всея Великия Малыя и Белыя Руси царь и самодержец».

Оборот демонстрирует бомбардировку Азова и Перекопа, на переднем плане витязь на коне, попирающий дракона — Св. Георгий. Сверху по кругу значится (с латинского): «Открыв ворота Крыма Азов в июне и Перекоп в июле он взял в 1696, посетил образованнейшие страны Европы в 1697 году». Интересно, что штамп аверса этой монеты будет использован повторно в 1725 (?) г. при чеканке памятного знака в честь Петра I и Екатерины I.

Медаль несла не только функцию памятного знака, но и большую популяризаторскую нагрузку. К концу XVII в. символика и атрибутика медалей сложилась в традицию, «медальный» язык был понятен всему просвещенному миру. Любопытно, что в этом Петр I вскоре сможет убедиться, когда гордый шведский король Карл XII, празднуя победу над русским царем под Нарвой, приказал по этому случаю отбить медаль и разослать ее всем государям Европы. «Нарвский конфуз» мгновенно обернулся позором.

Петр ответит «шведу», но несколько позже, в 1709 году, отчеканив медаль в честь полтавской «виктории». Медаль превратилась в своеобразное оружие. Вот почему Петр требовал от мастеров-медальеров точности и тщательности в проработке мельчайших деталей, уделял повышенное внимание надписям и символам на памятных знаках.

Фундамент медальерного дела

С зарождением медальерного дела в России выпуск медалей не носил систематического упорядоченного характера, работа по их изготовлению тормозилась постоянным недостатком мастеров на монетных дворах. Однако даже такое начало смогло отразить картину бурных перемен в России первой четверти XVIII века. Переняв у европейских мастеров многое, российские мастера внесли свое, неповторимое. Российские медали отличаются тонкостью отделки, тщательной деталировкой, ярким языком надписей.

Эти памятники петровской эпохи внесли существенный вклад в портретное искусство. Важным обстоятельством, подчеркивающим значение медальерного искусства этого времени, является разработка художественных средств и технических методов чеканки и резьбы по металлу. Если рассматривать данный вид искусства в ряду других, то его место можно определить в непосредственной близости от графики — рисунка и гравюры. Русское медальерное искусство петровского времени оставило фонд штемпелей, с которых производилось многократное копирование. Всего при Петре было выбито 25 медалей.

Очень скоро, уже к началу XVIII века, медальерное дело в России оформилось в отдельный вид художественного творчества. Петровские реформы послужили благодатной почвой, на которой расцвело российское медальерное искусство. Петр вводит обычай отмечать офицеров медалями в память значительных побед над врагом. Традиция привилась, но широкого распространения достигла уже при Екатерине ІІ. Интересно, что петровские медали «живут» и сегодня — отчеканены «новоделы», которые периодически поступают в широкую продажу и могут пополнить коллекции любителей.

В начало раздела "Ордена,медали">>>