Логотип


На службе доблести России

В эпоху петровских преобразований Россия перестала быть для Запада «террой инкогнита». Петр вызвал неподдельный интерес европейского общества к Отечеству, что нашло отражение и в медальерном искусстве.

 

Неллер Г. Портрет Петра Великого. 1723. Х., м. 241,3 х 145,4. Собрание Ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II, Кенсингтонский дворец

«Аз есть в чину учимых…»

На рубеже XVII и XVIII веков Россия вступила в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений в связи с энергичной деятельностью царя-реформатора.

Петровские преобразования вдохнули новую жизнь и в русское искусство. Происходит резкая трансформация старой традиции, приобщение к западной художественной школе. Россия открывает новые виды творчества и в том числе медальерное дело. При Петре Iрусские умельцы стали талантливыми учениками западных мастеров.

Одним из таких востребованных петровской эпохой учителей стал немецкий медальер Филипп Генрих Мюллер. Этот мастер, родившийся в 1654 году в Аусбурге, никогда не бывал в России и большую часть своей жизни провел в Нюрнберге, где выполнил огромное количество штемпелей медалей в память о различных событиях европейской истории. Замечательным уроком, данным Филиппом Генрихом Мюллером русским ученикам, является серия медалей посвященных Северной войне. Вдохновленный великими событиями истории российской, художник дал мощный импульс развитию собственно русского медальерного искусства.

Престижный заказ

К работе над «российской» серией Ф.Г. Мюллер приступил в конце своего творческого пути, будучи опытным художником, создавшим множество произведений. Величественное творение явилось на свет по официальному заказу российской стороны.

Медаль в память взятия Шлиссельбурга. 1702. Аверс и реверс

Переговоры с мастером начались в конце 1712 года при посредничестве «птенца гнезда Петрова» — Якова Вилимовича Брюса, о чем сохранились документальные свидетельства. Так, занимавшийся поисками мастера Я.В. Брюс пишет Петру, что получил известие от своего корреспондента из Нюрнберга: «…ниже ста гульденов, то есть двадцати пяти червоных не может для каждой медали формов зделать, а которых побольше величиной, за те меньше ста пятидесяти гульденов или тридцати осьми червоных, не хощет взять. А послано к нему разных фигур числом одинадцать. И я видя такову цену не мог без воли Вашего величества приказать оныя делать. Того ради прошу униженно, дабы мне приказали определить: по всем ли посланным чертежам медали делать, или изволите иные оставить».

Этот престижный для обеих сторон заказ оставался под наблюдением Брюса вплоть до его завершения.

Хронологические рамки событий этой серии, включившей 28 медалей — 1702–1714 годы. Тематика медалей охватила: взятие Шлиссельбурга в 1702 году, взятие Ниеншанца в 1703 году, основание Петербурга в 1703 году, открытие мореплавания по Балтийскому морю, постройку Кроншлота в 1704 году, свободное плавание по Балтике в 1703 году, взятие Дерпта в 1704 году, взятие Нарвы в 1704 году (два варианта), взятие Митавы в 1705 году, сражение при Лесной в 1708 году, победу при Полтаве в 1709 году, взятие в плен Левенгаупта в 1709 году, взятие Эльбигена в 1710 году, взятие Выборга в 1710 году, взятие Риги в 1710 году, взятие Дюнамиде в 1710 году, взятие Пернова в 1710 году, взятие Аренсбурга в 1710 году, взятие Кексгольма в 1710 году, взятие Ревеля в 1710 году, завоевание Лифляндии в 1710 году, военные успехи в 1710 году, высадку русских войск в Або в 1713 году, сражение при Пелькинене в 1713 году, сражение при Вазе в 1713 году, морскую победу при Гангуте в 1714 году, и взятие Нейшлота в 1714 году.

Медаль в память основания Петербурга. 1703. Аверс и реверс

Общими для медалей серии являются размер 45 мм и повторяющиеся портреты Петра трех типов на лицевых сторонах. Характерная черта портретов — тщательная проработка внешних элементов (богатое убранство бюста, деталей доспеха и плаща). В дальнейшем эти черты развиваются в русском медальерном искусстве XVIII века.

Оборотные стороны медалей выполнены в соответствии с появившимся к тому времени стремлением русских медальерных мастеров к реалистичности, а также аллегорическим изображениям. Для их композиций чаще всего использовался план или вид «баталии», дополненный аллегорическими фигурами. Четко прослеживается сюжетная близость изображений на оборотных сторонах медалей и гравюр. Легко узнаваемы изображения из «Книги Марсовой», «Брюсова календаря», видимо, предоставленных Мюллеру в качестве вспомогательного материала. Латинские легенды оборотных сторон представляют собой цитаты из Вергилия или Овидия — дань античной традиции, прочно утвердившейся в европейском искусстве того времени.

Магия аллегории

Наследием античности был и яркий аллегорический язык, с которым Россия знакомится в конце XVII–начале XVIII века. К тому времени в западноевропейском медальерном искусстве сложился определенный стиль батальной тематики. Общеупотребительным приемом для обозначения взятия города или крепости стала сцена, в которой победитель принимает ключи или корону от коленопреклоненной женской фигуры, олицетворяющей собой город.

Медаль в память строительства Кроншлота. 1704. Аверс и реверс

Аллегорическая символика искусно применялась и Ф.Г. Мюллером, создавшим целый ряд великолепных образов. Так, на оборотной стороне медали, посвященной основанию Петербурга, помещен план крепости. На берегу сидят Минерва с моделью Кроншлота в правой руке и Меркурий, поддерживающий медальон с портретом Петра. Изображение выполнено столь тщательно, что на берегу Невы можно рассмотреть одноэтажные домики петербургской стороны.

Сам Петр считал аллегорию «важнейшим из искусств». К примеру, украшая Летний сад статуями, царь распорядился «испоместить» группы аллегорических изображений, олицетворяющих гражданские добродетели. Аллегорическая символика стала неизменным атрибутом различных торжеств.

В эпоху Петра медальерное искусство, помимо прочего, состояло на службе государственной идеологии. Медалями одаривали иностранцев, демонстрируя мощь и державность новой России. Медали, посвященные событиям Северной войны производились из золота и серебра, однако чеканка подлинными мюллеровскими штемпелями осуществлялась менее десятилетия. Ф.Г. Мюллер был одним из наиболее значительных медальеров конца XVII–начала XVIII века. Как художник, сохранявший верность традициям медальерного искусства XVII века, он своеобразно сочетает сочный рельеф с ярко выраженной графичностью контуров, проработкой деталей и виртуозной техникой отделки в стиле барочной скульптуры.


В начало раздела "Ордена,медали">>>