Логотип



Политические функции памятных медалей

Сегодня президенты выступают в средствах массовой информации, дипломаты обмениваются нотами, а в конце XVII – начале XVIII века функции верительных грамот и дипломатических деклараций часто выполняли памятные медали. В то время отношение к памятным медалям — свидетельствам успеха было трепетное. В России они считались знаками монаршей милости, наградами.

Медаль на взятие Азова. Аверс и реверс. 1696. Гравер Боскам. Свинцово­оловянный сплав. Диаметр 4,7

Наградная система в допетровской России практически отсутствовала, а в качестве наград использовались «угорские» (венгерские) золотые монеты — по названию австро–венгерского золотого дуката. Причем полновесные «угорские» монеты часто жаловались на «чепи» для ношения воеводами на шее, а монеты в четверть угорского, но по размерам равные проволочной копейке­чешуйке, чеканившиеся теми же монетными штемпелями, что и копейки, нашивались на шапку или кафтан воинами меньшего ранга.

Петр I, ознакомившись за границей с западным медальерным искусством, решил перенять его, понимая, какую выгоду оно может принести. С одной стороны, это создание знаков поощрения за храбрость и заслуги (эта ветвь стала собственно наградными медалями), не имеющих отношения к монетам. С другой стороны — информационно­представительская функция, которую стали выполнять те медали, называемые теперь настольными (более правильным было бы «памятные медали», поскольку чеканились — «бились» они в память каких­либо выдающихся событий). В XVIII веке не особенно различали эти функции и носили медали, которые сейчас мы считаем памятными, в качестве награды, пробивая в них отверстие. Точно так же пробивали отверстие в жалованных рублях, пришивая «царскую персону» к одежде как знак отличия. Западные дипломаты, которым преподносились медали в честь первых побед России, конечно, отверстий в них не пробивали и на «чепи» не носили. Подразумевалось, что такие медали будут свидетельствами успеха России, то есть в этом случае памятные медали служили целям внешней политики.

Медали чеканили (а не отливали, как иногда ошибочно указывается даже в специальной исторической литературе) в драгоценных металлах — золоте и серебре, отправляя к иностранным королевским дворам. Заказывали такие медали западным же мастерам–медальерам; исполняли в традиционной аллегорической манере, снабжая девизами и надписями на латыни, часто цитатами из древних авторов, знать которые считалось хорошим тоном.

И раньше, до поездки Петра за границу, при русском дворе чеканились памятные медали: отец Петра, царь Алексей Михайлович, знавший об обычае чеканить медали в память выдающихся событий, не чурался нововведений. Многие нововведения были начаты еще до рождения Петра; его заслуга в возведении этих реформ в ранг государственной политики, что позволило России достичь качественно нового уровня. Так же и в медальерном искусстве: от единичных заказов по случаю рождения наследника или восшествия на престол —к памятной медали как инструменту «информационной борьбы» за место на международной арене.

К таким медалям относится медаль в честь взятия Азова 18 июля 1696 года, выполненная гравером Ф. Алексеевым и повторенная в копиях граверами С. Юдиным, Р. Ганнеманом и И. Лефкеном. На реверсах подобных медалей изображена батальная сцена взятия крепости, надписи на русском языке. Но существует и другой тип медали по случаю взятия Азова — для дипломатических подарков. Штемпель медали был заказан от имени русского царя Яну Боскаму, виднейшему нидерландскому граверу­медальеру конца XVII века, известеному серией медалей для английского короля Уильяма (Вильгельма) III Оранского. Всего отчеканено в серебре 16 медалей, они расцениваются как предмет высшей степени редкости. Даже в фундаментальном 6–томном труде М.Е. Дьякова «Медали Российской империи» приведен лишь рисунок этой медали, тогда как в иных случаях, в том числе и для подобной степени редкости, даются фотографии.

Наряду с серебряными медалями чеканились медали из оловянно­свинцового сплава, по–видимому, по заказу коллекционеров, которые появились в XVIII веке. Такой мягкий сплав использовался для оттисков медалей и в том случае, если штемпель постепенно портился. Дело в том, что технология того времени позволяла отчеканить одним штемпелем всего несколько сотен медалей, и то если использовалось высокочистое серебро без примесей — сохранился даже указ Петра, предписывающий использовать для чеканки медалей только «чистое аглицкое серебро». Штемпели хранились надлежащим образом, иначе они быстро подвергались коррозии и становились непригодными для дальнейшего использования. Обычно удавалось отчеканить четыре–пять сотен медалей одним штемпелем, что крайне мало по сравнению с монетным чеканом.

На аверсе медали в честь взятия Азова изображен молодой Петр в лавровом венке, античных доспехах и мантии. По кругу надпись: PETRVS. ALEXII. FIL. RVSSOR.MAG. CAESAR. Латинские V и U в то время изображались одной литерой, так что ошибки в надписи нет, и она означает «Петр, Алексеев сын, российский великий Кесарь». Петр в венке триумфатора и античных доспехах выступает наследником славы великого Цезаря, или Кесаря, как этот титул именовали в России. Императором Петр стал в 1721 году, после окончания Северной войны, а титул царя, хоть он и происходил от слова «цезарь», не был принят на Западе и зачастую оставлялся без перевода. А вот про Гая Юлия Цезаря знали все, и если появился новый наследник его воинской славы, то с этим приходилось считаться. На реверсе медали надпись: HISCE. AXENVS. FIAT. EVXINVS («Да будет для них гостеприимным враждебное» — имелось в виду Черное море). Аллегорическое изображение представляет собой богиню победы с пальмовой ветвью (символом мира) в левой руке и крестом в высоко поднятой правой, олицетворяющей победу христианского воинства. Победа попирает ногами полумесяц, трофейное турецкое оружие и склоненные знамена. Под обрезом надпись: TAN: EXP. XXVIII. IVL, ниже — год:MDCXCVI. Означает «Азов взят 28 июля 1696 года».В дате досадная ошибка: Азов взят 18 июля.

Медаль на сражение при реке Пелькине. Аверс и реверс. Гравер Иванов. Оловянно­цинковый сплав. Диаметр 4,8

Много вопросов возникает относительно портретного сходства Петра. Вряд ли Боскам видел российского государя. Скорее всего, он изобразил его по прижизненному портрету, подобно не менее выдающемуся граверу того времени Мюллеру, выполнившему знаменитую серию медалей в честь побед в Северной войне. На более поздних копиях Петр еще более «романтизировался», приобретая черты, которые можно видеть на повторенной гравером Тимофеем Ивановым серии Мюллера. И все же такой Петр нам ближе, чем, например, шемякинский Петр, установленный в Петропавловской крепости, несмотря на то что для создания памятника Шемякин пользовался посмертной маской Петра, изучал антропометрические характеристики императора по сохранившемуся в музеях платью, перчаткам и обуви.

Кстати, следует предостеречь коллекционеров от типичной ошибки: они принимают медали, созданные Юдиным и Ивановым, за медали Петровской эпохи, тем более, что в аукционных каталогах они размещаются в разделе «Петр I», там же, где и петровские рубли, отчеканенные при жизни императора. Кроме того, эти штемпели хорошо сохранялись вплоть до конца XIX века, что позволяло выполнять с них оттиски, правда уже в мягком оловянно­цинковом сплаве, так как на штемпелях пошли трещины — выработался ресурс.

Прекрасной сохранности оттиск можно видеть ниже. Медаль сохранила штемпельный блеск, видны мельчайшие детали рисунка, посвященного одному из сражений второго периода Северной войны —битве при реке Пелькине. О медалях, посвященных первому периоду Северной войны, журнал «Антик.Инфо» уже писал в номерах 48/49 и 51 за 2007 год. Медаль, которую мы представляем сейчас, отчеканена по случаю одной из побед в Финской кампании — втором этапе Северной войны, когда русские войска вытесняли шведов из Финляндии.

После полтавского поражения, проведя некоторое время в турецких владениях и испортив, благодаря неуживчивому характеру, отношения с турецким султаном, шведский король Карл XII вернулся на родину. К этому времени русские войска начали наступление в Финляндии и к концу 1712 года добились значительных успехов, взяв Выборг и Кексгольм (ныне Приозерск). Во время кампании 1713 года Петр решил провести морскую операцию с высадкой десанта, и в апреле Петербург покинул целый флот из более чем 200 кораблей, авангардом которого командовал шаутбенахт (контр­адмирал) Петр Михайлов (он же Петр I), общее командование осуществлял граф Ф.М. Апраксин. В начале мая флот подошел к Гельсингфорсу (ныне Хельсинки), и после недельной бомбардировки русские овладели городом. Шведские войска начали отступать. Недовольный таким ходом событий Карл XII сменил командующего шведскими войсками генерала Любекера на энергичного и талантливого военачальника генерала Карла Армфельта. Он выбрал и укрепил отличную позицию на реке Пелькине, между двумя озера­ми — Маллас­веси и Пелькине­веси. Эту превосходную оборонительную позицию невозможно было обойти с флангов, и генерал Армфельт рассчитывал измотать наступающие русские войска, обескровить их и перейти в решительное наступление.

Тем временем наступил октябрь. Ждать подкрепления было неоткуда, и русские решают атаковать. Князь М.М. Голицын приказал построить плоты и ночью, в тумане, форсировать озеро Маллас­веси, чтобы нанести удар во фланг шведской группировки. Десант был замечен шведами, и высадка на берег произошла под жестоким огнем. Когда десант отвлек на себя значительные силы шведов, русские нанесли фронтальный удар, форсировав реку. В сражении участвовали полки под командованием Ф.М. Апраксина, А.М. Головина и Р.В. Брюса, наступающую пехоту поддерживала конница князяА.Г. Волконского. Бой продолжался три часа, переходя в жестокие рукопашные схватки. Шведы не выдержали и обратились в бегство. Об этом сражении сейчас не все помнят, оно затмилось славой Полтавы и Гангута, но тогда оно сыграло очень важную роль, и Петр повелел выбить в честь него медаль, заказав серию медалей о победах Северной войны известному медальеру Мюллеру.

Представленная медаль отчеканена штемпелем работы Тимофея Иванова и является копией штемпеля Мюллера. Однако портрет Петра более выразителен с художественной точки зрения. Перед нами царь–реформатор и полководец, энергичный государственный деятель и политик —таким Петр смотрит с медалей Иванова. Тимофей Иванов и Самойла Юдин — талантливые отечественные медальеры середины XVIII века, создавшие, кроме копий медалей Мюллера, множество оригинальных медалей (за особенно удачные портретные медали Елизаветы. Иванов первым из русских мастеров, резавших штемпели для елизаветинских и екатерининских рублей, был удостоен звания медальера).

Тем, что образ Петра вдохновлял медальеров середины XVIII века, мы обязаны не только харизматичности его образа, но и политическим аспектам престолонаследия. Так, Елизавета Петровна, захватившая трон в результате переворота, всячески подчеркивала то, что она «дщерь Петрова» и все время старалась укрепить свой трон, осеняя его образом великого отца. Поэтому она и заказала приглашенному в 1756 годув Россию швейцарскому медальеру Жану Антуану Дасье медаль в память Петра Великого. Дасье происходил из семьи потомственных медальеров, был известен в Европе (как сказали бы сейчас, был «в моде»), поэтому и жалованье ему положили солидное — 2500 рублей в год с двухлетним контрактом. За это время Дасье успел в России немного: несколько медалей и штемпель рубля (в последнем случае он был недоволен тем, что его привлекли к резанию монетных штемпелей, он считал это недостойным художника­медальера). Закончив русский контракт, он поехал в Копенгаген, где и скончался в 1758 году.

Медаль в память Петра Великого. Аверс и реверс. Гравер Дасье. Бронза. Диаметр 3,7

Таким образом, русское наследие Дасье небольшое: рубли с портретом императрицы его работы считаются такими же редкими, как и медали. Представленная ниже бронзовая медаль считается чрезвычайно редкой. Несомненны ее художественные достоинства и техника работы —только настоящий мастер может создать такой выразительный рельефный портрет. Петр изображен в латах и мантии, на груди —орденская лента. По кругу надпись: PETRUS MAGN. IMP. UTRIUSQ. RUSS. («Петр Великий, император всероссийский»). На реверсе надпись: EX UTROQUE MAGNUS («Велик на суше и на море») и изображения: слева сидит Нептун, указывая на боевые корабли, справа —богиня мудрости Минерва, окруженная научными и инженерными инструментами, указывающая на город (видимо, Петербург). Под обрезом — инициалы J. D. (Жак Дасье) и даты жизни Петра в две строки: вверху —NAT. 30 MAII. 1672 (родился 30 мая 1672 года),ниже — M. 28. J. 1725 (умер 28 января 1725 года).

Таким образом, памятные медали в качестве дипломатических подарков служили целям внешней политики, а в во внутренней политике они укрепляли авторитет и легитимность государя, что было немаловажно в эпоху дворцовых переворотов. Коллекционирование памятных медалей — увлекательное занятие. Оно позволяет по–новому взглянуть на ключевые моменты русской истории, так как медали посвящались событиям, имеющим политическое значение, расцениваемым современниками как судьбоносные.

Медали — настоящие памятники искусства, штемпели для которых, как правило, изготавливались истинными художниками. Недаром многие из них считали себя не мастерами­граверами, изготавливавшими монетные штемпели, а художниками, создающими произведения искусства.

Конечно, чеканка памятных медалей происходила на монетных дворах, но оттиск крупного штемпеля с большим количеством мелких деталей, для чего требовалось создание значительного удельного давления, не позволял достичь такого количества копий­повторений, как при чеканке монет. Даже те сотни медалей, которые удавалось отчеканить одним штемпелем, не дошли до наших дней в том же количестве экземпляров: выполненные из драгоценных металлов часто шли в переплавку, а медные и оловянные могли использоваться для чего угодно их случайными обладателями. Поэтому памятные медали редки, а повторение популярных сюжетов в копиях приводит к созданию принципиально нового штемпеля. Эти редкие памятники истории обладают существенной денежной стоимостью, поэтому коллекционирование памятных медалей — это и инвестиционное вложение, что небезразлично в условиях экономического кризиса:с годами стоимость памятных медалей только растет.


В начало раздела "Ордена,медали">>>