Логотип



За верность и храбрость

Российские награды - уникальное собрание миниатюрных памятников истории и свидетельство таланта русских мастеров.

Издревле на Руси выдавали в награду отличившимся в бою или в государственных делах знаки княжеской и царской милости. Земля, скот, меха, оружие, перстни из драгоценных металлов, нашейные цепи, кубки, ковши, рубли и полтины - вот далеко не полный перечень наград, который сохранялся в традиции с начала становления русских удельных княжеств и до начала царствования Петра Первого.

Впрочем, как показали последние изыскания доктора исторических наук, археолога А.К.Станюковича, в древней Руси награждали не только оружием или шубой с княжеского плеча. В одной из экспедиций на территории Звенигорода А.К.Станюкович обнаружил при раскопках медный наперсный крест начала XIV века, на котором изображены распятие и Богородица. На кресте есть надпись: "В лето 1303 сей крест стяжал раб Божий...". Судя по технологии, крест отливали во многих экземплярах, а после слов "раб Божий..." явно оставляли место для продолжения надписи.

Можно допустить, что в оставшемся поле выбивалось или гравировалось имя "раба Божьего". Если учесть, что в самом начале XIV века Юрий Данилович воевал с Тверью из-за некоторых волостей, а звенигородская рать участвовала в походах московского князя, то можно предположить, что подобные кресты были наградными и воины "стяжали" их в боях.

А вот выдача наградных ковшей зафиксирована в нашей истории вполне определенно. В XIV, XVII веках и даже в середине XVIII века именной золотой или серебряный ковш служил наградой, которую вручали за особые заслуги перед двором и Отечеством. Наградные фонды таких ковшей были и у Петра, и у Елизаветы.

По европейской традиции уже в средние века практиковалось еще и вручение знаков различных орденов, как символов принадлежности к тому или иному религиозному или воинскому братству. Петр ввел эту традицию и в России, учредив первый русский орден святого Андрея Первозванного.

Это был шаг политический - царь хорошо помнил кровавые уроки стрелецкого бунта и противостояния с Софьей. И сознавал, что без круга верных приближенных будут невозможны преобразования, которые он задумал после длительного путешествия по Европе. Русский орден св. великомученика Андрея Первозванного Петр замыслил как рыцарскую организацию. Девизом ордена стало "За веру и верность". Поначалу в ордене было установлено строгое количество членов - 24, хотя к концу царствования первого русского императора их стало значительно больше.

В 1678 году Петр учредил знаки отличия нового ордена - крест, звезду, цепь и ленту. Отмеченный этими знаками кавалер получал также и материальное вознаграждение - землю, деньги. Петр помнил о двойном предательстве полковника Цыклера, который сначала поддержал его в борьбе с Софьей, а потом вновь переметнулся к врагам, недовольный именно царскими милостями.

И в дальнейшем, особенно после реформы наградной системы, проведенной Павлом I в 1797 году, знаки отличия давали их кавалерам не только определенный общественный статус, но и сопровождались значительными материальными приобретениями. Кроме того, награждение орденами давало право на дворянство, на получение внеочередного чина и другие привилегии. И все же, петровская наградная система резко отличалась отсуществующих до нее европейских тем, что сословные ограничения проявлялись в ней меньше всего. На первый план при награждении выходили личные заслуги перед царем и Отечеством, а не происхождение. Достаточно вспомнить безродного Меншикова или иноземцев Брюса и Лефорта. Да и сам Петр стал лишь шестым кавалером ордена св. Андрея Первозванного, наградив им вначале своих полководцев, блестяще проявивших себя в сражениях Северной войны. 

Екатерина II продолжила петровские традиции в становлении наградной системы. В ее правление вошло в обычай отмечать орденами и медалями не только воинские подвиги, но и заслуги в укреплении государства трудом. Так появились медали за открытие новых земель, за успехи в торговле, за установление международных связей. Екатерина учредила орден св. равноапостольного князя Владимира, которым отмечали заслуги в служении государству и на военном, и на гражданском поприще. А орденом св. Георгия Победоносца, также учрежденным Екатериной, стали отмечать сугубо воинские заслуги.

Первыми массовыми наградами нижних чинов при Петре стали рублевики и полтины, чеканенные как обычные монеты. Чтобы носить их на виду, нужно было просверливать монеты или припаивать к ним ушки. Необходимо учесть, что в то время в стране ходили западноевропейские талеры, "ефимки", и рубль был, в основном, счетной, а не эмиссионной единицей. Петровский серебряный рубль в качестве знака денежного обращения появился только в 1704 году. А массовое хождение рублей началось в конце 1710-х. Ушки и отличное от монет оформление оборотной стороны появились именно потому, что так сознательно формировался новый знак отличия, медаль, которая не походила на старые награды - золотые португалы, золоченые новгородки и московки, принятые в XVI - начале XVII века.

Тем более, что сама идея была не нова. Золотые наградные медали существовали еще в царствование Ивана Грозного. А в 1682 году несколько медалей было изготовлено для награждения генерала Шепелева и других придворных за так называемый "троицкий поход", когда верные Петру сановники помогли царскому двору скрыться в Троице-Сергиевой лавре во время стрелецкого бунта. На тех медалях были выбиты легенды о событии и имена награжденных.

Уже первые медали Петра для награждения солдат и унтер-офицеров за разгром Левенгаупта при Лесной и Полтавскую битву резко отличались от знаков денежного обращения: на оборотной стороне появились сюжеты событий и легенды. Хотя по-прежнему они выпускались без ушка. Но и это объяснимо: статута для ношения медалей не существовало. Значительно позже их стали носить либо на шее, на орденских лентах, либо на нагрудных колодках, обтянутых лентами.

Некоторые медали заказывали за границей. В частности, мастер из Нюрнберга Филипп Генрих Мюллер по заказу российского двора изготовил серию памятных медалей на сюжеты Северной войны. Эту серию потом копировали в XVIII - XIX вв. лучшие русские мастера. Творчество Ф.Мюллера оставило заметный след в становлении русской медальерной школы.

Нюрнбергский мастер изготовил также несколько наградных российских медалей. При этом не обошлось без курьезов. Легенды Ф.Мюллер резал по образцам и, поскольку русский язык не знал, сделал в первом варианте легенды медали за победу при Гангуте (1714) ошибку: "Прилиежание и верность превосходит силно". В повторном выпуске медали лишняя буква И была выпущена. Исправленная легенда повторена на медали за взятие трех шведских кораблей (1719) работы О.Калашникова.

Но вопрос остался. Вероятнее всего, Ф.Мюллер исказил и смысл легенды. ЧТО именно превосходят прилежание и верность? Недаром ведь на медали за победу при Гренгаме (1720), изготовленной тем же О.Калашниковым, легенда звучит осмысленно: "Прилежание и храбрость превосходит СИЛУ".

Именно Петр ввел в традицию массовое награждение нижних чинов, и в этом Россия опередила Европу почти на столетие. Конечно, в европейских странах, в Испании и Великобритании, например, существовала традиция выдачи наградных медалей, но это происходило "по случаю" и чрезвычайно редко. Массовое награждение нижних чинов медалями в той же Великобритании началось лишь после ряда колониальных экспедиций в начале XIX века.

Если медали чеканились только на государственных Монетных дворах, то российские ордена изготовлялись в частных ювелирных мастерских. В их производстве использовались драгоценные металлы и камни. Поэтому, при единых, утвержденных эскизах оформления того или иного орденского знака, они были разными - по размеру, цвету и мелким деталям.

Самый первый орден святого Андрея Первозванного фельдмаршал Яков Брюс по поручению Петра заказывал у баварского ювелира Кенига. Русские в изготовителях орденов появились только в начале XIX века. Иностранных мастеров в Москве и С.-Петербурге в начале XVIII века было так много, что Петр в 1721 году подписал указ о создании цеха мастеров-иностранцев, и это цех существовал в России больше века.

Много лет в России работал один из лучших европейских золотых дел мастеров и ювелиров - Жереми Позье. Специализировался на резьбе по драгоценным камням и их оценке. В 1742 году был назначен императорским экспертом по алмазам, пользовался исключительным доверием императрицы Елизаветы, а потом Петра III и Екатерины II. Сделал много табакерок. Одна из них, с бриллиантами, в 1759 году обошлась Елизавете в огромную сумму - 1650 рублей.

Будучи поставщиком императорского двора, получал весьма важные заказы. Например, на изготовление короны при похоронах Елизаветы Петровны. Позье изготовил все украшения при коронации Екатерины II. Одна лишь корона стоила в ценах 1762 года почти 50 000 рублей. Эта сумма превышала весь бюджет коронации. В 1761 году Позье изготовил украшения по случаю коронации императора Петра III. Поддельные камни в работах Позье нельзя было отличить от настоящих. Большинство ювелирных украшений на русских портретах того периода и инкрустированных алмазами знаков орденов изготовлено Позье.

В 1870 году в "Русской старине" были опубликованы мемуары знаменитого ювелира, в которых он дает картину российских придворных нравов. Позье писал, что придворные дамы, даже сравнительно низкого ранга, носили бриллианты, как говорится, по будням, на 10-20 тысяч рублей. И все же, оторвавшись от государевых щедрот, Позье вернулся в Женеву, где и умер.

Причина возвращения мастера на родину банальна: он боялся обанкротиться в России, потому что заработанные по заказам деньги с большим трудом удавалось получить с августейших и вельможных заказчиков. За годы, проведенные Позье в России, он сумел основать свой стиль изготовления орденов - изящных, богато инкрустированных, с тщательно проработанными мелкими деталями.

Примерно в это же время в России работали и другие замечательные иностранные мастера - отец и сын Помо, Шарф, Адор, фон Паннаш. Благодаря им складывалась эстетика и дизайн русских знаков орденов. В XIX - начале XX вв. законодателями в изготовлении наградных знаков стали ювелиры семьи Кейбель. Несколько поколений, где были и официальные поставщики, изготовляли знаки орденов. Почти треть нынешнего антикварного рынка знаков изготовлена последними мастерами семьи Кейбель.

Отто Кейбель приехал в С.-Петербург золотых дел мастером и ювелиром. Его табакерки с эмалью попали в сокровищницы Зимнего дворца и Эрмитажа.

Его наследником стал племянник Вильгельм. Он пользовался маркой Keibel, которая не штамповалась, а гравировалась. До 1910 года ее ставили все преемники семейного дела.

Вильгельм Кейбель родился в 1788 году, умер в 1862 в С.-Петербурге. К нему перешло дело после смерти дяди в 1809 году. Потомственный почетный гражданин, поставщик императорского двора. Реставрировал императорскую корону для коронации царя Николая I в 1826 году. После 1841 году целиком сосредоточился на производстве знаков орденов.

В 1836 году ему и Генриху Кеммереру было поручено делать все знаки отличия для Капитула орденов. Контракт был возобновлен в 1839. В 1841 году В.Кейбель стал единственным официальным изготовителем орденов. Эта функция перешла к его сыну и внуку.

Фирма Кейбелей оказала большое и длительное влияние на форму и стиль знаков орденов царской России. В 1841 году Кейбель изменил дизайн орденов св. Александра Невского и св. Станислава. Дело в том, что в углах знаков коронные орлы с 1817 года "держали крылья вниз", а Кейбель повернул их вверх, как и на большинстве монет того времени. Некоторые неофициальные изготовители орденов, кстати сказать, выполняли орлов по-старому до 1849 года.

Официальным поставщиком Капитула орденов Вильгельм Кейбель стал благодаря точным и хладнокровным экономическим выкладкам. Он предложил на конкурсе, объявленном Капитулом, изготовлять звезды орденов в металле по 12 рублей за штуку. Его цена оказалась самой низкой, потому что тогда даже вышитые звезды стоили более 2,8 рубля. Кейбель выиграл тендер, а с 15 июля 1855 года металлические звезды орденов были официально введены в обращение.

Для поддержания низкой себестоимости изделий Кейбель пошел на компромисс между качеством и ценой. Для экономии он стал делать звезды всех орденов одинаковыми, поставив дело буквально на конвейер. Исключение составили знаки орденов св. Екатерины и св. Георгия. Знаки Кейбеля отличались только медальонами. Несмотря на небольшой вес, они были очень прочными. Дизайн Кейбеля оказался настолько удачным, что не менялся вплоть до 1918 года. Существуют металлические звезды работы других мастеров с 1810 по 1860, которые, не являясь официальными, привлекают коллекционеров исключительным мастерством.

Кеммерер и Кейбель, а вначале один В.Кейбель делали знаки из золота 18 карат (72 золотника). В 50-е годы В.Кейбель все чаще использовал в производстве золото 14 карат (56 золотников). 17 июня 1856 года были введены цепи ордена св. Андрея Первозванного нового типа (только с 17 звеньями) и знаки орденов св. Андрея Первозванного и Белого Орла с лентами из голубой эмали между короной и двуглавым орлом.

Эти нововведения также удешевляли производство знаков. В.Кейбель стал их первым изготовителем. Он помечал массивные части маркой WK (часто под эмалью), а на полых частях (звеньях цепи ордена св. Андрея Первозванного и всех звездах) гравировал "Keibel". Такой принцип маркировки унаследовали его сын и внук. У Вильгельма Кейбеля учились мастерству два его сына. Людвиг Кейбель (1829-1860) стал золотых дел мастером. Его марка LK есть на знаке ордена св. Анны 3-й ст. с мечами. Второй сын Юлиус Кейбель также стал известным ювелиром.

С маркой КК (Кеммерер и Кейбель) известны цепь, знак и звезда (73 мм) ордена св. Андрея Первозванного, изготовленные для царя Николая I в 1839-1840 годах. Марка КК использовалась только в течение 5 лет, к тому же из-за положения возвращать ордена после смерти кавалера в Капитул, она встречается редко.

С маркой WK изделий сохранилось достаточно много. Например, цепь ордена св. Андрея Первозванного, 1861, звезда 80 мм, которые выставлялись на аукционе Кристи в Лондоне в 1985. Известны также знак ордена Белого Орла, 1857, 91х63 мм, 72 золотника (Сотбис, Женева, 1991), знак того же ордена, 1863 и многие другие изделия, которые с маркой WK пользуются большим спросом у коллекционеров.

С маркой Keibel были изготовлены звезда ордена св. Анны с короной, 88 мм (1828-1855), звезда ордена Белого Орла, 92 мм, и другие знаки.

Юлиуса Кейбеля в России называли Иваном. Он родился в 1825 года, умер в 1882, в Петербурге. Учился у отца Вильгельма Кейбеля, стал мастером в 1844 году и основал собственную фабрику. В 1862 к нему перешло дело отца и функция поставщика Капитула орденов. Потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии и поставщик императорского двора. Награжден орденом св. Станислава 2-й ст. и св. Анны 3-й ст. Сосредоточился на изготовлении орденов. По стилистике его знаки трудно отличить от отцовских. Марка IK.

Сын Юлиуса, Альберт Кейбель, стал наследником дела. Его марка A.K. На звездах работы Альберта так же, как и на звездах отца, выгравировано "Кейбель". Родился в 1854 году, умер в 1910, в Петербурге. Вступил в дело в 1874 году. Потомственный почетный гражданин и купец 1-й гильдии. Придерживался высоких стандартов производства изделий, несмотря на увеличивающееся количество заказов. Возрастание числа ежегодных награждений можно показать на примере ордена св. Владимира:

Годы

1860 

1870 

1880 

1890

3 степ.

200

343

540

(-)

4 степ.

805

1210

2040

2687

Уже к 1890 году общее число выдаваемых орденов составляло более 10000 в год, а к 1910 году возросло до 20000. Следовательно, фирма А.Кейбеля, который был единственным официальным поставщиком до конца XIX века, имела годовой оборот около 100000 рублей. Такой показатель можно сравнить с оборотами самых крупных ювелирных компаний России. Одной из характерных особенностей изделий А.Кейбеля было то, что он не гравировал марку Keibel, а штамповал ее на оборотной стороне звезд. Это делает марку трудночитаемой. После 1899 года на знаках А.Кейбеля появляется клеймо пробы с головой в кокошнике. Марка Альберта Кейбеля для массивных частей, в противоположность полым частям, АК.

Двое сыновей Альберта Кейбеля не продолжили дело, и оно заглохло в 1910 году. Однако и без того, уже к 1900 году, объем производства фирмы стало отставать от спроса. Появились неофициальные изготовители орденов, такие, как А.Брюллов и Д.Осипов. А самым сильным конкурентом фирмы Кейбеля стал Е.Дитвальд, основавший фирму "ЭДУАРДЪ" и назначенный вторым официальным поставщиком Капитула орденов в 1905 году.

Звезды, изготовленные Альбертом Кейбелем, различаются по размерам - от 88 до 92 мм. Марка видна на всех степенях российских орденов. Знаки времени режима Керенского (1917) с маркой АК являются поздней подделкой. Так как из-за революции многие знаки отличия не были возвращены наследниками в Капитул орденов, то около трети сохранившихся орденов того времени являются изделиями А.Кейбеля.

Знаки орденов и медали Российской империи - это огромный пласт историко-культурного наследия нашего Отечества. Это предмет гордости потомков и историческими деяниями предков, и талантом мастеров, создавших уникальное собрание миниатюрных памятников эпохи, которые зовутся орденами и медалями.

журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"
№ 1, 2002 год


В начало раздела "Ордена,медали">>>