Логотип
Мегамаркет

НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ.1913-1917

Впервые особый нагрудный знак для военных летчиков был упомянут в «Положении об авиационном отделе Офицерской Воздухоплавательной школы». 11-й пункт этого документа, объявленного приказом по Военному ведомству (далее — П В В ) № 5 0 8 от 2 0 . I X . 1 9 1 2 , гласил:« За успешное окончание курса авиационного отдела офицеры награждаются особым нагрудным знаком». Но рисунок знака и его описание были установлены только через год, П В В № 639 от 30.XI.1913:
«1.) Установленный приказом по военному ведомству 1912 года № 508 особый нагрудный знак для офицеров, успешно окончивших курс авиационного Отдела Офицерской Воздухоплавательной Школы, иметь согласно прилагаемых при сем рисунка и краткого описания, и
2.) Право ношения сего знака, помимо офицеров будущих выпусков, предоставить также офицерам: выпуска 1912 года, выпуска бывшего временного авиационного Отдела 1911 года и первым летчикам, назначенным на сформирование означенного Отдела, а также офицерам, окончившим Офицерскую Школу Авиации Отдела Воздушного Флота [т. е. Севастопольскую — Авт.], со званием военного летчика...

Нагрудный знак представляет собою серебряный (оксидированный) венок из дубовых и лавровых ветвей; на венок наложены накрест два меча, в центре скрещения которых помещен щит с Государственным Гербом с прикрепленными к двум сторонам щита развернутыми крыльями.

Размеры знака: вышина 1 1/2 дюйма, ширина (по крыльям) 1 3/4 дюйма.
Знак этот носится на правой стороне груди по правилам, установленным для академических знаков, а имеющими сии последние знаки — ниже таковых».

Сохранившиеся нагрудные знаки порою в деталях отличаются от официального образца — по-своему трактуют рисунок ветвей, связывающий их бантик иногда не похож на уставной и т.п. Существует вариант знака, на котором в щите расположен не государственный герб, а накладной миниатюрный «орел» по образцу погонной эмблемы военных летчиков (установлена П В В № 417 от 3.VI.1913), только без центрального медальона с императорским вензелем.

Рисунок и описание нагрудного знака для офицеров, успешно окончивших курс авиационного отдела офицерской воздухоплавательной школы, утверждённые 13 ноября 1913 года

Рисунок и описание нагрудного знака для офицеров генерального штаба,
получившие звание лётчиков-наблюдателей, утверждённые 6 июня 1914 года.

Подлинные рисунки нагрудных авиационных знаков хранятся в ВИМАИВиВС.

В годы войны, когда появились разные категории «военных летчиков», Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии вел. кн. Александр Михайлович издал 29.VII.1916 специальный циркуляр №15400, где говорилось; «Одним из командиров авиационных отрядов возбужден вопрос, имеют ли право офицеры, награжденные званием «военного летчика» ВЕРХОВНЫМ Главнокомандующим за боевые заслуги, носить установленный для военных летчиков нагрудный знак.

В виду этого считаю нужным разъяснить следующее:
Согласно буквального смысла соответствующих статей Положений об офицерских школах авиации, правом на ношение установленного приказом по В.В. 1913 года № 639 нагрудного знака, пользуются в настоящее время лишь те «офицеры», которые окончили полный курс одной из следующих военных авиационных школ: 1) Гатчинской, 2) Севастопольской и 3) Тифлисской, сдав установленный в этих школах для получения звания «военного летчика» экзамен.

Таким образом основным условием для получения права на нагрудный знак является прохождение курса одной из указанных школ в офицерском звании, т.е. в объеме теоретической части его, соответствующем образовательному цензу офицеров, распространение же этого права и на офицеров, получивших звание «военного летчика»... в наградном порядке, противоречило бы упомянутой идее рассматриваемого знака, служащего как бы свидетельством прохождения курса в объеме установленном для офицеров, тогда как офицеры, получившие звание «военного летчика» за боевые отличия, проходили курс, установленный для нижних чинов.

Таким образом возбужденный вопрос должен быть разрешен отрицательно, но надо добавить, что, конечно, офицеры, награжденные званием «военного летчика»... могут быть удостоены и права ношения нагрудного знака, если ими при одной из перечисленных авиационных школ будет сдан полностью экзамену установленный для офицеров».

Знак военного летчика являлся основным, но не единственным в русской авиации.

Знаки военных летчиков обр. 1913 г. При общем рисунке знаки заметно различаются в деталях.
(Все знаки, опубликованные в статье, находятся в частных собраниях)

Вариант знака военного летчика обр. 1913 г. с заменой государственного герба авиационной эмблемой

П В В № 14 от 7.I.1914 было объявлено «Положение о прикомандировании офицеров генерального штаба к воздухоплавательным частям и школам». Каждое лето 10 офицеров изучали приемы разведки с летательных аппаратов. По завершении 3-хмесячного практического курса специальная комиссия проверяла полученные знания. Офицерам, заработавшим оценки «отлично» и «хорошо», присваивалось звание «летчика-наблюдателя». 1 6 - й пункт «Положения» определял следующее: «Офицерам, получившим звание летчиков-наблюдателей, предоставляется право ношения особого нагрудного знака». Рисунок и описание знака объявили позднее. ПВВ № 339 от 6.VI.1914 предписывал: «установленный приказом по военному ведомству 1914 года № 14 п. 16 особый нагрудный знак для офицеров генерального штаба, получивших звание летчиков-наблюдателей, иметь согласно прилагаемых при сем рисунка и краткого описания...

Нагрудный знак представляет собою бронзовый (вызолоченный) венок из дубовых и лавровых ветвей; на венок наложены на крест два меча с позолоченными рукоятками и посеребренными, полированными клинками, в центре скрещения которых помещены: вертикально поставленная оксидированная зрительная труба и позолоченный щит с короною, с вензелевым изображением Имени Государя Императора, с прикрепленными по бокам щита горизонтально распростертыми, оксидированными крыльями.

Размеры знака: вышина 1 1/2 дюйма, ширина (по крыльям) 1 3/4 дюйма.

Знак этот носится на правой стороне груди по правилам, установленным для академических знаков, но ниже таковых».

С декабря 1915 г. в Киеве начала работу специальная Военная школа летчиков-наблюдателей. Здесь учились в основном не генштабисты, а представители полевых родов оружия. ПВВ № 155 от 29.III.1916 решено было «установить для офицеров, оканчивающих Военную школу летчиков-наблюдателей, нагрудный знак по рисунку, объявленному в приказе по Военному Ведомству 1914 года № 339, но с оксидированным венком, вместо позолоченного».

Логическим завершением серии летнабовских знаков стал образец, установленный ПВВ № 24 от 12.I.1917 для офицеров, имевших одновременно звания «военного летчика» и «летчика-наблюдателя». В декабре 1916 г. Управление Военного Воздушного Флота обратилось к военному министру Д.С.Шуваеву «с ходатайством об установлении соединенных знаков (нагрудного и на погоны) для офицеров авиационных частей, имеющих одновременно оба звания,., для коих... установлены отличающиеся друг от друга нагрудные и напогонные знаки.

Соединенный нагрудный знак проектирован по правилам соединения нагрудных академических знаков, т.е. к основному знаку (оксидированному) военного летчика (приказ в.в. 1913 г. № 639) прибавлена специальная арматура другого звания (прик. в. в. 1916 г. № 155), сделанная из другого металла (т.е. позолоченная подзорная труба)...

Нагрудный знак представляет собою серебряный (оксидированный) венок из дубовых и лавровых ветвей; на венок наложены накрест два меча, в центре скрещения которых помещен щит с государственным гербом с прикрепленными к двум сторонам щита развернутыми крыльями; под щитом проходит и лежит на венке верхним и нижним своими концами вызолоченная подзорная труба.

Размеры знака: вышина 1 1/2, дюйма, ширина (по крыльям) 1 3/4, дюйма.

Знак этот носится на правой стороне груди по правилам, установленным для академических знаков, а имеющими сии последние знаки — ниже таковых».1

К ходатайству прилагалась цветная таблица, отображавшая все разнообразие уже имевшихся нагрудных и погонных авиационных знаков (см. сводную таблицу). 1 . 1 . 1 9 1 7 военный министр доложил проект императору, который на следующий день одобрил предложенный эскиз. Новый знак был официально объявлен ПВВ №24 от 12.I.1917. Жесткие условия — двойная квалификация — крайне ограничивали возможность получения такого знака. Сохранившиеся экземпляры (надо сказать, что автору они не известны) следует считать сегодня очень редкими и ценными. После Февральской революции 1917 г. на знаках стали удалять монархическую символику (вензеля, короны и пр.). Новые же знаки предпочитали делать, игнорируя атрибуты императорской власти, а иногда и заменяя их авиационными. Кроме того, в октябре 1917 г. начальник Полевого управления авиации и воздухоплавания полковник В.М.Ткачев объявил конкурс на установление нагрудных знаков и значков, отмечающих количество проведенных в воздухе боевых часов и число сбитых вражеских самолетов.

Военный летчик прапорщик А.Н.Демидов (выпускник Севастопольской авиационной школы). 1916 г.

Знаки летчиков-наблюдателей:
— офицера Генерального Штаба, обр. 1914 г.;
— офицеров, окончивших Военную школу летчиков-наблюдателей, обр. 1916 г.

Знак военного летчика 1917 г. Изготовлен без монархической символики

 

 

 

Сводная таблица нагрудных знаков и орлов на погоны военных летчиков и летчиков-наблюдателей, подготовленная Техническим комитетом ГИНТУ в конце декабря 1916 г. при проектировании новых соединенных знаков (РГИА)

* РГВИА. Ф. 2008. Оп. I. Д. 157. (см. подробнее: Труды РГВИА. Вып. I. Медали, нагрудные знаки, жетоны России конца XIX - начала XX века. Документы. М., 1997.)

«Желательно, — говорилось в разосланном по фронтам циркуляре, — чтобы в исполнении этих рисунков принимали участие все отряды, лучшие из них будут утверждены»2. Многие отряды не замедлили прислать свои разработки: всевозможные варианты орлов, пропеллеров, крыльев и т. п. Например, за сбитые аэропланы предлагалось установить георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными костями отмечать число уничтоженных самолетов: золотыми черепами — десятки, а серебряными — единицы. Некоторые отряды прислали на утверждение эскизы своих отрядных нагрудных знаков, одобренные личным составом. Большинство проектов так и остались красивыми рисунками в архивном деле. Но в одной из коллекций хранится знак, свидетельствующий, что нечто подобное на практике могло существовать (см. ил.).

Знак 31-го корпусного авиаотряда (?). Символика знака позволяет условно датировать его 1917 г.

На обороте этого знака выгравировано: «31.АО / С.Л. Ренъ». Исходя из номеров существовавших авиаподразделений, следует отнести этот знак к 31-му корпусному отряду. Но выяснить судьбу самого знака и его первого владельца автору пока не удалось.

Знак, относящийся, видимо, к Севастопольской авиационной школе. 1917 г.

В частных коллекциях хранится еще один интересный памятник 1917г. Этот знак соответствует нагрудному кресту школ прапорщиков пехоты, установленному ПВВ № 586 от 26.Х.1916. Но орел в центре креста не государственный, а авиационный, по рисунку погонного знака, установленного ПВВ № 417 от 3.VII.1913, только без императорской короны и царского вензеля. Литеры «СШ» в медальоне орла позволяют думать, что знак относится к Севастопольской авиационной школе. Но никаких документов об этом загадочном кресте пока найти не удалось. Можно предположить, что подобную эмблему носили летчики-нижние чины, которым в 1917 г., при окончании школы, стали сразу присваивать чин прапорщика.

1 РГВИА Ф.499. Оп. 13. Д. 1186. Л. 36.
2 Там же. Ф. 2008. Оп. I. Д. 157. Л. 413.

В частных коллекциях встречаются различные варианты памятных жетонов, запонок и брелоков в виде миниатюрных авиационных погончиков и "орлов". Последние носились на цепочке в петле кителя или на планке гимнастёрки.

Жетоны 3-й авиационной роты. Такие жетоны, видимо, были вручены 31 декабря 1915 года сразу нескольким военнослужащим.
Сегодня известны два экземпляра, принадлежавшие И.Е. Рябову и И.С. Маркелову.

В начало раздела "Почетные знаки">>>