Логотип

Исследование и атрибуция двух орденских знаков

По мере развития у нас в стране современного антикварного рынка все чаще стали появляться наградные знаки российских орденов. Определить, настоящие они или подделки - бывает затруднительно, поскольку возросли технические возможности, опыт и мастерство поддельщиков.

Изготовление орденских знаков требовало применения различных материалов и технологий. Значит, при исследовании орденов кроме фалеристов необходимо привлекать и специалистов, владеющих приемами работы, необходимыми при изготовлении орденов (литьем, чеканкой, гравировкой, штамповкой, золочением, эмальерными работами и т.д).

По просьбе Государственной Оружейной палаты отдел исследования консервации и реставрации музейного металла ГосНИИР участвовал в экспертизе знака отличия Святой Ольги 2-й степени, потому что в нем работают высококвалифицированные, аттестованные реставраторы, владеющие технологиями художественной обработки металла, и научные сотрудники, которые проводят разносторонние исследования (в частности, отдел располагает постоянно пополняемым банком данных по российским клеймам на изделиях из драгоценных металлов), что позволяет комплексно изучать предметы, поступающие на экспертизу, включая физико-химические анализы.

При проведении экспертизы было установлено, что предложенный к рассмотрению знак отличия Святой Ольги - подделка: выполнен не в требуемой технике, налицо кустарное качество обработки, а также фальшивые клейма пробирного надзора. Но что интересно! Точно известно, что знаком отличия Святой Ольги 2-й степени был награжден один-единственный человек - Вера Николаевна Панаева, мать трех сыновей, Георгиевских кавалеров, погибших в Первую мировую войну. Описание знака хранится только в Оружейной палате, и, по сведениям ее сотрудников, информация об этом знаке в объеме, достаточном для его изготовления, никогда не публиковалась. Однако при этом фальшивка очень точно соответствует описанию внешнего вида знака, хранящемуся в Оружейной палате. Следовательно, возможно, где-то существует еще один подлинный знак отличия Святой Ольги, с которого, видимо, и была сделана копия. Можно также предположить, что поддельщики нашли какие-либо документы мастерской, изготовившей настоящий знак, что позволило сделать такую подделку.

Другой пример: в отдел на экспертизу поступил предмет, который считался совмещенным (двусторонним) знаком ордена Подвязки и знаком ордена Святой Екатерины (илл. 1, 2). На петле знака (илл. 3) присутствовали клейма (илл. 4-6), согласно которым знак был изготовлен в мастерской Кейбеля в Санкт-Петербурге. Время изготовления - последняя четверть XIX века, но до 1899 года. Больше клейма нигде не проставлены.

В банке российских клейм отдела есть клейма-именники мастерской Кейбеля, по совокупности признаков определенные как подлинные. Сравнительный анализ изображений исследуемых клейм, проставленных на петле знака, с близкими к ним по графике и размерам клеймами из банка данных показал следующее:

А) клеймо пробирного надзора (илл. 6) сильно отличается от подлинных клейм пробирного надзора того времени, одно из которых в качестве примера представлено на иллюстрации 7. Это видно как по графике цифр, так и по абрису герба Санкт-Петербурга и щитка клейма. Следовательно, этот знак не проходил официального пробирования;

Б) именник (илл. 4) несмотря на то, что внешне он похож на подлинные клейма мастерской Кейбеля (илл. 8-12), при внимательном рассмотрении имеет много отличий. Но самый важный отличительный признак - написание именника, которое на иллюстрациях 3 и 4 читается как "Kabel", а не "Keibel";

В) изображение двуглавого орла (илл. 5) тоже не соответствует известным подлинным клеймам (илл. 13).

Кроме этого сами клейма проставлены с нарушением требований Пробирного устава. Все перечисленное не позволяет признать предмет, представленный на экспертизу, изготовленным в мастерской Кейбеля.

Изучение самого совмещенного знака также не позволяет признать этот предмет подлинным орденским знаком, это, судя по всему, некое фантазийное ювелирное изделие, "усиленное" российскими клеймами известного мастера.

Скорее всего, этот предмет был выполнен в Европе (о чем говорят некоторые технологические особенности его изготовления). При этом использовали несколько штампов. После сборки знак дорабатывали вручную режущими инструментами, причем достаточно неаккуратно. Интересно, что непосредственно в штампе, которым изготавливали каждую половинку навершия знака, дважды присутствует надпись в виде двух букв "FP" (илл. 14) - возможно, это инициалы мастера-изготовителя. Мы не встречали ничего подобного в ювелирных предметах российского производства. То, что при изготовлении этого знака применяли штампы, говорит об изготовлении некоторой серии.

Сам знак поступил на экспертизу в футляре, который не соответствовал футляру орденских знаков, по форме он скорее напоминал готовальню начала XX века. Футляр был двухместным. В одном гнезде лежал исследуемый предмет знаком ордена Подвязки вниз, а на ткани, которой было выстлано второе, хорошо читался оттиск такого же знака ордена Подвязки. Этот факт подтверждает наше предположение о том, что такие совмещенные знаки изготавливались не в единственном экземпляре и, возможно, предназначались для каких-либо целей, не имеющих ничего общего с коллекционированием подлинных орденов.

Вполне возможно, что на антикварном рынке появятся и другие предметы, которые будут выдавать за совмещенные знаки ордена Подвязки с какими-либо знаками других орденов.

журнал 
"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования" 
№ 10 (21), 2004 г.

В начало раздела "Почетные знаки">>>