Логотип

Разменные трамвайные знаки

Украинский город Николаев, расположенный в Бугском лимане Чёрного моря, в 1918 году испытывал такие же финансовые трудности, как и другие города юга России. В его товарно-денежном обороте ощущался острый недостаток бумажных денежных знаков.

Для ликвидации денежного голода, Городская Управа предполагала выпустить "свои" местные деньги - "Чеки Николаевского отделения Государственного банка" достоинством в 100, 250, 500 и 1000 рублей. Однако эта эмиссия не была реализована, очевидно, в расчёте на получение денежных знаков, выпускаемых в большом количестве в г. Одессе. Отметим, что в соответствии с данными каталога Н. Кардакова (Берлин, 1953 г.), проекты невыпущенных денежных знаков города Николаева весьма редки и имею весьма высокую коллекционную стоимость.



Разменные трамвайные знаки достоинством в 1 и 2 рубля

В Одессе, начиная с января по август 1918 года, была введена в оборот большая серия разменных билетов. Наконец, в августе городская Управа выпустила большое количество денежных знаков достоинством в 50 рублей. В результате, город Николаев сумел получить денежную поддержку 50-рублёвыми билетами на сумму в 5 млн. рублей, что смягчило денежный голод.

Вместе с тем, в городе продолжалась нехватка денежных знаков малых достоинств. Это сильно затрудняло денежные расчёты при покупке товаров. Но особенно сильно сказывалось отсутствие мелких денег при оплате проезда в трамвае. Отсутствие сдачи часто приводило к скандалам между пассажирами и кондуктором. Для исключения этого массового, безобразного, явления, городская Управа решила выпустить так называемые "Разменные трамвайные знаки" - своеобразные деньги, предназначенные только для расчётов при поездке в трамвае.

"Разменные трамвайные знаки" выпускались достоинством в 1 и 2 рубля. Они изготавливались небольших размеров (60х60 мм) из толстой бумаги, что содействовало их сохранности при длительном хранении и денежных расчётах.
Оформление знаков было подобно бумажным деньгам. Они подписывались Городским головой, членом Управы и бухгалтером и имели порядковый номер, проставленный нумератором.

Выпуск "Разменных трамвайных знаков" позволил кондукторам, без каких-либо эксцессов и затруднений давать пассажирам сдачу при оплате проезда. 

В соответствии с положением о хождении знаков, приведённом на оборотной стороне купюры, они обменивались на находившиеся в обороте бумажные деньги в трамвайной кассе и кондукторами трамваев при предъявлении знаков на сумму не менее 5 рублей. На оборотной же стороне купюры было напечатано, что подделка знака преследуется законом. И это было сделано не зря. "Разменные трамвайные знаки" были оформлены весьма примитивно и не имели никакой защиты от подделок. Всё это позволяло фальшивомонетчикам без особого труда изготавливать поддельные знаки.

В начало раздела "Почетные знаки">>>