Логотип
afisha.yandex.ru

«Поздравишки» к пасхе

Такой вид полиграфической продукции, как открытки, рассчитанные с момента своего возникновения на взрослых и детей, интеллигенцию и крестьянство, поражают разнообразием сюжетов и способов воспроизведения. Но кроме того они могут стать иллюстрированным путешествием в прошлое. Самый распространенный их вид — поздравительные открытки.

Рождество, Пасха, Новый год, День ангела и другие события, связанные в той или иной степени с жизнью человека, вдохновляли художников разных профессиональных уровней. В создании дореволюционной российской открытки принимали участие очень многие известные живописцы тех лет. Но если вспомнить не только авторов композиций, а тех, кто занимался фактическим продвижением в жизнь «артистических карточек», то здесь ведущее место занимает издательство, известное под названием «Попечительский комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны», чаще упоминаемый в литературе под названием «Община Святой Евгении».

Е.М. Бем. «Христос Воскресе!». Санкт-Петербург. Начало ХХ. Издательство «Ришар». Трехцветная автотипия

Именно это издательство выпустило большинство известных русских почтовых карточек в предреволюционные годы и стало одним из первых, обратившихся к выпуску иллюстративных открыток. Российские деятели искусства выступили инициаторами создания Попечительского комитета, и в 1882 году он был организован. Заботу о благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация получила название «Община Святой Евгении». В 1896 году в поисках средств Община приступила к издательской деятельности и в том числе к выпуску иллюстрированных открыток.

Дебютом издательства стало создание художественного конверта, который был приурочен к Пасхе 1896 года. Он был оформлен скромно, но как интересное начинание имел большой успех и коммерчески себя оправдал. Вслед за этим были выпущены конверты для открыток к Святой Пасхе, Рождеству и для визитных карточек по рисункам Л. Бакста, М. Добужинского, Е. Лансере и других известных художников. А через год Попечительский комитет под председательством Е.Ф. Джунковской поддерживает идею руководителя издательства И.М. Степанова и приступает к изданию в дополнение к конвертам художественных открытых писем. Четыре открытки, отпечатанные в технике хромолитографии по заказным акварелям Н. Каразина, вышли к Пасхе. Коммерческий успех позволил Общине обратиться к художникам и, получив бесплатно десять акварелей Е. Бем, И. Репина, К. Маковского, М. Виллие, Е. Самокиш-Судковской, издать их к Рождеству и переиздать к Пасхе 1898 года.

Христианские праздники были наиболее почитаемы в России, особенно Пасха, которую связывали с приходом весны, а значит, с рождением новой жизни, любовью и всепрощением. С Пасхой связаны добрые старые традиции. Например, можно было поцеловаться на людях даже с незнакомым человеком, «христосоваться» специально окрашенными яйцами. Яйцо было своеобразной эстафетой пасхальной радости, а для детей еще и предметом увлекательных игр. И на пасхальных открытках чаще всего изображалось яйцо — как вещественное выражение радости.

Традиционно изображали изумрудную лужайку с пасущейся овечкой, ангела с пальмовой ветвью, кроликов, кур, вербу, полевые весенние цветы, веселых, а чаще задумчивых людей, освящающих куличи, звонящих в колокола, идущих с зажженными свечами. Несмотря на небогатый набор атрибутов, создатели поздравительных открыток ухитрялись придумать непохожие композиции. Известно более тысячи неповторяющихся сюжетов, посвященных этому празднику, многие из них сохранили до наших дней неугасшую яркость красок.

По этой тематике Община Св. Евгении выпустила открытки двадцати восьми авторов. В том числе ее императорского высочества великой княгини Ольги Александровны.

Наибольшее количество открыток (68) создала художница Е.М. Бем. Используя в своих композициях эпизоды из детской жизни, она достоверно передавала настроение праздников. Лаконичная надпись «Христос Воскресе» подчеркивала детскую чистоту веры русского народа. До 1904 года по нормам, установленным в России, одна сторона открытого письма предназначалась только для адреса, а обо­ротная, где и помещалось изображение, — для текста. Художники композиционно обыгрывали пустое место, оставленное для короткого письмеца.

Е.М. Бем. Пасхальная открытка. Санкт-Петербург. Начало ХХ. Издательство «Ришар». Трехцветная автотипия. Частное собрание

Другим издателям и типографам, таким как Р. Лютерман, О. Кирхнер, А. Вильборг, Р. Голике, а также крупным фирмам «Ришар», «Ленц и Рудольф» становится очевидным, что издание открыток может стать в России столь же прибыльным делом, как и в Европе. На русский рынок начинают работать издательства «Гранберг» (Стокгольм), И. Лапина (Париж), О. Дьякова (Берлин). Можно считать, что в России целенаправленная издательская деятельность по выпуску иллюстрированных открыток началась в 1898 году.

В 1914–1917 годах у пасхальных открыток появилась сюжетная канва, обусловленная историческими событиями. Сначала это участники Первой мировой войны, затем «свободный ветер» Февральской революции. Весной 1917 года неизвестный художник изобразил красное пасхальное яйцо, выразив таким образом радость рождения республики.

После 1917 года в России прекратилось производство пасхальных открыток, но они продолжали создаваться в среде русской эмиграции. Представление о них дает коллекция, которую в 1997 году Российская национальная библиотека получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США). Там представлены открытки, выпущенные в 1950–1960-х годах издательством Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), парижскими и нью-йоркскими частными издательствами.

С 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток. Среди них вновь можно встретить вновь созданные сюжеты и воспроизведенные образцы начала ХХ века.

Выпущенные до революции открытки можно разделить на две группы. Первые делались по эскизам русских художников, а рождались на отечественных или зарубежных предприятиях. Цветная литография и хромолитография становятся наиболее распространенным способом их воспроизведения. Вторая группа пасхальных открыток, как рисованных, так и фотографических, мощным потоком шла из-за границы. Содержание и атрибутика их были непривычны, а порой и чужды православию, русским традициям, мировоззрению.

Западная открыточная индустрия располагала самой современной фото- и полиграфической базой, которая в состоянии была дать недорогую массовую открытку. Удешевлению способствовало и то, что российский клиент мог получить готовую матрицу той или иной открытки и уже на месте при печати ввести в нее нужный текст. Поэтому встречаются открытки с одним и тем же сюжетом, но на разных языках. Пасхальной тематике отдали дань художники И.Я. Билибин, Ф.Г. Беренштам, В.И. Зарубин, И.И. Смукрович, Н.К. Пимоненко. Интересно, что одни из последних открыток, выпущенных Общиной Св. Евгении в марте 1917 года, изображали расписные пасхальные яйца.

Пасхальная открытка пережила периоды взлета интереса и времена охлаждения к ней как создателей, так и потребителей. Так исторически сложилось. Но само понятие «пасхальная открытка» живет и здравствует в работах искусствоведов. 

В начало раздела "Марки">>>