Логотип
afisha.yandex.ru

«Северная пальмира в открытках»

Открытка была и остается одной из примет времени. Она представляет собой часть жизни и одновременно является ее отражением. И если сегодня немногие хранят получаемые открытые письма, то в начале ХХ века их берегли в течение всей жизни адресата, как память о близких людях, и именно поэтому открытка являла собой ценность, которая сегодня имеет иной характер.

Привычный образ жизни целых поколений уничтожается ускоренным темпом развития цивилизации. Популярный когда­то эпистолярный жанр сначала уступил место почтовой открытке, а теперь переродился в подготовленные издателями формы поздравлений, куда достаточно вписать имена адресата и отправителя.

Фонтанка от Аничкова моста к Неве, в центре здание Екатерининского института

В конце шестидесятых годов XIX века европейские страны проявили готовность упростить почтовую связь и ввести в оборот открытые письма. Это были «карточки для корреспонденции» из плотной бумаги размером 123 х 83 мм с почтовой маркой в правом верхнем углу, но без каких­либо рисунков. Развитие торговых связей, усовершенствование всех видов транспорта и оживление почтовых сношений между странами заставили реорганизовать почтовое дело. Представители двадцати двух государств, в том числе и России, собравшиеся в 1874 году в Берне, учредили Всемирный почтовый союз и подписали Всеобщую почтовую конвенцию, на которой был установлен стандарт открытого письма — 90 х 140 мм, просуществовавший полстолетия.

Появление иллюстрированной открытки связывают с именами немца Шварца из Ольденбурга и француза Беснардо из Конли. Заметив, что некоторые отправители снабжают текст рисунками, предприимчивые издатели (каждый самостоятельно) выпустили карточки с гравюрами патриотического содержания. Это имело успех и дало новое направление в полиграфии. Первые иллюстрированные открытки были черно­белыми. Затем их стали выпускать в цвете, литографическим способом. Вскоре к этому добавились автотипия, фототипия, цинкография, ксилография, гелиогравюра и, наконец, фотопечать.

Целенаправленная издательская деятельность по выпуску иллюстрированных открыток в России началась в 1898 году. Сначала это были «поздравишки» к Пасхе или Рождеству, но уже в том же году появились серии открыток-эстампов, выполненных М. Рундальцевым по оригиналам из собрания Эрмитажа, а в августе 1898 года издательство открытых писем Р. Лютермана и О. Кирхнера печатает виды Петербурга по рисункам популярного в то время художника Н. Каразина. На ранних открытках изображение и поле для текста совмещены на одной стороне карточки.

С этого момента городские виды становятся излюбленным сюжетом для иллюстрированных открыток, которые являлись своего рода визитными карточками Петербурга, приглашением к посещению. А для многих малоимущих граждан империи это была единственная возможность увидеть столицу.

Хорошо известны открытки, изданные петербургским издательством А. Фельтена, которые воспроизводят серию гравюр, посвященную 200-летию Петербурга и выполненную в технике офорта известным русским гравером М. Рундальцевым. Но наиболее интересные сюжеты воспроизводились в издательстве Общины Св. Евгении. Именно там были выпущены великолепные серии по истории и архитектуре Петербурга, заказанные А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинскому, А. Остроумовой-Лебедевой. Обычно издательство проводило тематические конкурсы на издание открыток и получало в результате в собственность оригиналы рисунков художников. Судьба многих оригиналов неизвестна, так как издательство периодически устраивало их распродажи. Тем большую ценность представляют их репродукции в открытках.

Загородный проспект от Пяти углов до Владимирской площади, в центре — колокольня Владимирского собора

Так, в 1902 году были подведены итоги конкурса на создание рисунков для открытых писем, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга. В своих воспоминаниях глава издательства И. Степанов писал, что благодаря этому конкурсу удалось установить прочные связи с художниками, группировавшимися вокруг журнала «Мир искусства». В жюри был приглашен Александр Николаевич Бенуа, известный художник, искусствовед, руководитель «Мира искусства». Благодаря этому конкурсу до нас дошли открытки, на которых изображены петербургские пейзажи, представляющие воспроизведение известных архитектурных памятников, причем не только в современном для того периода состоянии, но и в виде так называемого ретроспективного пейзажа. Напомним, что историческая реконструкция была излюбленным жанром группы «Мир искусства». В своих работах М. Добужинский передает особый «свинцовый» колорит пасмурного Петербурга, а художница А. Остроумова­Лебедева — атмосферу белых ночей.

За двадцать лет в дореволюционной России произвели тысячи открытых писем с изображением столицы Российской империи. Цена таких открыток составляла пять копеек за черно­белую и десять — за цветную. Продавались они в книжных и канцелярских магазинах, на почте и в станционных лавках.

Ценность фотооткрыток состоит в их достоверности и объективности. Они навсегда зафиксировали исчезнувшие впоследствии детали архитектурных сооружений и целые здания, рекламу тех лет и даже выражения лиц горожан. В отличие от акварелей, гравюр, живописных работ как русских, так и зарубежных художников, где дамы и кавалеры изображены в изысканных позах без бытовых подробностей, открытки сохранили жизнь города с документальной точностью.

Сменяются поколения, уже нет в живых тех, кто видел, каким был Петербург сто лет назад. Почтовые карточки дают нам возможность узнать больше о городе, а архитекторам — восстановить утраченное. Так, после Второй мировой войны благодаря собранию открыток коллекционера Н.С. Тагрина были восстановлены скульптурная группа фонтана «Самсон», похищенная фашистами из оккупированного Петергофа, и фасады зданий, разрушенные при бомбежках города.

В мае петербуржцы празднуют День города. В преддверии этих торжеств мы предлагаем вашему вниманию фотооткрытки с изображением тех ансамблей Петербурга, которые сегодня уже нельзя увидеть воочию.

В начало раздела "Марки">>>