Логотип
afisha.yandex.ru

Открытки Н.П. Шмитт-Фогелевича

Иллюстрированным открыткам в России уже больше века. Постепенно открытки, бывшие лишь «средством почтовой связи», стали полноценными произведениями искусства. В букинистической торговле некоторые старые открытки ценятся сейчас, пожалуй, выше, чем многие дореволюционные книги.

 

Николай Павлович Шмитт-Фогелевич в домашней обстановке. 2002Николай Павлович Шмитт-Фогелевич в домашней обстановке. 2002

Коллекционеров старых открыток сегодня много. Кто-то собирает издания отдельных фирм, как, скажем, Общины святой Евгении, кто-то — портреты артистов, кому-то интересен Петербург.

В 1994 году музей-заповедник «Петергоф» стал формировать коллекцию открыток. Начало работы над ее описанием и возникшие в этой связи трудности привели нас к уникальному человеку — коллекционеру Николаю Павловичу Шмитт-Фогелевичу.

Высокий дом в самом старом районе города — Петроградском, темноватый двор-колодец, столь типичный для Петербурга. Название улицы, на которой стоит дом, напоминает о былом героиче¬ском прошлом, о славе русской артиллерии — Большая Пушкар¬ская. Парадная лестница украшена лепными барельефами, лифт легко взлетает на пятый этаж. Планировка квартиры характерна для таких домов: квадратная передняя, узкий коридор, по сторонам которого — двери комнат. Меня встречает высокий пожилой человек. Инженер-конструктор, много лет проработавший на одном из ленинградских заводов, отдавал все свои знания и опыт любимому делу, а свободное время целиком посвящал второму призванию — филокартии, собиранию и изучению почтовых иллюстрированных открыток. Таких людей называют «окрыленными», незримые крылья несут их к мечте всей жизни.

Диплом Анциферовской премии, врученной Н.П. Шмитту-Фогелевичу в 1998Диплом Анциферовской премии, врученной Н.П. Шмитту-Фогелевичу в 1998

В комнатах есть все, что необходимо для комфортной жизни, но вещи недорогие, можно сказать, немодные. Видно, не в них видел хозяин смысл бытия. В интерьере — обилие книжных шкафов, полок, стеллажей, плотно заставленных книгами, альбомами и папками, которые полно отражают интересы коллекционера. Коллекция — его душа, увлечение. Это большой творческий труд и, одновременно, отдых.

Библиотека, состоящая из справочников, энциклопедий, словарей, монографий по истории живописи, архитектуры и скульптуры, — вспомогательная часть, подход к главному делу, а главное — это коллекция открыток по истории города, пригородов и всего Северо-Западного региона.

Все открытки помещены в обернутые в плотную бумагу альбомы, тесно стоящие на высоких стеллажах, кстати сказать, умело сделанных руками самого коллекционера. На корешках альбомов — аккуратные надписи, содержание. Собиратель все почтовые открытки делил по технике выполнения на фотографические и рисованные. А уже внутри этих двух больших разделов идет тематическое деление: по улицам, островам, промышленным предприятиям и учреждениям, архитектурным и скульптурным памятникам. Кроме того, есть отдельный раздел, посвященный городам и поселкам Ленинградской области, отдельно представлены в коллекции блокада Ленинграда и Лениниана.

Первыми открытками в своей коллекции Николай Павлович считал те несколько штук с видами родного города, что были подарены ему в эвакуации: «Я так любил их рассматривать и раскладывать, что мне захотелось присоединить к ним другие».

Почетная медаль Анциферовской премии, врученной Н.П. Шмитту-Фогелевичу в 1998Почетная медаль Анциферовской премии, врученной Н.П. Шмитту-Фогелевичу в 1998

С годами завязывались связи, знакомства с другими собирателями. Постепенно, путем покупки в магазинах, обмена с членами общества коллекционеров и любителями, вырастала эта богатая, разнообразная документально-художественная летопись.

«Мое собирательство имеет для меня самого то значение,— считал Николай Павлович,— что я наряду с основной, сугубо технической, хотя и творческой профессией, стал читать много книг по истории, научился работать со справочной литературой, полюбил поэзию и изобразительное искусство. Иногда, чтобы определить какую-то мелкую деталь или подробность, воспроизведенную на открытке, приходится просмотреть десятки книг, журналов, газетных вырезок, побывать в библиотеках, музеях, архивах, проконсультироваться со специалистами. Иногда проходят годы в поисках ответа на ту загадку, какую может преподнести старая почтовая карточка. Именно на открытке объектив фотоаппарата или карандаш художника оставляют для потомства элементы декора, скульптуру, интерьер, орнамент решетки, рисунок цветника, планировку садовых дорожек, покрой платья, детали прически. А все это так важно для архитекторов, реставраторов, строителей, воссоздающих постройки, уничтоженные стихией или временем. Для ученых, писателей, кинорежиссеров важны подробности, одним словом, тот колорит, если хотите, аромат эпохи, которые придают неповторимое своеобразие зданию, улице или площади, минувшим годам...»

В его жизни было многое: и блокада, и эвакуация с диагнозом «дистрофия третьей степени», и мечты об институте после окончания школы, и возвращение в родной город, и бесконечные прогулки по Ленинграду.

Заседание членов бюро ленинградской серии филокартистов на квартире Н.С. Тагрина (первый слева в третьем ряду — Н.П. Шмитт-Фогелевич, в центре — Н.С. Тагрин). 1973. Заседание членов бюро ленинградской серии филокартистов на квартире Н.С. Тагрина (первый слева в третьем ряду — Н.П. Шмитт-Фогелевич, в центре — Н.С. Тагрин). 1973.

Николай Павлович вел большую общественную и просветительскую деятельность, был сопредседателем ленинградской секции Клуба филокартистов. Принимал участие в составлении таких крупных печатных каталогов, как «Никто не забыт и ничто не забыто!» (включает около 800 открыток, изданных в годы Второй мировой войны в Ленинграде) и «Петербург, Петроград, Ленинград в открытках» (включает около 10 тысяч открыток), а также иллюстрированных приложений к нему. Его многолетний исследовательский труд был отмечен Анциферовской премией за вклад в современное петербургское краеведение.

Открытки из собрания Николая Павловича участвовали во многих выставках, ими иллюстрированы десятки книг. К нему обращались за помощью писатели и реставраторы, историки и журналисты, служители церкви, и ни один запрос не оставался без внимания. Доброжелательность и бескорыстие, увлеченность своим делом — вот главные черты характера этого удивительного человека.

Последние два года своей жизни, будучи очень одиноким и больным, Николай Павлович вынужден был провести в небольшой комнате некогда принадлежавшей Шмиттам квартиры, ставшей коммунальной в годы блокады. Здесь, в квартире своего деда, он родился 12 августа 1925 года и умер 5 апреля 2004 года. Искусствоведческую библиотеку коллекционер еще при жизни передал Международному благотворительному фонду им. Д.С. Лихачева. Музею-заповеднику «Петергоф» посчастливилось стать обладателем уникальной коллекции, которую более полувека собирал Николай Павлович Шмитт-Фогелевич, известный петербур㬬-ский филокартист. После смерти коллекционера, согласно его последней воле, родственники передали на хранение в Государственный музей-заповедник «Петергоф» коллекцию открыток, архив и краеведческую библиотеку.

Музею еще предстоит большая работа, связанная с постановкой на учет предметов коллекции, включающей более 90 тысяч единиц хранения, но уже сегодня можно с гордостью отметить, что часть материалов коллекции будет представлена в новой экспозиции «Музея императорских велосипедов».

Николая Павловича нет с нами, он не дожил года до 80-летнего юбилея, но дело всей его жизни — его замечательная коллекция — осталось и продолжает служить людям.

В начало раздела "Марки">>>