Логотип
afisha.yandex.ru

ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Хотя слово "почта" появилось в древнем Риме только на рубеже нашей эры, для удобства так принято называть различные службы связи, существовавшие ранее. Это же относится к таким терминам, как "почтмейстер", "отправка корреспонденции" и другим.

Почта в стране пирамид. 

Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные города от этой повинности. Сведения об этом находят в древних папирусах. Например, фараон Пиопи (Лепи) II из VI династии, правившей Древним Царством в 2500 - 2400 гг. до н. э., даровал льготы городам Копту и Дашуру: "Повелено моим величеством, чтобы ради царя Снофру был освобожден этот город от работ всякого рода и повинностей, возложенных в пользу царского дома и двора, ... чтобы все арендаторы этого города были свободны от постоя курьеров, идущих по воде или суше, вверх или вниз, на вечные времена... "

Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный властелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в дневнике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): "Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь". Автор завещает своему сыну: "Становись кем хочешь, но не гонцом".

Письма чаще всего писали на папирусе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкой и запечатывали глиняной пе­чатью.

Египетские феллахи в Тель-эль-Амарне, где в древности находился Ахетатон - столица египетского царя Аменхотепа IV (Эхнатона) (1419 - 1400 до н. э.), нашли в 1887 г. его архив иностранных дел. Несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской клинописью, составляли переписку фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также донесения египетскому царю от подчиненных ему князей сирийских и финикийских городов.

Через 20 лет, в 1906 г., недалеко от Анкары, близ деревни Богазкей экспедиция профессора Г. Винклера раскопа­ла хеттскую столицу Хаттусас и нашла другой огромный архив (около 15 тыс. глиняных табличек). Среди различных документов здесь хранилось и много писем на хеттском, аккадском и других языках. Письма относились главным образом в XIV— XIII вв. до н. э.

Среди них было найдено знаменитое письмо вдовы рано умершего фараона Тутанхамона к царю хеттов Суппилулиуму. "Мой муж умер, сына у меня нет, - писала она. -А у тебя, говорят, много сыновей. Если ты дашь мне одного из них, будет он мне мужем. Что же мне, раба, что ли, своего брать в мужья и почитать его?".

На дорогах огромного царства Ахаменидов. 

Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой связи начал создавать персидский царь Кир II Великий (? -530 до н.э.); наивысшего уровня она достигла при Дарие I (522 - 486 до н. э.). Чтобы прочнее удерживать в подчинении многочислен­ные народы на громадной территории, нужно было иметь мощную и развитую сеть дорог. Персидские дороги не только имели много общего с ассирийскими военными дорогами, но превосходили их, они могут быть названы предшественниками римских дорог. Одна из главных дорог—царская— шла от Сард на эгейском побережье Малой Азии через Армению и Ассирию к югу Двуречья на Сузы. От нее ответвлялись две другие дороги: одна к Тиру и Сидону, другая к границам Бактрии и Индии. Было много и других дорог.

Греческие историки Геродот (484 -425 до н. э.) и Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) восторгались состоянием дорог и четкостью организации курьерской службы. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н. э. по персидскому государству, отмечал, что дороги дали ему возможность детально познакомиться со страной. На всем протяжении царской дороги имелись царские гостиницы с прекрасными жилыми покоями. В различных пунктах стояли войска, обеспечивавшие безопасность движения почты, путешественников, купцов с товарами. Чтобы покрыть путь от Сард до Суз (около 2300 километров) , пашему путешественнику, по словам Геродота, требовалось около 90 дней.

Царская почта доставлялась значительно быстрее. Расстояние в 20 километров между станциями-гостиницами разбивалось на парасанги (пять кило­метров), в конце которых располагались пикеты курьеров, всегда готовых в путь. Почта передавалась по принципу эстафеты: всадник, получив почту, мчал по весь опор к соседнему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее. Поэтому огромное расстояние из конца в конец царской дороги государственная почта преодолевала за шесть — восемь дней, пройдя 111 станций.

Эта почта у греков называлась "ангарейон", а гонцы "ангарой". "Персы так умело организовывали передачу вестей, — пишет Геродот, — что никто в мире не может превзойти их гонцов. Ни снег, ни дождь, ни жара, ни темень не задержат посланцев царя Дария, не помешают им с самой большой скоростью промчать выделенный им отрезок пути. Ничто на свете не исполняется так быстро, как приказы, доставляемые его курьерами. . ." Геродоту вторит Ксенофонт, который пишет о гонцах Кира Младшего (? — 401 до н. э.): "Никто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними".

Персы впервые ввели и регулярно действующую почтовую связь, которую теперь принято называть военно-полевой почтой. За армией, совершавшей завоевательный поход, двигалась специальная служба, поддерживавшая почтовую связь со столицей государства. Есть сведения, что особо важные и срочные военные известия и приказы передавались от пикета к пикету огневыми сигналами.

Под небом Эллады. 

Особенности политической жизни древней Греции обусловили своеобразие ее почтовых связей. Многочисленные мелкие государства, города-государства не поддерживали между собой регулярного почтового сообщения - они в нем попросту не нуждались. Если возникала потребность передать важное известие (например, военное), то использовали морские суда (для связи с островами и многочисленными колониями по берегам Средиземного и Черного морей) или гемеродромов - "дневных гонцов" (при необходимости они бежали и ночью). Для передачи известий на близкие расстояния использовали грамматофоров ("письмоносцев") . Служба тех и других считалась ответственной и почетной. Для нее отбирали выносливых и быстрых бегунов, нередко олимпиоников — победителей Олимпийских игр.

История сохранила сведения о Ласфене, гемеродроме из Фив, обгонявшем на длинных дистанциях быстроногих коней. Его друг Эфхид совершил подвиг, пожертвовав жизнью, подобно знаменитому марафонскому вестнику. Эфхид пробежал более 200 километров, чтобы доставить священный огонь из Дельфийского храма, когда в храме на афинском Акрополе священный огонь погас по недосмотру жрицы. Эфхид бежал так быстро, что, возвратясь в Афины, скончался от переутомления. Другой известный гонец Филипп за 24 часа пробежал 225 километров, чтобы передать лакедемонянам просьбу афинян о военной помощи против вторгшихся персов.

В древнем Риме. 

На необозримых пространствах древнеримского государства и покоренных Римом стран, от Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Почта существовала еще во времена республики, но упорядоченная Юлием Цезарем (100 — 44 до н. э.), была усовершенствована во времена правления Августа (27 до н. э. - 14 н. э.), а высшего расцвета достигла при императорах Нерве, Траяне, Адриане (96 — 138 н. э.). Отдельные маршруты с общей протяженностью около 100 000 километров были постепенно объединены в единую систему. Почтовая служба получила название "курсус публикус" - общественная почта. Справедливости ради отметим, что это название не совсем соответствовало истине: почтой могли пользоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широкие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути рас­полагались главные почтовые станции - мансио, где можно было сменить повозку, возничего, поесть и переночевать. Между двумя мансио находилось обычно шесть - восемь промежуточных станций - мутацио, где при необходимости меняли лошадей. Почту доставляли и пешие послы (курсориус), и конные гонцы (вередарии). Кроме писем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки строго определенных типов (рис. 14, а) — от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколесных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших подробностей: и виды отправлений, и грузоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержание и т. д.

Этой системе связи мы обязаны и появлением слова "почта". Особых названий станции не имели. Если нужно было указать станцию, то писали или говорили: "станция, находящаяся в пункте N" или "промежуточная станция, находящаяся в пункте NN". От слова "позита" - "находящаяся" - возникло со временем слово "почта", которое в XIII в. вошло в большинство европейских языков. Многие исследователи считают, что слово "почта" в средневековой Европе впервые употреблено на итальянском языке ("poeste").

В начало раздела "Марки">>>