Логотип
afisha.yandex.ru

РЕКЛАМА НА МАРКАХ

Почта иногда выпускает марки с купонами над, под или рядом с маркой. Такие купоны, не являющиеся знаками почтовой оплаты, часто бывают и в марочных тетрадках, в которых сброшюрованы листики марок наиболее ходовых номиналов. Клиенты почты покупают такие тетрадки впрок, чтобы оплачивать отправляемую корреспонденцию. На купонах нередко помещают различные эмблемы, рисунки, тексты и рекламу. Французская почта не отказывалась от доходов, которые приносила реклама на купонах. За определенную плату почта принимала заказы на рекламу от различных фирм.

 На таких началах был принят заказ фармацевтической фирмы на 20 тысяч тетрадок с марками самой известной французской марки - «Марианны-сеятельницы». В конце прошлого — первой половине нынешнего века во многих странах выпускались марки с изображением женщин, олицетворяющих ту или иную страну: «Сидящая Гельвеция», «Стоящая Гельвеция» (Швейцария), «Германия» и др. Во Франции было несколько таких аллегорий-символов, но наибольшее распространение получила «Сеятельница», которую французы часто называют «Марианной». Для них она — олицетворение идей французской буржуазной революции. Автором Марианны в 90-х гг. прошлого века был молодой график и скульптор Луи Оскар Роти.

Рассказывают, что моделью для рисунка послужила сельская девушка Мария из деревни в Оверни. Она продавала зелень и овощи с тележки на деревенском рынке, здесь ее случайно увидел Роти, присел на подвернувшийся пустой бочонок и, оставаясь незамеченным Марией, зарисовал ее на листочке небольшого альбома.

Через некоторое время Роти использовал этот рисунок при создании медали для большой сельскохозяйственной выставки. Позже, когда в 1897 г. был объявлен конкурс на проект 50-сантимовой монеты, Роти немного изменил рисунок медали и стал победителем конкурса. Через 3 года Роти вновь участвует в конкурсе, на этот раз он по тому же рисунку создает проект стандартной марки, — и опять победа - в 1903 г. его Мария в образе «Марианны-сеятельницы» впервые появляется на марках.

Другие исследователи утверждают, что моделью для создания образа послужила другая Мария — молодая провинциальная актриса из про­мышленного города Ле-Крезо — Мария Раго. Так или иначе, но марка с сеятельницей увидела свет, и с небольшими изменениями, в различных цветах и с различными номиналами издавалась многомиллионными тиражами множество раз. Давно уж нет ни автора, ни прототипов: Роти умер в 1911 г., Мария Раго окончила свои дни в нищете в 1930 г., а марка выходила все снова и снова, хотя появились аллегорические рисунки и других авторов.

Биография этой марки богата и разнообразна, французская почта объявляла конкурсы на создание других марок и все-таки возвращалась к «Марианне-сеятельнице», лишь немного изменяя оформление марки. Если девушка из Оверни продавала зелень, то в биографии «Марианны-сеятельницы» было время, когда она помогала... продавать лекарства.

Приняв заказ от фармацевтической комапании, почта выпустила 20 000 тетрадок, в каждой из которых был листик с двумя рядами по пять таких 10-сантимовых марок. Вверху и внизу были купоны, рекламировавшие фармацевтическое средство «Минералин». Номинальная цена тетрадки составляла 1 франк. Фирма уплатила сверх того почте определенную к или иначе, но марка с сеятельницей увидела свет, и с небольшими изменениями, в различных сравнительно умеренную) сумму и могла себе позволить разослать первую часть тиража по адресам многих врачей в качестве рекламного Презента.

Но дотошные филателисты не просто покупают марки, а еще и имеют привычку внимательно рассматривать их через лупу. От них не укрылось, что текст на марках напечатан несколько измененным шрифтом по сравнению с марками предыдущего тиража. Среди филателистов такие вести распространяются очень быстро. Это вызвало большой интерес к марочным тетрадкам с рекламой «Минералина». Вскоре было неопровержимо доказано, что для их производства изготовили новые печатные формы, т. е. что это вообще новые марки, которые должен поместить в коллекцию каждый, кто собирает марки Франции. Начался ажиотаж. Цена на эти марки быстро возрастала.

Этим не замедлила воспользоваться фирма, до предела выжав все возможности из создавшейся ситуации. Немедленно была прекращена рассылка тетрадок. Остаток тиража разделили на отдельные марки и разложили их по упаковкам «Минералина». Но, конечно, не в каждую упаковку, а лишь в некоторые, без всякой системы. Никто из Покупателей не мог знать, есть ли в упаковке разыскиваемая марка. Уподобляясь искателям жемчуга, филателисты расхватывали «Минералин» сотнями и тысячами упаковок, пока фирма не исчерпала запаса марок, хорошо погрев руки за счет коллекционеров.

Вот в такой роли довелось выступить «Марианне-сеятельнице» — любимой марке целой череды поколений французов.

В начало раздела "Марки">>>