Логотип
afisha.yandex.ru

Превращения гадкого утёнка

Места для творческого, исследовательского коллекционирования оставалось все меньше. И тут на Западе заговорили о перфинах - марках с непонятной перфорацией "на лице", которые и раньше попадались многим собирателям.

Не так давно филателисты убедились: на Большом почтовом материке практически не осталось белых пятен, сулящих открытия и понятную радость собирателю. К середине прошлого века окончательно сложились большие коллекции "классики", "колоний", "земства". Места для творческого, исследовательского коллекционирования оставалось все меньше. Вот тут на Западе заговорили о перфинах - марках с непонятной перфорацией "на лице", которые и раньше попадались многим собирателям.

... Самые большие объемы почтовых отправлений в середине XIX века наблюдались в крупных торговых и судоходных компаниях, в банковских домах. Почта была одним из столпов экономики, особенно в империях, где многие компании и банки метрополии располагали разветвленной сетью филиалов в колониях. В одном Гонконге, например, держали свои представительства сотни фирм Великобритании, Франции, Германии. Интенсивно развивались торговые и промышленные связи со всем миром молодых Соединенных Штатов Америки.

Введение марок в качестве средства почтовых сборов, с одной стороны, облегчило связь компаний и банков с корреспондентами, с другой стороны, породило совершенно новые сложности. Марки, как средство предоплаты почтовых сборов, компании закупали с тем расчетом, чтобы их хватило на 3-4 месяца. Но марки довольно скоро стали эквивалентом мелких денег - их принимали в оплату бакалейщики и владельцы пивных. Потом марки можно было обменять на почте на полновесные фунты и доллары. Естественно, клерки, занимавшиеся почтовой рассылкой в банках и компаниях, дрогнули. Началось банальное воровство знаков почтовой оплаты. Тянули понемногу, но в бюджетах многих компаний образовались внушительные прорехи. Хрестоматийным случаем стал арест полицией Джона Хоуарта, одного из манчестерских служащих, который в бакалейной лавке расплачивался марками за хлеб и сыр. При нем обнаружили знаков почтовой оплаты более чем на 35 фунтов стерлингов, что составляло по тем временам годовое жалование предприимчивого клерка.

В общем, едва человечество начало использовать почтовые марки, оно тут же принялось искать средства защиты от их воровства. И первым таким средством стала намеренная "порча" марок автографами. Банки и компании подавали в почтовые ведомства заявки, в которых указывали, каким способом они метят свои марки. Теперь знаки почтовой оплаты с метками банков и фирм не принимались в качестве средств платежа отдельно от почтового отправления. Первой маркой с инициалами фирмы поперек фронтального изображения и стал "черный пенни" выпуска 1840-1841 годов. Однако, чтобы переметить свои марки, компаниям нужно было содержать специальных людей. Следующим шагом в этом направлении должна была стать механизация процесса.

Таким шагом было изобретение металлического штампа, который выдавливал на марках рельефные инициалы фирмы в виде определенного логотипа. На британских почтовых марках такие признаки рельефного давления прослеживаются в выпусках 1847-1875 годов. Но и штамп, работавший по принципу обычной вафельницы, не спасал положения из-за все увеличивавшегося объема почтовых пересылок.

1 сентября 1858 года Джозеф Слопер из Мидлсекса подал заявку на патент к своему перфорационному аппарату. Он был хорош уже тем, что позволял с помощью набора игл составлять любые инициалы и несложные конфигурации и прокатывать их по листам марок с большой скоростью. Аппарат Слопера вскоре стал широко применяться, хотя после истечения срока патента его модифицировали другие умельцы.

Так в обращении появились перфины (PERForated INitials), что окончательно отбило у бедных клерков охоту поправлять за счет фирмы свое материальное положение. Они широко применялись в Британском Содружестве, Соединенных Штатах, Германии, Швейцарии, Бельгии, Австро-Венгрии вплоть до Первой мировой войны. Здесь ходили марки с перфорированными инициалами не только частных банков и компаний, но и государственных, коронных, учреждений. Известно множество перфинов Британского Содружества с буквами OHMS - On her (his) majestry service. В России, а позднее в СССР, перфорированные марки широко не использовались. Известны, в основном, круглые "телеграфные" гашения на марках большого номинала "романовской" серии и перфины почтамтов крупных городов (в Москве - более 25 видов перфинов почтамта).

Достаточно большие выпуски перфинов производились в Германии вплоть до 1945 года. Первый перфин Швейцарии появился в 1874 году, а последний - в 1967. Дольше всех использовали перфины в британских владениях. В Австралии их выпускают до сих пор - как дань традициям. Перфорация на них нередко сложная, она выполняет те же функции, что и штемпель спецгашения первого дня. Не так давно ходили перфины в Канаде.

На иллюстрациях: Перфины Германии (к. XIX - сер. XX вв.), на которых использованы не только корпоративные инициалы, но и городские эмблемы, сокращенные названия германских земель.

Практическая сторона перфорирования, кроме предупреждения кражи марок, однажды проявилась довольно неожиданным образом. 30 ноября 1929 года под канадским городом Ванкувером разбился почтовый самолет компании воздушных сообщений Уорни, который зацепился в тумане за высокую надстройку моста. Пожарные почти сразу же прибыли к месту аварии, спасли пилота Прайса и погасили пожар. Огонь и вода основательно подпортили почтовые отправления, уничтожив надписи почти на всех конвертах. Однако ванкуверские почтовики, определив по перфинам отправителей, вернули им письма с объяснениями, отпечатанными на мимеографе. Так перфорация на марках помогла быстро восстановить многие документы и банковские чеки, которые в другом случае были бы безвозвратно утрачены.

...Как новое направление в филателии, коллекционирование перфинов обозначилось в начале 50-х годов XX века. Кто-то из собирателей обнаружил, что на марках "с дырочками" существует не просто перфорация, а хорошо читаемые инициалы и вензеля. Что они значили? Первые же ответы на этот вопрос перевернули представления коллекционеров. Интерес к перфинам обозначился настолько широко, что во второй половине XX века сотни собирателей стали объединяться в национальные клубы и общества любителей перфинов. Самыми первыми в этом стали коллекционеры США. Еще в 1943 году они образовали Перфин-клуб, объединивший собирателей перфинов и "предгашений", а в апреле 1945 года выпустили первый номер "Perfins Buletin".

Перфины, как видно на приведенных иллюстрациях, широко использовались на протяжении длительного времени в разных странах. Здесь марки Чили, США, Дании, Чехии и Моравии, Великобритании, Швеции, Австралии, Болгарии, Бельгии и Люксембурга.

Сейчас национальные объединения любителей перфинов работают, кроме США, в Великобритании, Германии, Франции, Канаде, Венгрии, Чехии, Дании, Нидерландах, Австралии и Новой Зеландии. Общества изучения перфинов выпускают бюллетени, обмениваются информацией.

В нашей стране перфинами занимался Павел Федорович Мазур, более четверти века возглавлявший Московское общество филателистов. К сожалению, большую работу по перфинам П.Ф.Мазур так и не успел закончить.

В истории перфинов еще столько неизученного, что открытия здесь поджидают любого собирателя. Недавно, например, в старых коллекциях германских марок периода Первой мировой войны обнаружили перфины, на которых были пробиты не только инициалы, но и номиналы. После изучения оказалось, что эти марки на были знаками почтовой оплаты. Десятый армейский корпус германских вооруженных сил, квартировавший в городке Гаммельне после революции в Германии, испытывал нехватку средств для выплаты жалования солдатам. Командование корпуса решило выпустить "чрезвычайные" деньги. Блоками по 100 штук марки прокатали через почтовый перфорационный аппарат, пробив инициалы корпуса и новые номиналы. Этими "деньгами" солдаты расплачивались в пивных и бакалейных лавках Гаммельна в декабре 1919 года.

По перфинам Гонконга можно проследить всю историю развития этого, в еще недавнем прошлом, британского владения, его связи с миром. Вот, например, на марке с изображением китайской лодки, джонки, видны инициалы "B.I.". Оказывается, в 1875 году по решению правительства Франции в ее южных колониях был создан "Индокитайский Банк" - "Banque de l'Indo-Chine". В 1896 году банк открыл свое представительство в Гонконге. О значительном участии банка в экономической жизни Гонконга и всего Индокитая говорит тот факт, что в самом начале XX века отделения и агентства "B.I." работали в Сайгоне, Ханое, Хайфоне, Пномпене, Шанхае, Бангкоке, Пекине, Сингапуре и многих других крупных центрах региона. О проникновении тайваньского капитала на рынки Дальнего Востока и Индокитая рассказывают скромные инициалы "BTO", пробитые на "джонках" в Гонконге. Банк Тайваня открыл здесь представительство в 1903 году.

Любители перфинов в наши дни уже определились по тематической направленности коллекций - как и любой филателист. Единственное отличие: перфинистов не интересует изображение на марке, главная ценность заключается для них в самих инициалах. Выделяются следующие направления. Географический принцип формирования коллекций: перфины Великобритании и стран Содружества, например, перфины Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии. Принцип принадлежности к определенной области деятельности: перфины железнодорожных или судоходных компаний, благотворительных организаций или банков, перфины на марках авиапочты и т.д. Наконец, генеральный принцип сбора: неважно, инициалы какой компании или государственного учреждения, лишь бы это были перфины.

Конечно, коллекционировать марки "с дырочками" намного сложнее, чем привычные знаки почтовой оплаты. Главная трудность - нет полных каталогов перфинов и, возможно, не будет никогда. В отличие от государственных почтовых эмиссий - со своими проектами и планами, перфорированные инициалы ставили на марках тысячи и тысячи частных отправителей на протяжение целого века истории знаков почтовой оплаты. Расшифровать все инициалы невозможно без глубокого погружения в историю тех стран и регионов, где ходили перфины. Надо очень хорошо представлять, какие компании и банки работали в определенное время в определенной географической точке, чтобы хоть приблизительно атрибутировать каждый перфин. И все же энтузиасты сумели составить достаточно подробные каталоги перфинов Гонконга, Канады, Чехословакии, некоторых других стран. И эти каталоги постоянно пополняются новыми открытиями.

Зато собирательство перфинов само по себе увлекательнейший вид коллекционирования - именно благодаря своей сложности и необходимости глубокого изучения истории. Чувство первого открытия, которое дает коллекционеру каждый расшифрованный инициал, с лихвой возмещает все трудности собирательства перфинов. Постоянно растущий интерес к ним свидетельствует, что гадкий утенок, каким была марка "с дырочками" еще несколько десятилетий назад, вполне способен превратиться, если не в благородного лебедя, то наверняка - в экзотическую птицу филателии.

журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"
№ 2, 2002 г.

В начало раздела "Марки">>>